Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: изучить специфические особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность особенностей использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
2. Проанализировать роль дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1.Своеобразие и педагогическая ценность дидактических игр…………. 6
1.2. Дидактические принципы и условия проведения дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста………………………………………… 7 1.3.Структура дидактических игр…………………………………………… 9
1.4. Классификация дидактических игр и их содержание в группах раннего возраста…………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и методология исследования ………………………………….. 14
2.2 Результаты и их анализ ………………………………………………….. 16
2.3 Методические рекомендации …………………..……………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...
Решающую роль играет при этом тщательная подготовка воспитателя к занятию. Важно, чтобы он сам хорошо умел пользоваться материалом, который предлагает детям. [17, ст. 12]
Таким образом, чтобы занятия давали положительные результаты воспитателю необходимо владеть знаниями и практическими умениями.
1.3.Структура дидактических игр
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются рисунком сюжета игры.[12, ст. 63 ]
Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются:
Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры.[4, ст. 8]
Дидактическая (обучающая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).
Игровые правила.
Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.
Игровые действия – способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором и др.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.[12, ст. 16]
1.4. Классификация дидактических игр и их содержание в группах раннего возраста
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
Игры с предметами
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Этот вид игр дольше всего соответствует задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства. В играх с предметами используются:
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Они разнообразны по видам:
Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В лото ребенок к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем» и др. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды» и др.
Словесные игры
Словесные игры построены:
Они проводятся
Таким образом, дидактические игры играют важную роль в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Они используются для всестороннего развития ребенка, организации дошкольников.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы и методология исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе старшей возрастной группы № 6, дошкольного учреждения № 35 г. Лида.
В рамках исследования был проведен эксперимент, который состоял из следующих этапов:
I.– констатирующий.
Цель : определить уровень сформированности у детей нравственных качеств.
В связи с чем были проведены следующие методы исследования:
II. – формирующий
Цель: расширить знания у детей о строении геометрических фигур, об основных цветах путем использования и проведения игр и упражнений.
В рамках формирующего этапа были использованы следующие методы работы:
(см. Приложение 6-10);
III. - контрольный.
Цель: проверить на сколько расширились знания у детей о цвете и геометрических фигурах.
В ходе контрольного эксперимента была проведена диагностическая игра «Волшебные варежки» с целью определения эффективности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста (см. Приложение 13).
2.2. Результаты и их анализ
На первоначальном этапе исследования проводился эксперимент констатирующего характера.
Анкетирование воспитателей на тему
«Дидактические игры – чем они значимы в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения»
Целью составления анкеты для воспитателей было определение значимости дидактических игр в процессе обучения и воспитания, определение роли взрослого при руководстве детской игрой, выявление интереса детей к данному виду деятельности.
Обработка данных:
При ответе на первый вопрос подавляюще большинство воспитателей ответили ответ В, что составляет 70%. По их мнению дидактическая игра в равной мере должна использоваться как средство обучения, так и воспитания.
В воспитательно-образовательном процессе как часть занятия дидактические игры все воспитатели планируют ежедневно, как целое занятие – эпизодически (70%),вне занятий – ежедневно (100%). Исходя из этого, можно сказать, что дидактическая игра занимает одно из важных мест в воспитательно-образовательном процессе.
На первом месте при планировании и выборе дидактических игр большинство воспитателей учитывает знания, умения, навыки детей (70%), способы умственных действий (20%), качества личности детей (10%),правила поведения (10%).
По мнению всех воспитателей наиболее благоприятное время для организации дидактических игр с целью воспитания личности ребенка является утренний прием детей и вечернее время, что показывает на то, что все воспитатели учитывают возрастные особенности детей, требования программы «Пралеска» к организации и проведению дидактических игр.
При проведении анализа дидактических игр педагоги учитывают четкое выполнение правил детьми и проявление личностных качеств ребенком в процессе игры, что составляет 50%.
Во всех возрастных группах дидактические игры дети организовывают сами ежедневно на основе дружеских отношений (70%). В некоторых группах происходит объединение детей воспитателем для игры, что свидетельствует о разных темпах развития детей.
Ведущего для игры чаще всего назначает воспитатель (60%), но при этом он учитывает и просьбы детей самостоятельно назначить ведущего.
Таким образом, на основе проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что дидактическая игра играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, т.к. игра помогает ребенку познать окружающий мир. В игре выявляется характер маленького человека. Дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем. (см. Приложение 2)
Анкетирование родителей на тему
«Игра – основной вид деятельности дошкольников»
Целью анкетирования родителей было выяснение наиболее распространенных видов игр среди детей раннего возраста, а также выявление отношения родителей к игре, как основному виду деятельности детей дошкольного возраста.
Обработка данных:
Исходя из ответов на вопросы можно отметить, что все дети дома играют как самостоятельно, так и вместе с родителями. Большинство детей любит играть в настольно-печатные игры (60%). При покупке игрушек для детей родители руководствуются желанием ребенка расширить свой кругозор о мире вещей, природе (70%), а также одну из главных ролей играет пол ребенка (30%).
В процессе игр за помощью дети к родителям обращаются очень редко, что связано с их желанием продемонстрировать имеющиеся знания.
Таким образом, основная задача педагогов в работе с родителями является повышение их компетентности в воспитательном значении игры, ее роли в развитии ребенка. Повышенное внимание родителей к образованию своего ребенка в дошкольном возрасте становится характерной традицией нашего времени. (см. Приложение 3)
Диагностическая игра «Укрась зонтик»
Цель: определить умение детей подбирать рисунок по цвету и форме
Материал: изображения зонтиков разного цвета, геометрические фигуры
Инструкция к выполнению:
1. Ребенку предлагается посмотрет
2. Назвать геометрические фигуры.
3. Заполнить недостаточные
Обработка исследования:
Имя ребенка |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Максим М. |
Назвал все цвета кроме синего |
Знает названия геометрических фигур |
Выполнил задание правильно |
Саша М. |
Назвал все цвета кроме зеленого |
Не знает геометрическую фигуру квадрат |
Не вставил квадрат |
Артем С. |
Назвал цвета неуверенно, путает |
Путает круг и квадрат |
Вместо круга поставил квадрат |
Маргарита Т. |
Назвала все цвета кроме синего |
Не называет треугольник |
Правильно выбрал недостающие фигуры |
Миша Д. |
Не знает основных цветов |
Путает круг и квадрат |
Вставил геометрические фигуры не соответствующего цвета |
Кирилл Н. |
Перепутал зеленый цвет и желтый |
Все геометрические фигуры назвал правильно |
Выполнил задание правильно |
Каролина Ш. |
Назвала цвета правильно |
Знает названия геометрических фигур |
Правильно заполнила недостающие элементы рисунка |