Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.
Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)
Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования восприятия в младшем дошкольном возрасте
Общая характеристика восприятия ….………………………………… 5
Общее развитие психики у детей младшего дошкольного возраста ….. 9
Особенности восприятия у детей младшего дошкольного возраста…. 12
Глава 2. Исследование особенностей восприятия в младшем дошкольном возрасте
2.1. Программа экспериментального изучения ………………………….…17
2.2. Обследование уровня развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Цель, задачи, содержание и результаты (Констатирующий эксперимент) …………………………….…………….. 18
2.3. Система работы с детьми по формированию восприятия (Формирующий эксперимент) ……………..…………………..………..….. 26
2.4. Сравнительный анализ развития восприятия у младших дошкольников (Контрольный эксперимент)…………………………………………………38
Заключение……………………………….………………………………………40
Список литературы ………….…………………………………..………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Шунаева М.А Восприятие.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Проведение теста: ребенку по очереди предъявляются разрезанные изображения предметов - от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинки предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.

Анализ результатов:

Высокий: ребенок легко справляется со всеми тремя заданиями без затруднений

Средний:   справляется   со   всеми   заданиями,   быстро   узнает   нарисованные предметы, но возможны незначительные затруднения при сборке отдельных деталей.

Низкий: ребенок не справляется с заданиями, не может узнать предметы, даже после подсказок взрослого.

Методика «Свойства предметов».

Цель: Определить уровень развития у ребенка восприятия свойств предметов.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: Картинки с противоположными свойствами предметов: «Холодный-горячий», «Тяжелый-легкий», «Сладкий-горький-соленый»

Инструкция: Посмотри сюда. Что здесь нарисовано? Правильно, это чай, а это – мороженое. Какой из этих предметов холодный? А какой горячий? А это что? Гантели и шарик. Какой из этих предметов легкий?  Какой – тяжелый? И еще картинки. Что нарисовано? Торт, лук, огурцы.  Что здесь сладкое? Что горькое? Что соленое?

Проведение теста: Предъявлять детям картинки с противоположными свойствами по очереди: «Чай-мороженое», «Гантели-воздушный шарик», «Торт-лук-соленые огурцы». 

Анализ результатов:

За каждый правильный ответ ставится один балл.

Высокий: 6-7 баллов.

Средний: 4-5 баллов.

Низкий: 1-3 баллов.

Методика «Эмоции, поступки»

Цель: Определить уровень развития восприятия сложных явлений.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: Карточки из игры «Азбука настроений: веселый и грустный папа, мама, кошка, мышка. Картинка с хорошими и плохими поступками детей.

Инструкция: Посмотри на эти картинки. Это мама веселая или грустная? Это папа веселый или грустный? Мышка веселая или грустная? Кошка веселая или грустная? А теперь посмотрите на эту картинку. Что здесь делают дети? Скворечник. Это хорошо или плохо? А здесь, что делает девочка? Кошку обижает. Это плохо или хорошо? Мальчик котенка кормит. Это хорошо или плохо? Здесь? Мальчик собачку палкой бьет.  Это плохо или хорошо? А на этой

картинке? Мальчик по птичкам стреляет? Это плохо или хорошо?

Проведение теста: Предъявлять картинки ребенку с грустными и веселыми персонажами по очереди вперемежку. Затем предъявлять картинки с хорошими и плохими поступками детей по порядку. 

Анализ результатов:

За каждый правильный ответ ставится один балл.

Высокий: 10-13 баллов.

Средний: 5-9 баллов.

Низкий: 1-4 баллов.

Результаты исследования исходного состояния восприятия у младших дошкольников (констатирующий эксперимент)

Всего было обследовано 23 ребенка.

Таблица 1

          Психологические качества

                     Уровни

высокий

средний

низкий

1. Восприятие формы 

25%

57%

18%

2. Восприятие цвета

24%

54%

22%

3. Восприятие величины

27%

68%

5%

4. Восприятие пространства

5%

54%

41%

5. Восприятие времени

28%

44%

28%

6. Восприятие движения

25%

70%

5%

7. Восприятие целостного  образа

32%

57%

11%

8. Восприятие свойств  предметов

18%

54%

28%

9. Восприятие сложных  явлений

15%

68%

17%

Общий %

22 %

59 %

19 %


 

Рисунок 1

Вывод: Проведенное нами исследование показало, что 22 % детей от общего числа группы имеют высокий уровень развития восприятия, 59 % - средний уровень , 19 % - низкий уровень.

Исследование показало, что дети различают и называют круг, овал, квадрат, красного, синего, желтого, зеленого цвета; отличают большие предметы от маленьких, высокие от низких, длинные от коротких, узкие от широких.

Дети с трудом справляются с обозначением треугольника и прямоугольника черный, белый, оранжевый цвета.

  Умеют сравнивать  между собой одинаковые предметы  разной величины (три квадрата, три  полоски бумаги). Но обозначают  предметы только как «большой-маленький»  самостоятельно называть предметы  другими категориями «длинный-короткий», «высокий-низкий», «широкий-узкий», дети пока не могут, т.е. эти понятия в их словарном запасе отсутствуют.

Трудности также вызвало сравнение большого количества  
предметов.

 

2.3. Система работы с детьми по формированию восприятия (Формирующий эксперимент)

Цель формирующего эксперимента – повысить уровень развития восприятия младших дошкольников с помощью специально подобранных методик, используемых в процессе систематической образовательной деятельности, которая осуществлялась с сентября 2013 г. по ноябрь 2013 г. Ниже представлены направления, по которым осуществлялась работа.

1. Восприятие формы 

2. Восприятие цвета

3. Восприятие величины

4. Восприятие пространства

5. Восприятие времени

6. Восприятие движения

7. Восприятие целостного образа

8. Восприятие свойств  предметов

9. Восприятие сложных  явлений

РАЗРЕЗАНЫЕ КАРТИНКИ

Игра представляет развивающий вариант диагностической методики. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Задача ребенка – собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

ВЫБОР НЕДОСТАЮЩЕГО ФРАГМЕНТА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Ребенку предлагается картинка с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Задача ребенка – подобрать нужный кусочек.

КОНТУРЫ

Эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений, для более старших детей это могут быть цифры и буквы.

ЛАБИРИНТЫ

Для предлагаемых ребенку в этой игре лабиринтов принципиально то, что здесь даются пересечения нескольких линий. Например, ребенку предлагается распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку и т. д. На бумаге целесообразно начинать освоение с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем – карандашом, и лишь потом – только глазами.

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР

Игра направлена на закрепление знаний ребенка о цветах, развитие цветового восприятия.

Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. Взрослый говорит ребенку:

«Посмотри, пожалуйста, какого цвета небо?

Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо. Подойди и коснись этого предмета рукой».

В качестве усложнения вы можете предлагать ребенку коснуться одной рукой чего-нибудь красного, а другой – синего, постепенно увеличивая количество цветов до пяти.

ПРОСТЫЕ ФИГУРЫ

Игра направлена на развитие восприятия формы.

В эту игру можно играть на улице. Здесь понадобятся карточки с простейшими

геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг). Карточек может быть больше, так как фигуры на них должны быть изображены разных размеров и цветов (например, большой синий треугольник, затем маленький желтый треугольник и т. д.). Потребуется также белый мелок, которым вы на асфальте нарисуете те же фигуры, но уже одного размера и цвета (всего три). Взрослый говорит ребенку:

«Смотри, какие у меня есть интересные картинки. Видишь, на них изображены разные фигурки, ты помнишь, как они называются? А теперь ты будешь вытаскивать по одной, и как только ты ее узнаешь – нужно будет добежать до ее домика, который нарисован на асфальте мелом, и оставить фигурку там. Интересно, где у нас будет больше всего жителей?»

КАРТЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Игра направлена на развитие восприятия цвета и формы.

Инструкция и ход игры: понадобятся обычные игральные карты. Чем младше ребенок, тем меньшее количество карт необходимо использовать. Взрослый говорит ему:

«Посмотри, какие у меня есть интересные картинки. Кажется, что они все разные, но на самом деле у некоторых из них есть что-то общее. Вот эта и эта картинка: они обе красного цвета, а вот на этих изображены девочки. Давай вместе выберем один главный признак и разложим все картинки по порядку».

В качестве классификации вы можете выбирать различные признаки – цвет, форму, характер изображения (мальчики/девочки) и т. д.

ЧТО ТАМ НАРИСОВАНО?

Игра направлена на развитие восприятия части и целого.

Инструкция и ход игры: понадобится несколько картинок, а также белый лист бумаги большего, чем рисунок, размера, с прорезанным в середине отверстием с монету достоинством в 5 рублей. Вы накрываете рисунок чистым листом с отверстием и в таком виде показываете ребенку. Взрослый говорит:

«Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же нарисовано».

Таким образом, ребенок видит изображение не целиком, а по частям.

ДОРИСУЙ-КА

Игра направлена на развитие зрительного восприятия и воображения.

Инструкция и ход игры: в зависимости от возраста малыша задания варьируются по сложности. Вы предлагаете ребенку рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача – дорисовать изображение до целого. Взрослый говорит ребенку:

«Эти рисунки отличаются от других, на них что-то не так. Наверное, художник забыл нарисовать какую-то его часть, давай вместе посмотрим и найдем пропажу»

Если ребенок затрудняется, покажите ему такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросите их сравнить.

ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК

Игра направлена на развитие восприятия формы.

Инструкция и ход игры: здесь понадобятся лист бумаги и карандаш, на глазах у ребенка вы из точек рисуете «тропинку» (несколько точек на расстоянии 3-5 см друг от друга), затем просите ребенка соединить их все в одну линию.

«А теперь моя тропинка будет поворачиваться. Вот посмотри и угадай, какую форму она приняла?»

Точками вы указываете вершины простейших фигур – треугольника, круга, квадрата. Если ребенку трудно провести прямую линию от точки к точке, предложите ему на выбор карточки с уже изображенными фигурами, пусть он выберет из них. Усложняя, берите предметные изображения – машинку, солнышко, медвежонка.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков, но они воспринимаются им неосознанно. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека, поскольку без нее невозможно освоение речи. Это качество развивается, и поэтому в этом разделе мы предлагаем для вас ряд игр, которые помогут открыть для малыша мир звуков и сделать его более чувствительным к этой стороне восприятия.

КТО ЧТО УСЛЫШИТ

Игра направлена на развитие слухового восприятия, расширение активного словаря.

Инструкция и ход игры: понадобится только газетный лист. Взрослый говорит:

«Послушай, какие интересные звуки может издавать газета – если я оторву от нее кусочек, если я ее полистаю, если я скомкаю страницу, если я ее подброшу вверх. А теперь держи точно такую же газету и закрывай глазки. Я буду издавать разные звуки своей газетой, твоя задача – с закрытыми глазками угадать, что я делаю, и повторить это действие со своей газетой. Тебе все понятно? Тогда начали».

ПОМОГИ ИГРУШКАМ

Игра направлена на развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать слуховую инструкцию.

Информация о работе Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте