Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования - обобщение и оценка основных проблем современного макаренковедения.
Задачами исследования работы является:
1. На основе изучения публикаций современного макаренковеда А.А. Фролова начала 21 века. Раскрыть первую стадию в торможении научной разработки наследия А.С. Макаренко в СССР. Изучить расширения процесса торможения в освоении наследия А.С. Макаренко.
2. Изучение идей А.А. Фролова о социальном воспитании в связи с наследием А.С. Макаренко.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава I. Публикации А.А Фролова о наследии А.С Макаренко начала 21в…...6
І.1 А.А Фролов о сущности наследия А.С Макаренко…………………..…….6
І.2 А.А Фролов о социальном воспитании в связи с
наследием А.С Макаренко…………………………………………………….....9
Выводы по І главе…….............................................................................................16
Глава II. А.А Фролов о сущности педагогики А.С Макаренко………………..17
ІІ.1 Взаимодействие поколений как проблема наследия А.С Макаренко…..17
ІІ.2 А.А Фролов Пространство и время в воспитании и педагогике………...21
Выводы по ІІ главе....................................................................................................32
Заключение……………………………………………………………………..…33
Литература……….....................................................................................................36
А.С. Макаренко воспринял советское социальное воспитание как «одну из самых прекрасных мыслей человечества» [7, T.1 с. 84- 85]. Но с самого начала он говорил: «мы конструировали свою линию, в опытном плане, без предварительно принятых догматов», что привело его к «ревизии нашего соцвоса» [7, T.1, с. 225]. Летом 1928 г., в конце своего заведования колонией им. М. Горького он уже утверждал, что в ней «осуществлен настоящий советский соцвос» [7, T. 1, с. 93].
По его мнению, в нем должны объединиться: государство, новая семья и «совершенно новый деятель - ребячий производственный и образовательный», социально совершенный коллектив [7, T. 1, с. 82]. В связи с этим особый интерес вызывает отношение А.С. Макаренко к проблеме воспитания/обучения.
Так, в своем докладе, сделанном в 1936 г. в Московском областном пединституте, он высказал мысль, что «...в интересах дела нужно отделить школьную педагогику классной работы от педагогики воспитания... Разделить эти две педагогики и определить их главные методы» [18, с. 58]; второе цитируемое предложение опущено во всех советских публикациях этого доклада. Ему тогда категорически возражал П.Н. Шимбирев, заведующий кафедрой педагогики. Макаренковскую точку зрения он охарактеризовал как покушение на единство советской педагогики и отрицание ее достижений [18, с. 64].
В своем последнем публичном выступлении, за три дня до смерти, на совещании учителей Ярославской железной дороги А.С. Макаренко продолжал утверждать: «...Я настаиваю, что вопрос воспитания, методику воспитания надо совершенно отделить от вопроса преподавания. Тем более надо отделить, что воспитательный процесс совершается не только в классе...» [7, T. 8, C. 11].
Отстраненность А.С. Макаренко от дидактических проблем ни в коей мере не означает недооценки роли обучения в воспитании. Наоборот, в его педагогических воззрениях и практике воспитания общему образованию отводится одно из первых мест. Вопросы теории и методики обучения его не очень занимали, поскольку он считал их гораздо более разработанными по сравнению с проблемами воспитания.
При этом не будем забывать, что он внес существенный вклад в решение таких общепедагогических проблем, как соединение воспитания и обучения с производительным трудом, сочетание общего и дифференцированного образования. А.С. Макаренко творчески развил фундаментальные положения реформаторской педагогики о воспитательно-образовательной роли труда, самоуправления, коллективности, свободного развития личности. В центр своей жизненно-ориентированной педагогики он поставил задачу воспитания «хозяйственной позиции по отношению к окружающему миру» [7, T.1, с. 47]. Вспомним, что учебно-образовательная работа в колонии им. М. Горького опережала развитие общего образования в стране. Применяя в 20-х гг., как и во всех советских школах, комплексную систему обучения [7, T. 1, с. 18-24], А.С. Макаренко дополнил ее созданием курсов по подготовке к поступлению на рабфак.
В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского с опережением осуществлялись государственные планы всеобщего начального, затем 7-летнего образования. В 1934 г. в структуру коммунарской школы входили: старшие классы семилетки, машиностроительный техникум с двумя отделениями (в соответствии с характером коммунарского производства), технические курсы типа ФЗУ, старшие классы десятилетки, курсы по подготовке в вузы.
В начале 1928 г. при обсуждении плана педагогической организации коммуны А.С. Макаренко упорно сопротивлялся введению предложенного начальством проекта, по которому его «детище» становилось обычной семилетней трудовой школой или школой ФЗС (фабрично-заводская школа, действующая при производственном предприятии).
По сути дела, он тогда вступил в полемику с официальной советской педагогикой, в которой система средств расходилась с провозглашенными педагогическими принципами, порождая «потребительское воспитание», подмену коллективизма «мелким соседско-мещанским единством». Логика целесообразности в воспитании практически не выходила в ней за рамки учебной и культурно- просветительной работы, словесных форм воспитания [7, t. 8, с. 247-249]. Превалирование учебно-образовательных установок, утверждал А.С. Макаренко, «ведет к воспитанию интеллигентских тенденций в развитии (личности. - А.Ф .), что представляется в нашем обществе прямо гибельным. Обычно у детей в таком случае образуется пренебрежение к производительному труду, развивается чисто индивидуальный комплекс устремлений, иногда чересчур повышенное мнение о своих способностях, дилетантское суждение о вещах» [7, T. 8, с. 141].
Макаренковская логика - «практическая», она позволяет не на словах, а в реальной жизненной практике воспитывать «рабочего-организатора», создавать необходимую для этого «систему нормативных отношений» [7, T. 8, с. 248-249].
Когда советская общеобразовательная школа в соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) о школе 1931-1932 гг. приобретала черты «советской гимназии», А.С. Макаренко, продолжая опыт горьковской колонии вплоть до окончания своей работы в коммуне дзержинцев в 1935 г., сохранял ее деятельность как «учебно-производственного комбината, школы-коммуны», предназначенной для детей 12-17 лет.
Его полемика о судьбе
своего новаторства - органическая часть
развернувшейся в 1927-1931 гг. дискуссии
по фундаментальным проблемам
Откликаясь на эту дискуссию в своих работах, А.С. Макаренко отвергал ее «правый уклон», возглавляемый А.Г. Калашниковым, П.П. Блонским, А.П. Пинкевичем, которые настаивали на усилении автономии школы и ее развитии в варианте «школы учебы».
Он не стал сторонником «левого уклона», который представляли В.Н. Шульгина, М.В. Крупенина, В.Я. Струминский, С.Е. Гайсинович, - по существу, лишавшие педагогику ее научной самостоятельности.
Таким образом проявился четко обозначенный А.С. Макаренко еще в начале 20-х гг. научный принцип «параллельности», который не допускает ни «слияния» воспитания с жизнью (по существу, его ликвидации), ни его отрыва от жизни в «оранжерейных» условиях. Связь с жизнью осуществляется путем создания «воспитательного коллектива», единого для педагогов и воспитанников, всех работников педагогического учреждения (типа «трудовой общины»). Он должен стать действительно «полноправной ячейкой общества», включающей все основные компоненты «взрослой» жизни: систему права, хозяйственно-финансовой деятельности, управления, отношений и т.д.
Общественные условия здесь трансформируются в факторы воспитания. В неразрывной связи реализуются две главные функции воспитания: закрепление в новом поколении предшествующих социально-культурных достижений - и содействие творческому развитию человека и общества. Органически сочетаются функции социальной адаптации и «опережения». Тем самым А.С. Макаренко преодолел метафизическую «разграничительную» трактовку воспитания «в широком и узком смысле», как «социального явления» и как «педагогической деятельности». Он произвел методологический прорыв в педагогике, поднимая ее с уровня «парной педагогики» (нынешних «субъектно-субъектных отношений»), влияния отдельных видов деятельности, разрозненных «воспитательных мероприятий» и «ситуаций» - на уровень широкой, многообразной и развивающей социальной общности. Он обозначил надежную базу для полноценного и творческого развития личности и индивидуальности.
Методологический принцип «
Главная заслуга А.С. Макаренко, имеющая огромное значение для современности, состоит в том, что он круто повернул педагогическую мысль и практику в русло воспитательной педагогики, «школы жизни». В этом суть его конфликта со своим и последующим временем, включая современность. Это закономерно: он является единственным классиком педагогики, всецело посвятившим свою деятельность воспитанию «в узком смысле слова».
Его кредо - «единство жизни и педагогики», полное отсутствие искусственных форм и средств воспитания. Такова базовая предпосылка ненасильственной, гуманистической, социально- личностной педагогики А.С. Макаренко. Именно она «определяет свободу в самочувствии воспитанника, позволяет ему более просто и радостно переживать свое детство» [7, T. 1, с. 48].
Современные успешные творческие поиски в теории и практике школьного воспитания идут в направлении открытых А.С. Макаренко закономерностей. Их суть заключается в том, что в основе воспитания находится социальное действие, т.е. сам воспитательный процесс «расположен в самой жизни». При этом уклад школьной жизни есть не что иное как «скрытое содержание воспитания», определяющий фактор, от которого во многом зависят результаты и учебно-образовательной работы.
Выводы по І главе
На основе изучения последних публикаций макаренковеда А.А Фролова выяснено что он доказал: А.С. Макаренко – яркий представитель воспитательной педагогики и «школы жизни». Это по существу единственный классик педагогики, всецело посвятивший свою деятельность воспитанию. Сущность идей и опыта А.С. Макаренко, его концепция педагогики и научный метод наиболее полно раскрываются в контексте магистральных направлений исторического развития отечественной и мировой педагогической классики.
Серьезной методологической ошибкой макаренковедения в советский период по мнению А.А Фролова, то что это наследие осваивалось не в своей самоценности, а под давлением стереотипов современной «школы учебы» и дидактической педагогики.
Главная заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он круто повернул педагогическую мысль и практику в русло воспитательной педагогики и «школы жизни». В этом глубинная суть его конфликта со своим и последующим временем, включая современность.
Система ценностей воспитательной системы А.С.Макаренко содержит два ряда ведущих аксиологических ориентиров. Основополагающий ряд, в центре которого человек, его духовность, его свобода, его ответственность, долг как смысл его жизни. Второй, производный от первого ряд — это те ценности, которые необходимы для развития человека: гуманное сообщество (коллектив), активная деятельность (труд, учеба, игра), красота, идея гармонии человека и сообщества (общества). Ценности в системе А.С.Макаренко опосредованы социумом, носят гуманистический характер, в них отражена национальная специфика.
«Воспитание в том и заключается, что наиболее взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению», - говорит А.С. Макаренко [7 ,Т. 7,с. 38]. Он придерживается традиционного понимания воспитания прежде всего в его социальной функции: воспитание обеспечивает преемственность поколений, передачу общественно-исторического опыта от одного поколения к другому, без чего существование и развитие общества и человека невозможно.
Вместе с тем он решительно преодолевает трактовку социальной функции воспитания лишь в одном направлении: от старшего поколения к младшему. В его педагогике этот вектор творчески дополняется другим: от младшего поколения к старшему. А.С.Макаренко вводит в основы педагогики проблему взаимодействия поколений, их исторически закономерной смены.
В его творчестве ярко проявляется принципиальный отход педагогики от концепции патернализма, безмерной опеки детей и молодежи, на грани авторитаризма. Одновременно это и противостояние концепции «свободного проявления» личности, ее обособленного существования, своеволия и одичания.
В таком подходе отражаются новые общественные потребности, вызванные интеграцией социальных процессов, ускорением общественно-исторического развития. Активизируется роль «человеческого фактора» в экономике и культуре, существенно изменяется «качество жизни» людей. Воспитание, говорит А.С. Макаренко, должно все более направляться на «воспитание способностей человека, на развитие его созидательного, творческого актива» [7, T.4, с.286], содействуя «возвышению личности», ее «ценности», человеческого достоинства.
Фундаментальный социально-этический принцип АС. Макаренко «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему» - в его педагогике реализуется путем активного приобщения учащейся молодежи к основе человеческой жизни и культуры - производительному труду. В ходе этого возникают качественно новые требования к старшему поколению. Творческое взаимодействие поколений становится важнейшим условием материального и духовного прогресса общества.
Преодолевается традиционное механистическое разделение воспитания в «узком» и «широком» смысле: как специальной «педагогической деятельности» - и как «социального явления», хаотичного в педагогическом отношении.
Таким образом, А.С. Макаренко расширяет границы педагогики и воспитания, качественно изменяет представление о предмете педагогики и ее методологии, понятийном аппарате, теоретических основах и практике воспитания. В результате значительно усиливается эффективность и социальная ответственность педагогической мысли и практики, повышается авторитет педагогики в сфере науки.
Информация о работе Основные проблемы современного макаренковедения