Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования - обобщение и оценка основных проблем современного макаренковедения.
Задачами исследования работы является:
1. На основе изучения публикаций современного макаренковеда А.А. Фролова начала 21 века. Раскрыть первую стадию в торможении научной разработки наследия А.С. Макаренко в СССР. Изучить расширения процесса торможения в освоении наследия А.С. Макаренко.
2. Изучение идей А.А. Фролова о социальном воспитании в связи с наследием А.С. Макаренко.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава I. Публикации А.А Фролова о наследии А.С Макаренко начала 21в…...6
І.1 А.А Фролов о сущности наследия А.С Макаренко…………………..…….6
І.2 А.А Фролов о социальном воспитании в связи с
наследием А.С Макаренко…………………………………………………….....9
Выводы по І главе…….............................................................................................16
Глава II. А.А Фролов о сущности педагогики А.С Макаренко………………..17
ІІ.1 Взаимодействие поколений как проблема наследия А.С Макаренко…..17
ІІ.2 А.А Фролов Пространство и время в воспитании и педагогике………...21
Выводы по ІІ главе....................................................................................................32
Заключение……………………………………………………………………..…33
Литература……….....................................................................................................36
Деятельностный опыт воспитанников А.С.Макаренко, на формирование которого он обращал большое внимание, является по своей сущности личностным», содержит компоненты «субъективного» опыта, которые выделяются современными психологами. Каждый воспитанник А.С.Макаренко был субъектом своей психической деятельности. Субъектно-активный подход А.С.Макаренко преломил в педагогические закономерности воспитания: «принцип параллельного действия» и «единство воспитания и жизни». Организация коллективной жизнедеятельности в учреждениях А.С.Макаренко, изоморфно отражает жизнь всего общества, была основана на принципе культуросообразности.
Гуманистическая направленность в педагогической системе А.С.Макаренко выражается в том, что ее организационной основой является коллектив (гуманное сообщество), выступающий как субъект воспитательной и социально-экономической деятельности. Ориентация на создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия самоутверждающейся индивидуальности проявляется: 1) в организации педагогически целесообразного образа жизни, адекватного реальной жизни, при этом воспитанники включены в систему отношений социума, являются субъектами настоящей жизни; 2) в «деликатном» прикосновении к личности, при котором воспитание осуществляется косвенным, незаметным путем, воспитанник является не объектом прямолинейного воспитательного воздействия, а субъектом деятельности (учебной, производственной, бытовой, социально-направленной и т. д.), логически оправданные требования которой и являются ориентирами нравственных убеждений, норм поведения и т.д.; 3) личностный опыт воспитанники «выращивают» в защищенных условиях гуманного сообщества (коллектива), которое «фильтрует» негативные влияния общества, создает базу поддержки личности в столкновениях личности с разрушающими воздействиями социума.
Личностная ориентированность воспитания А.С.Макаренко проявляется в демократическом характере и функционировании его учебно-воспитательных учреждений, главными особенностями которых являлись уважение и доверие к каждому члену коллектива, (как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему) и равноправие детей и взрослых через единство детского и педагогического самоуправления, что позволяет каждому члену коллектива, педагогу и воспитаннику занять активно-творческую позицию, при этом проявляется внимание к личности каждого субьекта воспитания, предупреждается отчуждение воспитательной деятельности от субъектов.
Информация о работе Основные проблемы современного макаренковедения