Основные понятия дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 01:35, контрольная работа

Краткое описание

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
– среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);
– методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Вложенные файлы: 1 файл

1_Osnovnye_ponyatia_distantsionnogo_obuchenia.docx

— 27.34 Кб (Скачать файл)

1 Основные понятия дистанционного  обучения

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное  взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной  работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

     Современное  дистанционное обучение строится  на использовании следующих основных  элементов:

– среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

– методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение позволяет:

  1. снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  2. проводить обучение большого количества человек;
  3. повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
  4. создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

 

 

2 История дистанционного  обучения в США и Европе

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной  почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной  работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется  бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных  фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха  «корреспондентского обучения», множество  ВУЗов во всем мире вели и ведут  его до сих пор.

Появление радио и телевидения  внесло изменения в дистанционные  методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые  шли, начиная с 50-х годов. Однако у  телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет  дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был  назван так, чтобы показать его доступность  за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

В конце 80-х доступность  персональных компьютеров дала новую  надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились  на первых компьютерах в виде различных  игр.

В XXI веке доступность компьютеров  и Интернета делают распространение  дистанционного обучения еще проще  и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио  и телевидение. Появилась возможность  общаться и получать обратную связь  от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн»  семинары (вебинары) для обучения.

 

 

 

3 Наиболее популярные средства и сервисы, используемые при проведении дистанционного обучения

Сегодня при проведении дистанционного обучения используется большой диапазон различных средств, сервисов и технологий.

Единственным специализированным средством дистанционного обучения, входящим в первую десятку средств  дистанционного обучения является система  дистанционного обучения Moodle. Это легко  объяснимо, так как данное средство дистанционного обучения обладает довольно широким функционалом и при этом является бесплатным.

В лидеры рейтингов популярности средств дистанционного обучения в  том или ином порядке чаще всего  попадают следующие средства:

– YouTube;

– Google Docs;

– Twitter;

– Skype;

– Prezi;

– WordPress;

– Moodle;

– Slideshare;

– Gloster;

– Dropbox.

 

 

 

4 Особенности в процессе дистанционного обучения

Особенности дистанционного обучения включают в себя:

  1. гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности;
  2. модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;
  3. параллельность. Обучение может совмещаться с основной профессиональной деятельностью, т.е. "без отрыва от производства";
  4. удаленность. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;
  5. асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;
  6. охват. Эту особенность иногда называют также “массовостью”. Количество обучающихся дистанционно не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем с помощью средств IT;
  7. рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств IT, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов;
  8. преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя(в ДО- тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощь почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты;
  9. обучающийся. Новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО - слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования;

 

  1.  Новые информационные технологии (компьютеры, аудио\видео-техника, системы и средства телекоммуникаций и др. ).

 

 

5 Университеты, проводящие  дистанционное обучение в Европе  и США

5.1Университет UDIMA в Испании

Мадридский университет  дистанционного обучения – это открытый, гибкий инновационный университет, использующий персонализированный  подход к обучению. У учеников нет  необходимости физически присутствовать в аудиториях учебного заведения, их обучение проходит дома, на работе, или  в ином другом месте, где есть возможность  подключения к сети Интернет. Не существует каких-либо ограничений  по времени обучения или в доступе  к ресурсам. Он-лайн университет  работает 24 часа в сутки 365 дней в  году, предоставляя каждому ученику  возможность выбрать индивидуальное удобное время для учебы.

5.2 Open University (Великобритания)

Открытый университет (ОУ) — британский университет открытого  образования, основан указом её величества королевы Великобритании в 1969  году. Цель его создания — предоставить возможность получить образование  людям, желающим учиться в удобном  для них месте и в удобное  время. ОУ — крупнейший университет  Великобритании, в котором обучается  около 200000 студентов (2003 г.). С момента  основания более трёх миллионов  студентов прошли обучение по программам ОУ. В остальном мире (за пределами  Евросоюза) ОУ работает через сеть образовательных  партнеров, обеспечивающих учебный  процесс по программам ОУ еще в  более чем 50 странах.

ОУ применяет широкий  спектр методов для дистанционного обучения, такие как письменные работы, видео и аудио материалы, internet-конференции, сопровождаемые поддержкой тьютора  и регулярными очными групповыми семинарами и двухдневными выездными  школами.

Качество учебного процесса в ОУ оценено на «отлично» британским Агенством качества высшего образования (Quality Assurance Agency for Higher Education). По итогам проведенного государством в 2005 году национального  опроса удовлетворенности выпускников, Открытый Университет занял первое место среди британских университетов.

5.3 Университет заочного  обучения (Хаген)

Университет заочного обучения в Хагене был основан в 1974 году. В 2009 году в университете обучалось 60 949 студентов. Всего в университете 4 факультета - правоведческий, экономический, культурологии и социальных наук, а также математики и информатики. В настоящее время в Хагенском  заочном университете учатся более 50 тысяч студентов. Важное требование при поступлении- подтверждение  достаточных знаний немецкого языка.

5.4 National University-Los Angeles

National University основан в 1971 году. Является вторым по величине частным университетом Калифорнии и двенадцатым в США. 

National University предлагает более  100 программ бакалавриата и магистра. Обучение проходит на факультетах  бизнеса и менеджмента, образования,  инжиниринга, технологий, медиа,  здоровья и ухода,  письма и  наук.  Ежегодно на кампусах  обучаются более 27 000 человек.  Основными направлениями являются  бухгалтерский учет и финансы,  образования, современные технология  в медиа, наука и искусство.

Обучение в США в National University – Los Angles, даст вам возможность  получить необходимые навыки для  построения успешной карьеры в любой  точке земного шара.Обучение дистанционно  в США позволит Вам приобрести бесценный опыт.

 

 

6 Статистические данные  по обучению дистанционно в  Европе и США

Исходя из приведенных  в таблице данных,самым дорогостоящим для обучения университетом является Мадридский университет UDIMA,сроки обучения приблизительно во всех университетах одинаковые.Требования также равны-это наличие компьютера с выходом в интернет и знание языка,на котором будет проходить обучение.

Исходя из данных по обучающимся  дистанционно из Европы и США,большее  количество студентов,обращающихся  к такому способу обучения, проживают в Соединённых Штатах,но в Европе расположено больше университетов,предоставляющих услуги такого обучения.

 

 

7 Недостатки дистанционного  обучения

Недостатки дистанционного обучения:

1 Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;

  2 Высокие  требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;

3  Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения;

4 Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;

  1. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;

6  Отсутствует постоянный контроль над обучающимися;

 

 

 

 

Заключение

Дистанционное обучение –  это огромный шаг для образовательной  системы всего мира. Благодаря этому способу получения знаний, все желающие из разных стран имеют возможность приобрести качественное образование на должном уровне, что способствует равномерному развитию общества на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997
  2. Вебинары: что нас ждет на рынке обучения/ Управление человеческим потенциалом.- 2010 - №1
  3. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты: ИНФО. - 1996 - № 3
  4. Юдаев А.В. Дистанционное образование. Сборник статей. Режимдоступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/do_sbornik/
  5. E-learning глазами профессионалов, №1 2010. Режим доступа: http://www.stel.ru/pdf/digest_1_0110.pdf

 


Информация о работе Основные понятия дистанционного обучения