Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования - обобщение и оценка основных проблем современного макаренковедения.
Задачами исследования работы является:
1. На основе изучения публикаций современного макаренковеда А.А. Фролова начала 21 века. Раскрыть первую стадию в торможении научной разработки наследия А.С. Макаренко в СССР. Изучить расширения процесса торможения в освоении наследия А.С. Макаренко.
2. Изучение идей А.А. Фролова о социальном воспитании в связи с наследием А.С. Макаренко.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава I. Публикации А.А Фролова о наследии А.С Макаренко начала 21в…...6
І.1 А.А Фролов о сущности наследия А.С Макаренко…………………..…….6
І.2 А.А Фролов о социальном воспитании в связи с
наследием А.С Макаренко…………………………………………………….....9
Выводы по І главе…….............................................................................................16
Глава II. А.А Фролов о сущности педагогики А.С Макаренко………………..17
ІІ.1 Взаимодействие поколений как проблема наследия А.С Макаренко…..17
ІІ.2 А.А Фролов Пространство и время в воспитании и педагогике………...21
Выводы по ІІ главе....................................................................................................32
Заключение……………………………………………………………………..…33
Литература……….....................................................................................................36
Специалисты признают его немалый вклад в развитие этики и эстетики, общей и социальной, педагогической психологии, социологии, литературоведения, юриспруденции. Труды А.С.Макаренко сыграли важную роль в становлении военной и исправительно-трудовой педагогики. Материал об этом содержится в «Историографии» на с. 108-112, 193, 197 (по отечественной истории) и в параграфах, посвященных зарубежным исследованиям.
Педагогам нужно проявить серьезную заинтересованность в огромной работе, проведенной отечественными и зарубежными литературоведами и литературными критиками. Они внимательно исследуют то, что с большим трудом воспринимается педагогами, – органическое взаимодействие в творчестве А.С.Макаренко социального и индивидуального, внешних и внутренних предпосылок воспитания, становления личности. Работники культуры, общественные деятели изначально опережают педагогов в достойной оценке всей совокупности его деятельности.
Проведенные к настоящему времени отечественными и зарубежными специалистами исследования позволяют обозначить «стартовые позиции» и перспективы дальнейшей творческой разработки наследия А.С. Макаренко.
1. Он не просто создатель
эффективной «педагогической (
В результате принципиально изменяется содержание и структура базовых понятий педагогики: воспитание, обучение, социализация, развитие личности. В педагогике А.С.Макаренко действует вектор: от воспитания и обучения к развитию, при определяющей роли социализации. Противоположность этому – педолого-педагогическая концепция, которая исходит из развития и «отстраняется» от социализации.
Актуализация в отечественной педагогике в последние годы категории социализации – очень важная корректировка «личностно-ориентированной» педагогической системы. При этом, однако, социализация может восприниматься как замена категории воспитания (в духе педологии-педагогики). В понимании А.С.Макаренко социализация – это действие «элементов педагогики» в обществе в целом, преимущественно в жизни и деятельности взрослых. Завершение процесса воспитания молодежи происходит при трансформации этих элементов во взаимодействии поколений, старшего и младшего.
В понятийно-терминологической системе А.С.Макаренко ее структура обозначается в виде центральных понятий на методологическом, теоретическом, организационно-методическом и технологическом «этажах» системы. Соответственно это: «педагогическая целесообразность», «параллельное действие», «воспитательный коллектив», «педагогическая операция».
Эти новые понятия, которые А.С.Макаренко вводит в педагогическую науку, составляют «ядро» его системы педагогики. Всю же обогащающую педагогику его систему понятий еще предстоит выяснить. Необходимо разобраться и с использованием им традиционных понятий; их место и содержание в новой системе существенно изменяется. Базовые понятия макаренковской педагогики, их структура раскрываются во вступительной статье книги: А.С.Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания… Часть 1… 1921-1928 гг. / Сост. А.А.Фролов, Е.Ю.Илалтдинова. – Н. Новгород, 2007, с. 10-17.
2. А.С. Макаренко – выдающийся представитель и разработчик «социальной педагогики». В ее рамках он мыслит и творит «детскую педагогику», «педагогику школы». Это не та «социальная педагогика», которая развивается в настоящее время как «педагогика нищеты», материальной и педагогической помощи социально обездоленным детям и взрослым.
Он действует в русле
классического определения
Поднимая таким образом педагогическую науку на качественно новый уровень ее развития, А.С.Макаренко продолжает традицию оптимистической педагогики, активно-творческой и социально ответственной в своей целеустремленности. Это «сильная» педагогика, она не случайно может восприниматься как «муштра». Ее противоположность – педагогика «слабая», консервативная, она прикрывает свой пессимизм, неверие в прогресс человека и общества фразеологией «гуманистического» индивидуализма и примитивным пониманием великого принципа природосообразности воспитания. Характеристика А.С.Макаренко как социального педагога-реформатора и гуманиста дана в § 1 первой главы «Историографии».
3. Макаренковская социальная педагогика сейчас может эффективно осваиваться, опираясь на идею взаимодействия поколений. «Воспитание в том и заключается, что наиболее взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению» [7, T. 7, с. 38]. Без этого невозможно существование общества и человека как личности.
