Особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить специфические особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность особенностей использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
2. Проанализировать роль дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1.Своеобразие и педагогическая ценность дидактических игр…………. 6
1.2. Дидактические принципы и условия проведения дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста………………………………………… 7 1.3.Структура дидактических игр…………………………………………… 9
1.4. Классификация дидактических игр и их содержание в группах раннего возраста…………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и методология исследования ………………………………….. 14
2.2 Результаты и их анализ ………………………………………………….. 16
2.3 Методические рекомендации …………………..……………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Бородина Алена.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)

Решающую роль играет при этом тщательная подготовка воспитателя к занятию. Важно, чтобы он сам хорошо умел пользоваться материалом, который предлагает детям. [17, ст. 12]

Таким образом, чтобы занятия давали положительные результаты воспитателю необходимо владеть знаниями и практическими умениями.

 

1.3.Структура дидактических игр


Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются рисунком сюжета игры.[12, ст. 63 ]

Обязательным   компонентом   игры   являются  ее  правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

 Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются:

  • обучающая и воспитывающая задача;
  • игровые действия;
  • игровые правила.

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры.[4, ст. 8]

Дидактическая (обучающая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).

Игровые правила.

Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Игровые действия – способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором и др.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.[12, ст. 16]

 

1.4. Классификация дидактических игр и их содержание в группах раннего возраста

 

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:


    • игры  с предметами (игрушками, природным  материалом);
    • настольно-печатные
    • словесные игры.

Игры с предметами

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Этот вид игр дольше всего соответствует задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства. В играх с предметами используются:

    • игрушки;
    • реальные предметы (предметы обихода, орудия труда);
    • произведения декоративно-прикладного искусства и др.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей.  Они отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Они разнообразны по видам:

    • парные картинки;
    • лото;
    • домино.

Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В лото ребенок к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем» и др. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды» и др.

Словесные игры

Словесные игры построены:

    • на словах
    • действиях играющих.

 Они проводятся преимущественно  с детьми среднего и старшего  дошкольного возраста. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах

Таким образом, дидактические игры играют важную роль в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Они используются для всестороннего развития ребенка, организации дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

2.1. Методы и методология исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе старшей возрастной группы № 6, дошкольного учреждения № 35 г. Лида.

В рамках исследования был проведен эксперимент, который состоял из следующих этапов:

 I.– констатирующий.

Цель : определить уровень сформированности у детей нравственных качеств.

В связи с чем были проведены следующие методы исследования:

  • - анкетирование воспитателей на тему «Дидактические игры – чем они значимы в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения» с целью определения значимости дидактических игр в процессе воспитания и обучения, определения роли взрослого при руководстве детской игрой, выявления интереса детей к данному виду деятельности.
  • - анкетирование родителей на тему «Игра – основной вид деятельности дошкольников» с целью выяснения наиболее распространенных видов игр среди детей раннего возраста, а также выявления отношения родителей к игре, как основному виду деятельности детей дошкольного возраста.
  • - диагностические игры с целью определения сформированности сенсорных знаний и представлений.

 

II. – формирующий

Цель: расширить знания у детей о строении геометрических фигур, об основных цветах путем использования и проведения игр и упражнений.

 

В рамках формирующего этапа были использованы следующие методы работы:

  • - серия занятий на темы «Машенька проснулась», «Кому что надо?», «Рябинушка раскудрявая», «В гостях у снеговика», «У Маши в гостях»

(см. Приложение 6-10);

  • - оформлены памятки для родителей на темы «Играем вместе с детьми», «Занимательные и практические задания для больших и маленьких» (см. Приложение 11-12);

 

III. - контрольный.

Цель: проверить на сколько расширились знания у детей о цвете и геометрических фигурах.

В ходе контрольного эксперимента была проведена диагностическая игра «Волшебные варежки» с целью определения эффективности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста (см. Приложение 13).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты и их анализ

На первоначальном этапе исследования проводился эксперимент констатирующего характера.

Анкетирование воспитателей на тему

«Дидактические игры – чем они значимы в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения»

Целью составления анкеты для воспитателей было определение значимости дидактических игр в процессе обучения и воспитания, определение роли взрослого при руководстве детской игрой, выявление интереса детей к данному виду деятельности.

 

Обработка данных:

При ответе на первый вопрос подавляюще большинство воспитателей ответили ответ В, что составляет 70%. По их мнению дидактическая игра в равной мере должна использоваться как средство обучения, так и воспитания.

В воспитательно-образовательном процессе как часть занятия дидактические игры все воспитатели планируют ежедневно, как целое занятие – эпизодически (70%),вне занятий – ежедневно (100%). Исходя из этого, можно сказать, что дидактическая игра занимает одно из важных мест в воспитательно-образовательном процессе.

На первом месте при планировании и выборе дидактических игр большинство воспитателей учитывает знания, умения, навыки детей (70%), способы умственных действий (20%), качества личности детей (10%),правила поведения (10%).

По мнению всех воспитателей наиболее благоприятное время для организации дидактических игр с целью воспитания личности ребенка является утренний прием детей и вечернее время, что показывает на то, что все воспитатели учитывают возрастные особенности детей, требования программы «Пралеска» к организации и проведению дидактических игр.

При проведении анализа дидактических игр педагоги учитывают четкое выполнение правил детьми и проявление личностных качеств ребенком в процессе игры, что составляет 50%.

Во всех возрастных группах дидактические игры дети организовывают сами ежедневно на основе дружеских отношений (70%). В некоторых группах происходит объединение детей воспитателем для игры, что свидетельствует о разных темпах развития детей.

Ведущего для игры чаще всего назначает воспитатель (60%), но при этом он учитывает и просьбы детей самостоятельно назначить ведущего.

Таким образом, на основе проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что дидактическая игра играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, т.к. игра помогает ребенку познать окружающий мир. В игре выявляется характер маленького человека. Дети, играя, приближаются  к решению сложных жизненных проблем. (см. Приложение 2)

 

Анкетирование родителей на тему

«Игра – основной вид деятельности дошкольников»

Целью анкетирования родителей было выяснение наиболее распространенных видов игр среди детей раннего возраста, а также выявление отношения родителей к игре, как основному виду деятельности детей дошкольного возраста.

Обработка данных:

Исходя из ответов на вопросы можно отметить, что все дети дома играют как самостоятельно, так и вместе с родителями. Большинство детей любит играть в настольно-печатные игры (60%). При покупке игрушек для детей родители руководствуются желанием ребенка расширить свой кругозор о мире вещей, природе (70%), а также одну из главных ролей играет пол ребенка (30%).

В процессе игр за помощью дети к родителям обращаются очень редко, что связано с их желанием продемонстрировать имеющиеся знания.

Таким образом, основная задача педагогов в работе с родителями является повышение их компетентности в воспитательном значении игры, ее роли в развитии ребенка. Повышенное внимание родителей к образованию своего ребенка в дошкольном возрасте становится характерной традицией нашего времени. (см. Приложение 3)

 

Диагностическая игра «Укрась зонтик»

Цель: определить умение детей подбирать рисунок по цвету и форме

Материал: изображения зонтиков разного цвета, геометрические фигуры

Инструкция к выполнению:

1. Ребенку предлагается посмотреть на зонтики и определить их цвет.

2. Назвать геометрические фигуры.

3. Заполнить недостаточные элементы  рисунка зонтика геометрическими  фигурами.

Обработка исследования:

Имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Максим М.

Назвал все цвета кроме синего

Знает названия геометрических фигур

Выполнил задание правильно

Саша М.

Назвал все цвета кроме зеленого

Не знает геометрическую фигуру квадрат

Не вставил квадрат

Артем С.

Назвал цвета неуверенно, путает

Путает круг и квадрат

Вместо круга поставил квадрат

Маргарита Т.

Назвала все цвета кроме синего

Не называет треугольник

Правильно выбрал недостающие фигуры

Миша Д.

Не знает основных цветов

Путает круг и квадрат

Вставил геометрические фигуры не соответствующего цвета

Кирилл Н.

Перепутал зеленый цвет и желтый

Все геометрические фигуры назвал правильно

Выполнил задание правильно

Каролина Ш.

Назвала цвета правильно

Знает названия геометрических фигур

Правильно заполнила недостающие элементы рисунка

Информация о работе Особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста