Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 22:39, курсовая работа
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.
Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)
Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования восприятия в младшем дошкольном возрасте
Общая характеристика восприятия ….………………………………… 5
Общее развитие психики у детей младшего дошкольного возраста ….. 9
Особенности восприятия у детей младшего дошкольного возраста…. 12
Глава 2. Исследование особенностей восприятия в младшем дошкольном возрасте
2.1. Программа экспериментального изучения ………………………….…17
2.2. Обследование уровня развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Цель, задачи, содержание и результаты (Констатирующий эксперимент) …………………………….…………….. 18
2.3. Система работы с детьми по формированию восприятия (Формирующий эксперимент) ……………..…………………..………..….. 26
2.4. Сравнительный анализ развития восприятия у младших дошкольников (Контрольный эксперимент)…………………………………………………38
Заключение……………………………….………………………………………40
Список литературы ………….…………………………………..………………44
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер.
Глава 2. Исследование особенностей восприятия в младшем дошкольном возрасте
2.1. Программа экспериментального изучения
Данная работа проходила в соответствии с этапами научного исследования:
1 этап. Выбор
темы и обоснование ее
2 этап. Разработка
программы научно-
3 этап. Проведение
собственно-экспериментальной
4 этап. Качественная
и количественная обработка
Ведущее место в исследовании было отведено эксперименту, организованному в следующей последовательности: констатирующий, формирующий, контрольный. Методика экспериментов приведена ниже.
Работа над исследованием проводилась с сентября по ноябрь 2013 года. Испытуемыми были младшие дошкольники в количестве двадцати трех человек (9 девочек и 14мальчиков). Вначале с каждым испытуемым был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня развития восприятия. После этого на основании результатов данного эксперимента нами были подобраны методики по развитию восприятия младших дошкольников. Затем мы провели коррекционно-развивающую работу с использованием специально подобранных методик, которая была организована в форме подгрупповой непосредственно образовательной деятельности.
После проведения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился в тех же условиях, что и констатирующий, оценивались те же параметры. Оценка эффективности проведенной нами работы по развитию восприятия у младших дошкольников осуществлялась на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
2.2. Обследование уровня развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Цель, задачи, содержание и результаты (Констатирующий эксперимент)
Цель констатирующего эксперимента – выявить исходное уровень развития восприятия младших дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Констатирующий эксперимент осуществлялся нами с 3 по 15 сентября 2013 года. Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 1 «Ласточка» городского округа г. Бор Нижегородской области.
Количество детей младшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте, составило 23 человека. (Приложение 1)
Для определения исходного уровня развития восприятия у младших дошкольников мы определили компоненты и подобрали соответствующие методики изучения этих компонентов.
Были использованы следующие методики:
Выбор методик был обусловлен несколькими факторами:
Методика «Коробочка форм».
Цель: проверить уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации, наличие у ребенка сенсорных эталонов формы.
Область применения: дети 3-4 года.
Стимульный материал: деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур - круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и т. д. В наборе имеются двух- и трехмерные фигуры, в основании которых те же геометрические фигуры.
Инструкция: Давай поиграем как будто эта коробочка - почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показать геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку-письмо и ищи то отверстие, которое для него предназначено.
Проведение теста: фигурки кладут перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание на информативные точки, если он не старается исследовать фигурку, а пытается силой впихнуть её не в то отверстие. В таком случае детям показывают, что у данной фигурки есть, например, три острых угла, а отверстие круглое, поэтому фигурка в него не войдет, и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребенком отыскивают такое отверстие и демонстрируют как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1 -3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, либо тестирование прекращают.
Анализ результатов:
Высокий: наличие зрительной ориентировки, быстрое «схватывание» нового материала, сразу после показа способа действий с одной-двумя фигурками начинает действовать самостоятельно и справляется со всеми заданиями без затруднений.
Средний: наличие зрительной ориентировки, которая появляется сразу после показа способа действий с одной-тремя фигурками, справляется с большей частью заданий, хотя ребенок может путать круг с овалом, квадрат с прямоугольником.
Низкий: внешняя ориентировка - ощупывание фигурки, попытка силой втиснуть фигурку в неподходящее отверстие, даже после показа способа действий с фигурками.
Методика «Восприятие цвета».
Цель: проверить внимание и употребление ребенком слов – название цвета.
Область применения: дети 3-4 года.
Стимульный материал: 7 картинок разного цвета (красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, черного, белого).
Инструкция: сейчас я буду называть карточку, а ты мне её показывать.
Проведение теста: разложить перед ребенком все карточки в случайном порядке и попросить: «Дай мне красный цвет; а теперь фиолетовый; а теперь зеленый и т.д.». Потом показывать те же карточки по одной и спрашивать: «Какой это цвет? А это?»
Анализ результатов:
Высокий: выбирает более 4 цветов самостоятельно, называет более 4 цветов.
Средний: умеет выбирать по названию 3-4 цвета, правильно называет 2-3 цвета.
Низкий: не умеет выбирать цвета, либо знает только один цвет, не называет цвета.
Методика «Вкладыши».
Цель: проверить уровень развития восприятия величины.
Область применения: дети 3-4 года.
Стимульный материал: 5 стаканчиков, вкладывающихся друг в друга.
Инструкция: Посмотри здесь 5 стаканчиков. Покажи самый большой стаканчик, а теперь самый маленький, маленький, средний, большой. А сейчас положи стаканчики друг в друга.
Проведение теста: Стаканчики ставятся в ряд перед ребенком по порядку. Просят показать самый большой стаканчик, большой, средний, маленький, положить стаканчики друг в друга.
Анализ результатов:
Высокий: правильно называет и вкладывает стаканчика.
Средний: путает 1-2 стаканчика.
Низкий: путает 3-4 стаканчика.
Методика «Восприятие пространства».
Цель: проверить уровень развития восприятия пространства.
Область применения: дети 3-4 года.
Стимульный материал: Картинки «Где?», «Какая яма?».
Инструкция: Посмотри на эту картинку. Какие предметы на картинке находятся вверху, внизу? Что находится впереди девочки, сзади девочки? А здесь посмотри строитель выкопал ямки. Где самая глубокая яма? Самая мелкая?
А теперь скажи – стол от тебя находится далеко или близко? Книга? Окно? Деревья за окном?
Проведение теста: ребенку дают картинку «Где?» и предлагают назвать, какие предметы на картинке находятся вверху, внизу? Впереди, сзади?
Показать картинку «Какая яма?». Спросить где самая глубокая яма? Самая мелкая?
Попросить ответить на вопросы: «Стол от тебя находится далеко или близко? А книга? Окно - далеко или близко? А деревья за окном?
Анализ результатов:
За каждый правильный ответ ставится один балл.
Высокий: 7-8 баллов.
Средний: 4-6 баллов.
Низкий: 1-3 баллов.
Методика «Определи время».
Цель: проверить уровень развития восприятия времени.
Область применения: дети 3-4 года.
Стимульный материал: Вопросы:
Инструкция: Послушай, пожалуйста, внимательно вопрос и ответь на него:
Когда бывает светло? Днем или ночью?
Следующий вопрос: Что дети делают ночью?
Еще один: Когда бывает темно? Ночью или днем?
Еще послушай: и скажи: Когда бывает снег? Летом или зимой?
Когда бывают листья зеленые на деревьях? Летом или зимой?
Проведение теста: Предъявлять детям вопросы по порядку.
Анализ результатов:
За каждый правильный ответ ставится один балл.
Высокий: 5-6 баллов.
Средний: 3-4 баллов.
Низкий: 1-2 баллов.
Методика «Выполни команду».
Цель: проверить уровень развития восприятия движения.
Область применения: дети 3-4 года.
Стимульный материал: 5 команд:
Инструкция: А сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня и слушай внимательно мои команды: «Подними руки вверх», «Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».
Проведение теста: Предъявлять ребенку команды по очереди: последующую - после выполнения предыдущей.
Анализ результатов:
За каждую правильно выполненную команду ставится один балл.
Высокий: 5 баллов.
Средний: 3-4 баллов.
Низкий: 1-2 баллов.
Методика «Разрезные картинки».
Цель: проверить наличие и сформированность у ребенка целостных образов
предметов окружающего мира и их адекватность.
Область применения: дети 3-4 года.
Стимульный материал: цветные картинки, разрезанные на 2-Ц части.
Инструкция: посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобою предмет.
Информация о работе Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте