Основные проблемы современного макаренковедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - обобщение и оценка основных проблем современного макаренковедения.
Задачами исследования работы является:
1. На основе изучения публикаций современного макаренковеда А.А. Фролова начала 21 века. Раскрыть первую стадию в торможении научной разработки наследия А.С. Макаренко в СССР. Изучить расширения процесса торможения в освоении наследия А.С. Макаренко.
2. Изучение идей А.А. Фролова о социальном воспитании в связи с наследием А.С. Макаренко.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава I. Публикации А.А Фролова о наследии А.С Макаренко начала 21в…...6
І.1 А.А Фролов о сущности наследия А.С Макаренко…………………..…….6
І.2 А.А Фролов о социальном воспитании в связи с
наследием А.С Макаренко…………………………………………………….....9
Выводы по І главе…….............................................................................................16
Глава II. А.А Фролов о сущности педагогики А.С Макаренко………………..17
ІІ.1 Взаимодействие поколений как проблема наследия А.С Макаренко…..17
ІІ.2 А.А Фролов Пространство и время в воспитании и педагогике………...21
Выводы по ІІ главе....................................................................................................32
Заключение……………………………………………………………………..…33
Литература……….....................................................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Современное Макаренковедение.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Специалисты признают его немалый вклад в развитие этики и эстетики, общей и социальной, педагогической психологии, социологии, литературоведения, юриспруденции. Труды А.С.Макаренко сыграли важную роль в становлении военной и исправительно-трудовой педагогики. Материал об этом содержится в «Историографии» на с. 108-112, 193, 197 (по отечественной истории) и в параграфах, посвященных зарубежным исследованиям.

Педагогам нужно проявить серьезную заинтересованность в  огромной работе, проведенной отечественными и зарубежными литературоведами и литературными критиками. Они внимательно исследуют то, что с большим трудом воспринимается педагогами, – органическое взаимодействие в творчестве А.С.Макаренко социального и индивидуального, внешних и внутренних предпосылок воспитания, становления личности. Работники культуры, общественные деятели изначально опережают педагогов в достойной оценке всей совокупности его деятельности.

Проведенные к настоящему времени отечественными и зарубежными  специалистами исследования позволяют  обозначить «стартовые позиции» и перспективы дальнейшей творческой разработки наследия А.С. Макаренко.

1. Он не просто создатель  эффективной «педагогической (воспитательной) системы». В ходе ее создания  он изменяет содержание, предмет,  задачи и метод педагогики  как науки в целом. Он творчески развивает педагогическую концепцию, основанную на приоритете воспитания («воспитательную педагогику»), и соответствующую ей практику – «школу жизни, труда, воспитания».

В результате принципиально  изменяется содержание и структура базовых понятий педагогики: воспитание, обучение, социализация, развитие личности. В педагогике А.С.Макаренко действует вектор: от воспитания и обучения к развитию, при определяющей роли социализации. Противоположность этому – педолого-педагогическая концепция, которая исходит из развития и «отстраняется» от социализации.

Актуализация в отечественной  педагогике в последние годы категории  социализации – очень важная корректировка  «личностно-ориентированной» педагогической системы. При этом, однако, социализация может восприниматься как замена категории воспитания (в духе педологии-педагогики). В понимании А.С.Макаренко социализация – это действие «элементов педагогики» в обществе в целом, преимущественно в жизни и деятельности взрослых. Завершение процесса воспитания молодежи происходит при трансформации этих элементов во взаимодействии поколений, старшего и младшего.

В понятийно-терминологической  системе А.С.Макаренко ее структура  обозначается в виде центральных  понятий на методологическом, теоретическом, организационно-методическом и технологическом «этажах» системы. Соответственно это: «педагогическая целесообразность», «параллельное действие», «воспитательный коллектив», «педагогическая операция».

Эти новые понятия, которые  А.С.Макаренко вводит в педагогическую науку, составляют «ядро» его системы педагогики. Всю же обогащающую педагогику его систему понятий еще предстоит выяснить. Необходимо разобраться и с использованием им традиционных понятий; их место и содержание в новой системе существенно изменяется. Базовые понятия макаренковской педагогики, их структура раскрываются во вступительной статье книги: А.С.Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания… Часть 1… 1921-1928 гг. / Сост. А.А.Фролов, Е.Ю.Илалтдинова. – Н. Новгород, 2007, с. 10-17.

2. А.С. Макаренко – выдающийся представитель и разработчик «социальной педагогики». В ее рамках он мыслит и творит «детскую педагогику», «педагогику школы». Это не та «социальная педагогика», которая развивается в настоящее время как «педагогика нищеты», материальной и педагогической помощи социально обездоленным детям и взрослым.

Он действует в русле  классического определения социальной педагогики как «педагогики общества». «Настоящая педагогика – это та, которая повторяет педагогику всего общества» [7, T. 4, с. 341]. Она отражает диалектически противоречивый процесс развития общества и человека, основывается на прогрессивных социально-гуманитарных тенденциях, «даже обгоняет общество в его человеческом творчестве» [7, T. 4, с. 120]. По выражению некоторых исследователей, творчество А.С.Макаренко, как и деятельность Д.Дьюи, – это «социальный реконструктивизм – применение педагогических методов к социальным проблемам».

Поднимая таким образом  педагогическую науку на качественно  новый уровень ее развития, А.С.Макаренко  продолжает традицию оптимистической педагогики, активно-творческой и социально ответственной в своей целеустремленности. Это «сильная» педагогика, она не случайно может восприниматься как «муштра». Ее противоположность – педагогика «слабая», консервативная, она прикрывает свой пессимизм, неверие в прогресс человека и общества фразеологией «гуманистического» индивидуализма и примитивным пониманием великого принципа природосообразности воспитания. Характеристика А.С.Макаренко как социального педагога-реформатора и гуманиста дана в § 1 первой главы «Историографии».

3. Макаренковская социальная педагогика сейчас может эффективно осваиваться, опираясь на идею взаимодействия поколений. «Воспитание в том и заключается, что наиболее взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению» [7, T. 7, с. 38]. Без этого невозможно существование общества и человека как личности.

А.С.Макаренко освобождает  педагогику от трактовки социальной функции воспитания лишь в одном  направлении: от старшего поколения к младшему. Этот вектор он творчески дополняет встречным: от младшего поколения к старшему. Он принципиально отходит от педагогики патернализма, безмерной опеки детей и молодежи, на грани авторитаризма. Одновременно это и отрицание концепции «свободного проявления» личности, ее своеволия и одичания. Отвергается «идеал»: «дети все сделали сами».

Макаренковский подход к проблеме биологически и исторически  закономерной смены поколений основывается на участии детей и молодежи в  производительном труде вместе со взрослыми. Тогда возникают новые требования и к старшему поколению. Творческое взаимодействие поколений становится важнейшим условием материального и духовно-нравственного прогресса общества.

«…Для каждого поколения  цель воспитания должна быть установлена диалектически» [7, T. 8, с. 137]; соответственно должны изменяться база, организационные формы и средства воспитания каждого поколения.

Представление всей макаренковской системы педагогики сверху донизу (до мельчайших организационных и технологических «деталей»), во всей ее полноте и многообразии с точки зрения связи поколений – актуальная задача современных исследователей. В практике А.С.Макаренко соотношение числа воспитанников и взрослых (педагогов, мастеров производства, квалифицированных рабочих, административно-технического персонала) выступало обычно как 3 : 1, затем 1 : 1. Соотношение 1 : 3 в 1934-1935 гг. вело к утрате коммуной им. Ф.Э. Дзержинского качеств педагогического учреждения.

Объяснение педагогики А.С. Макаренко в контексте взаимодействия поколений дано во вступительной статье книги: А.С.Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания… Часть 2… 1928-1932 гг. / Сост. А.А.Фролов, Е.Ю.Илалтдинова. – Н. Новгород, 2008. – 409 с. См. также: альманах «Макаренко», 2008, № 2. Отд. изд.: Педагогика А.С.Макаренко (наука о взаимодействии поколений). Программа учебного курса по выбору / Сост. А.А.Фролов. – Н. Новгород, 2007. Дана также в указанном выше альманахе.

4. Педагогика А.С. Макаренко  имеет свою методологию; необходимость  ее специального исследования еще только начинает осознаваться.

Внимание концентрировалось  на «системе Макаренко», без должного внимания к процессу ее становления  и к творческому методу, на котором  она основана. Его метод педагогического  мышления и действия – это ключ к творческому использованию и развитию его наследия в других, современных (и будущих) условиях. Овладение этим методом исключает механическое и разрозненное копирование его системы и ее «творческое» искажение.

Трудность заключается  в состоянии современной педагогики; для нее еще не существует такой проблемы: соотношение системы и метода. Уже в 1922 г. А.С.Макаренко говорил не о «методах педагогического исследования» (как это принято сейчас), а о «создании научного метода педагогического исследования» [7, T. 1, с. 10). Он, несомненно, имел в виду метод, который был бы вполне адекватен предмету педагогики как специфической отрасли научного знания.

В его практико-ориентированной  педагогике научный метод всецело  подчинен определению закономерностей  в триаде: цель – средство – результат. Макаренковская «педагогическая логика» – это логика педагогической целесообразности. Педагогические законы обнаруживаются в «системе индуктивной логики», на основе «индукции цельного опыта»; он «возникает из дедуктивных положений» и направляется ими, исходя из поставленных «общих задач» [7, T. 1, с. 180-181]. Педагогика А.С.Макаренко может быть отнесена к праксиологии – области социологических исследований, которая изучает механизм эффективности человеческой деятельности, прежде всего трудовой.

Важнейшее открытие А.С.Макаренко  в методологии педагогики – «параллельное  действие»: раздвоение целостного педагогического  процесса на то, как он представляется воспитанникам (внешнее выражение), – и то, что составляет его  сущность. Воплощение педагогического в жизненно-практическом «определяет свободу в самочувствии воспитанника, позволяет ему более просто и радостно переживать свое детство» [7, T. 1, с. 48]. Эти две «линии» необходимо сделать «параллельными», т.е. создать ситуацию взаимозависимости, исключения противоположности и сохранения специфики в логике их действия и развития.

Развернутое определение  своей «педагогики параллельного  действия» А.С.Макаренко дал в 1932 г. [т. 1, с. 323-324], хотя систематическое обращение его к термину «параллельно» отмечается с 1923 г. Так он раскрывает связь разнородных педагогических явлений при их включении в определенную систему. Особенно ярко это проявляется в отношении «пáрных оппозиций»: они становятся не взаимоисключающими, а взаимодействующими (материальное и духовное в воспитании, коллектив и личность, сознательное и «автоматическое», социальное и природное, движение и «покой», эволюция и «взрыв» и т.д.).

К области методологии  относится и макаренковское определение  векторов, направлений развития целеустремленных педагогических явлений и процессов. Все это – блестящее применение диалектической, системной логики в педагогике. Это глубинная основа необычайного успеха А.С.Макаренко как теоретика и практика – достижение единства воспитания и жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по ІІ главе

А.А Фролов доказал, что А.С. Макаренко расширяет границы педагогики и воспитания, качественно изменяет представление о предмете педагогики и ее методологии, понятийном аппарате, теоретических основах и практике воспитания. В результате значительно усиливается эффективность и социальная ответственность педагогической мысли и практики, повышается авторитет педагогики в сфере науки.

Идею единства воспитания и жизни, школы и общества, воспитания и производства А.С. Макаренко реализует  в духе «педагогики параллельного действия»: связь этих бинарных (парных) оппозиций устанавливается не прямо, а опосредованно, путем создания единой «трудовой общины» взрослых и детей в педагогическом учреждении.

В связи с проблемой  поколений в литературном наследии А.С.Макаренко выделяются произведения: 1) о его опыте, где главное внимание уделяется молодому поколению; 2) о связи старшего поколения с молодежью в его опыте; 3) преимущественно о старшем поколении, в его связи с младшим - вне опыта А.С.Макаренко; 4) о педагогике социальной действительности.

Во второй главе обозначены основные направления теоретической  разработки и практического использования  наследия А.С. Макаренко на перспективу  предложенные А.А. Фроловым.

Заключение

На основе публикаций А.А Фролова выявлено, что основные проблемы и перспективы наследия А.С Макаренко, связаны с происходящими в современной педагогике процессами.

 Макаренковское наследие - уникальный в истории педагогики результат органического сочетания длительной (25 лет) и необычайно успешной практической педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике и художественно-эстетического освоения педагогической действительности. Опираясь на эти три главных метода познания в их единстве, А.С.Макаренко вплотную подошел к воспитанию и развитию целостной человеческой личности, в гармонической связи трех ее главных начал: практически-волевого, эмоционально-эстетического и интеллектуально-научного.

А.С.Макаренко - противник  индивидуалистической педагогики, возводящей в абсолют материальные блага и культивирующей простое приспособление человека к существующему. Душа его общинно-коллективистской педагогики - социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.

Система ценностей воспитательной системы А.С.Макаренко содержит два  ряда ведущих аксиологических ориентиров. Основополагающий ряд, в центре которого человек, его духовность, его свобода, его ответственность, долг как смысл его жизни. Второй, производный от первого ряд — это те ценности, которые необходимы для развития человека: гуманное сообщество (коллектив), активная деятельность (труд, учеба, игра), красота, идея гармонии человека и сообщества (общества). Ценности в системе А.С.Макаренко опосредованы социумом, носят гуманистический характер, в них отражена национальная специфика.

Специфика и новаторство  воспитательной системы А.С.Макаренко  заключается в органическом (а  не суммативном) характере ее целостности, которая представляет конструктивный синтез противоположностей, обеспечивающий бифуркационный механизм развития системы.

Информация о работе Основные проблемы современного макаренковедения