А.С.Макаренко освобождает педагогику от трактовки социальной функции воспитания лишь в одном направлении: от старшего поколения к младшему. Этот вектор он творчески дополняет встречным: от младшего поколения к старшему. Он принципиально отходит от педагогики патернализма, безмерной опеки детей и молодежи, на грани авторитаризма. Одновременно это и отрицание концепции «свободного проявления» личности, ее своеволия и одичания. Отвергается «идеал»: «дети все сделали сами».
Макаренковский подход к проблеме биологически и исторически закономерной смены поколений основывается на участии детей и молодежи в производительном труде вместе со взрослыми. Тогда возникают новые требования и к старшему поколению. Творческое взаимодействие поколений становится важнейшим условием материального и духовно-нравственного прогресса общества.
«…Для каждого поколения цель воспитания должна быть установлена диалектически» [7, T. 8, с. 137]; соответственно должны изменяться база, организационные формы и средства воспитания каждого поколения.
Представление всей макаренковской
системы педагогики сверху донизу (до
мельчайших организационных и
Объяснение педагогики
А.С. Макаренко в контексте
4. Педагогика А.С. Макаренко
имеет свою методологию;
Внимание концентрировалось на «системе Макаренко», без должного внимания к процессу ее становления и к творческому методу, на котором она основана. Его метод педагогического мышления и действия – это ключ к творческому использованию и развитию его наследия в других, современных (и будущих) условиях. Овладение этим методом исключает механическое и разрозненное копирование его системы и ее «творческое» искажение.
Трудность заключается
в состоянии современной
В его практико-ориентированной педагогике научный метод всецело подчинен определению закономерностей в триаде: цель – средство – результат. Макаренковская «педагогическая логика» – это логика педагогической целесообразности. Педагогические законы обнаруживаются в «системе индуктивной логики», на основе «индукции цельного опыта»; он «возникает из дедуктивных положений» и направляется ими, исходя из поставленных «общих задач» [7, T. 1, с. 180-181]. Педагогика А.С.Макаренко может быть отнесена к праксиологии – области социологических исследований, которая изучает механизм эффективности человеческой деятельности, прежде всего трудовой.
Важнейшее открытие А.С.Макаренко в методологии педагогики – «параллельное действие»: раздвоение целостного педагогического процесса на то, как он представляется воспитанникам (внешнее выражение), – и то, что составляет его сущность. Воплощение педагогического в жизненно-практическом «определяет свободу в самочувствии воспитанника, позволяет ему более просто и радостно переживать свое детство» [7, T. 1, с. 48]. Эти две «линии» необходимо сделать «параллельными», т.е. создать ситуацию взаимозависимости, исключения противоположности и сохранения специфики в логике их действия и развития.
Развернутое определение
своей «педагогики
К области методологии относится и макаренковское определение векторов, направлений развития целеустремленных педагогических явлений и процессов. Все это – блестящее применение диалектической, системной логики в педагогике. Это глубинная основа необычайного успеха А.С.Макаренко как теоретика и практика – достижение единства воспитания и жизни.
Выводы по ІІ главе
А.А Фролов доказал, что А.С. Макаренко расширяет границы педагогики и воспитания, качественно изменяет представление о предмете педагогики и ее методологии, понятийном аппарате, теоретических основах и практике воспитания. В результате значительно усиливается эффективность и социальная ответственность педагогической мысли и практики, повышается авторитет педагогики в сфере науки.
Идею единства воспитания и жизни, школы и общества, воспитания и производства А.С. Макаренко реализует в духе «педагогики параллельного действия»: связь этих бинарных (парных) оппозиций устанавливается не прямо, а опосредованно, путем создания единой «трудовой общины» взрослых и детей в педагогическом учреждении.
В связи с проблемой поколений в литературном наследии А.С.Макаренко выделяются произведения: 1) о его опыте, где главное внимание уделяется молодому поколению; 2) о связи старшего поколения с молодежью в его опыте; 3) преимущественно о старшем поколении, в его связи с младшим - вне опыта А.С.Макаренко; 4) о педагогике социальной действительности.
Во второй главе обозначены основные направления теоретической разработки и практического использования наследия А.С. Макаренко на перспективу предложенные А.А. Фроловым.
На основе публикаций А.А Фролова выявлено, что основные проблемы и перспективы наследия А.С Макаренко, связаны с происходящими в современной педагогике процессами.
Макаренковское наследие - уникальный в истории педагогики результат органического сочетания длительной (25 лет) и необычайно успешной практической педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике и художественно-эстетического освоения педагогической действительности. Опираясь на эти три главных метода познания в их единстве, А.С.Макаренко вплотную подошел к воспитанию и развитию целостной человеческой личности, в гармонической связи трех ее главных начал: практически-волевого, эмоционально-эстетического и интеллектуально-научного.
А.С.Макаренко - противник индивидуалистической педагогики, возводящей в абсолют материальные блага и культивирующей простое приспособление человека к существующему. Душа его общинно-коллективистской педагогики - социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.
Система ценностей воспитательной
системы А.С.Макаренко содержит два
ряда ведущих аксиологических
Специфика и новаторство воспитательной системы А.С.Макаренко заключается в органическом (а не суммативном) характере ее целостности, которая представляет конструктивный синтез противоположностей, обеспечивающий бифуркационный механизм развития системы.
Информация о работе Основные проблемы современного макаренковедения