Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.
Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)
Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования восприятия в младшем дошкольном возрасте
Общая характеристика восприятия ….………………………………… 5
Общее развитие психики у детей младшего дошкольного возраста ….. 9
Особенности восприятия у детей младшего дошкольного возраста…. 12
Глава 2. Исследование особенностей восприятия в младшем дошкольном возрасте
2.1. Программа экспериментального изучения ………………………….…17
2.2. Обследование уровня развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Цель, задачи, содержание и результаты (Констатирующий эксперимент) …………………………….…………….. 18
2.3. Система работы с детьми по формированию восприятия (Формирующий эксперимент) ……………..…………………..………..….. 26
2.4. Сравнительный анализ развития восприятия у младших дошкольников (Контрольный эксперимент)…………………………………………………38
Заключение……………………………….………………………………………40
Список литературы ………….…………………………………..………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Шунаева М.А Восприятие.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование особенностей восприятия в младшем дошкольном возрасте

2.1. Программа экспериментального изучения

Данная работа проходила в соответствии с этапами научного исследования:

1 этап. Выбор  темы и обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета  исследования. Постановка цели и конкретных задач исследования. Изучение специальной психолого-педагогической литературы.

2 этап. Разработка  программы научно-исследовательской  работы с детьми младшего дошкольного возраста.

3 этап. Проведение  собственно-экспериментальной работы  с данной группой детей по специально подобранным методикам.

4 этап. Качественная  и количественная обработка полученных  данных, их обобщение, формулирование  выводов и заключения. Написание  рекомендаций по результатам  проделанной работы.

Ведущее место в исследовании было отведено эксперименту, организованному в следующей последовательности: констатирующий, формирующий, контрольный. Методика экспериментов приведена ниже.

Работа над исследованием проводилась с сентября по ноябрь 2013 года. Испытуемыми были младшие дошкольники в количестве двадцати трех человек (9 девочек и 14мальчиков). Вначале с каждым испытуемым был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня развития восприятия. После этого на основании результатов данного эксперимента нами были подобраны методики по развитию восприятия младших дошкольников. Затем мы провели коррекционно-развивающую работу с использованием специально подобранных методик, которая была организована в форме подгрупповой непосредственно образовательной деятельности.

После проведения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился в тех же условиях, что и констатирующий, оценивались те же параметры. Оценка эффективности проведенной нами работы по развитию восприятия у младших дошкольников осуществлялась на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

2.2. Обследование уровня развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Цель, задачи, содержание и результаты (Констатирующий эксперимент)

Цель констатирующего эксперимента – выявить исходное уровень развития восприятия младших дошкольников.     

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • Разработать методику констатирующего эксперимента.
  • Выявить особенности развития восприятия у младших дошкольников.
  • Разработать, апробировать и оценить эффективность содержания и приемов   работы по развитию восприятия.

Констатирующий эксперимент осуществлялся нами с 3 по 15 сентября 2013 года. Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 1 «Ласточка» городского округа г. Бор Нижегородской области.

Количество детей младшего дошкольного возраста, участвующих  в эксперименте, составило 23 человека. (Приложение 1)

Для   определения  исходного  уровня развития восприятия у младших дошкольников мы определили компоненты и подобрали соответствующие методики изучения этих компонентов.

Были использованы следующие методики:

  1. «Коробочка форм»;
  2. «Восприятие цвета»;
  3. «Вкладыши»;
  4. «Сравни рисунки»;
  5. «Определи время»;
  6. «Выполни команду»;
  7. «Разрезные картинки»;
  8. «Свойства предметов»;
  9. «Эмоции, поступки»;

Выбор методик был обусловлен несколькими факторами:

  1. Отсутствие излишней громоздкости при организации проведения обследования.
  2. Относительно короткое время проведения обследования.
  3. Простой способ обработки результатов.
  4. Отсутствие проблем интерпретации полученных данных и доведения их до педагогов и родителей.
  5. Возможность обобщения результатов, выработки на их основе некоторых рекомендаций по подбору дидактических методов воздействия на детей.
  6. Возможность определить уровень развития разных видов восприятия и познавательной компетенции.

                                               Описание методик.

                                      Методика «Коробочка форм».

Цель: проверить уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации, наличие у ребенка сенсорных эталонов формы.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур - круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и т. д. В наборе имеются двух- и трехмерные фигуры, в основании которых те же геометрические фигуры.

Инструкция: Давай поиграем как будто эта коробочка - почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показать геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку-письмо и ищи то отверстие, которое для него предназначено.

Проведение теста: фигурки кладут перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание на информативные точки, если он не старается исследовать фигурку, а пытается силой впихнуть её не в то отверстие. В таком случае детям показывают, что у данной фигурки есть, например, три острых угла, а отверстие круглое, поэтому фигурка в него не войдет, и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребенком отыскивают такое отверстие и демонстрируют как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1 -3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, либо тестирование прекращают.

Анализ результатов:

Высокий: наличие зрительной ориентировки, быстрое «схватывание» нового материала, сразу после показа способа действий с одной-двумя фигурками начинает действовать самостоятельно и справляется со всеми заданиями без затруднений.

Средний: наличие зрительной ориентировки, которая появляется сразу после показа способа действий с одной-тремя фигурками, справляется с большей частью заданий, хотя ребенок может путать круг с овалом, квадрат с прямоугольником.

Низкий: внешняя ориентировка - ощупывание фигурки, попытка силой втиснуть фигурку в неподходящее отверстие, даже после показа способа действий с фигурками.

Методика «Восприятие цвета».

Цель: проверить внимание и употребление ребенком слов – название цвета.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: 7 картинок разного цвета (красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, черного, белого).

Инструкция: сейчас я буду называть карточку, а ты мне её показывать.

Проведение теста: разложить перед ребенком все карточки в случайном порядке и попросить: «Дай мне красный цвет; а теперь фиолетовый; а теперь зеленый и т.д.». Потом показывать те же карточки по одной и спрашивать: «Какой это цвет? А это?»

Анализ результатов:

Высокий: выбирает более 4 цветов самостоятельно, называет более 4 цветов.

Средний: умеет выбирать по названию 3-4 цвета, правильно называет 2-3 цвета.

Низкий: не умеет выбирать цвета, либо знает только один цвет, не называет цвета.

Методика «Вкладыши».

Цель: проверить уровень развития восприятия величины.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: 5 стаканчиков, вкладывающихся друг в друга.

Инструкция: Посмотри здесь 5 стаканчиков. Покажи самый большой стаканчик, а теперь самый маленький, маленький, средний, большой. А сейчас положи стаканчики друг в друга.

Проведение теста: Стаканчики ставятся в ряд перед ребенком по порядку. Просят показать самый большой стаканчик, большой, средний, маленький, положить стаканчики друг в друга.

Анализ результатов:

Высокий: правильно называет и вкладывает стаканчика.

Средний: путает 1-2 стаканчика.

Низкий: путает 3-4 стаканчика.

Методика «Восприятие пространства».

Цель: проверить уровень развития восприятия пространства.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: Картинки «Где?», «Какая яма?».

Инструкция: Посмотри на эту картинку. Какие предметы на картинке находятся вверху, внизу? Что находится впереди девочки, сзади девочки? А здесь посмотри строитель выкопал ямки. Где самая глубокая яма? Самая мелкая?

А теперь скажи – стол от тебя находится далеко или близко? Книга? Окно? Деревья за окном?

Проведение теста: ребенку дают картинку «Где?» и предлагают назвать, какие предметы на картинке находятся вверху, внизу? Впереди, сзади?

Показать картинку «Какая яма?». Спросить где самая глубокая яма?  Самая мелкая?

Попросить ответить на вопросы: «Стол от тебя находится далеко или близко? А книга? Окно - далеко или близко? А деревья за окном?

Анализ результатов:

За каждый правильный ответ ставится один балл.

Высокий: 7-8 баллов.

Средний: 4-6 баллов.

Низкий: 1-3 баллов.

Методика «Определи время».

Цель: проверить уровень развития восприятия времени.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: Вопросы:

  1. Когда бывает светло?
  2. Что дети делают ночью?
  3. Когда бывает темно?
  4. Что люди делают днем?
  5. Когда бывает снег?
  6. Когда на деревьях бывают зеленые листья?

Инструкция: Послушай, пожалуйста, внимательно вопрос и ответь на него:

Когда бывает светло? Днем или ночью?

Следующий вопрос: Что дети делают ночью?

Еще один: Когда бывает темно? Ночью или днем?

Еще послушай: и скажи: Когда бывает снег? Летом или зимой?

Когда бывают листья зеленые на деревьях? Летом или зимой?

Проведение теста: Предъявлять детям вопросы по порядку.

Анализ результатов:

За каждый правильный ответ ставится один балл.

Высокий: 5-6 баллов.

Средний: 3-4 баллов.

Низкий: 1-2 баллов.

Методика «Выполни команду».

Цель: проверить уровень развития восприятия движения.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: 5 команд:

  1. Поднять руки вверх;
  2. Опустить в стороны;
  3. Опустить руки вниз;
  4. Присесть;
  5. Встать.

Инструкция: А сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня и слушай внимательно мои команды: «Подними руки вверх», «Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».

Проведение теста: Предъявлять ребенку команды по очереди: последующую - после выполнения предыдущей.

Анализ результатов:

За каждую правильно выполненную команду ставится один балл.

Высокий: 5 баллов.

Средний: 3-4 баллов.

Низкий: 1-2 баллов.

Методика «Разрезные картинки».

Цель: проверить наличие и сформированность у ребенка целостных образов

предметов окружающего мира и их адекватность.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: цветные картинки, разрезанные на 2-Ц части.

Инструкция: посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобою предмет.

Информация о работе Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте