Особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить специфические особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность особенностей использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.
2. Проанализировать роль дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1.Своеобразие и педагогическая ценность дидактических игр…………. 6
1.2. Дидактические принципы и условия проведения дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста………………………………………… 7 1.3.Структура дидактических игр…………………………………………… 9
1.4. Классификация дидактических игр и их содержание в группах раннего возраста…………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и методология исследования ………………………………….. 14
2.2 Результаты и их анализ ………………………………………………….. 16
2.3 Методические рекомендации …………………..……………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Бородина Алена.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)

1. Фамилия, имя, возраст, пол ребенка. ________________________________

2. Играет ли Ваш ребенок дома?

- да;

- нет;

-иногда

Если НЕТ, то:

А) нет времени для игр;

Б) нет игрушек, соответствующих интересам ребенка;

В) не любит играть;

Г) другие варианты (укажите их)

3.Как часто дома Вы играете  с ребенком в дидактические  игры?

- каждый день;

- через день;

- не играем

3. Какие виды дидактических игр нравятся Вашему ребенку больше других:

- словесные;

- настольно-печатные;

- с предметами и игрушками;

- во все играет одинаково

4. Чем Вы руководствуетесь, покупая  игрушки ребенку:

- просьбой ребенка;

-модой на определенную игру;

- полом ребенка (мальчик, девочка);

-желанием ребенка расширить  кругозор ребенка о мире вещей, природе и т.д.

- стоимостью игры

5. Использует ли Ваш ребенок  одни и те же игры или  его постоянно привлекают новые? (нужное подчеркнуть)

 

6. Как часто ребенок обращается к Вам за помощью в процессе игры?

- никогда;

- очень редко;

- играет только с взрослым

7. На сколько важно для Вашего  ребенка внешнее оформление игры?

          - играет только в красочно оформленные игры;

- обращает внимание на содержание игры;

                    - не имеет значения

 

 

 

Приложение 4

 

Дидактическая игра «Укрась зонтик»

 

Цель: формировать умение детей подбирать рисунок по цвету и форме

 

Материал: изображения зонтиков разного цвета, геометрические фигуры

 

Инструкция к выполнению:

 

1. Ребенку предлагается посмотреть  на зонтики и определить их  цвет.

 

2. Назвать геометрические фигуры.

 

3. Заполнить узор зонтика геометрическими  фигурами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Дидактическая игра «Подбери ниточку к шарику»

 

Цель: определить уровень детей об основных цветах, развивать мелкую моторику

 

Материал: изображение воздушных шаров, цветные карандаши

 

Инструкция к выполнению:

1. Ребенку предлагается посмотреть  на воздушные шары, определить  их цвет.

2. Выбрать соответствующий цветной  карандаш и дорисовать ниточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Занятие по развитию речи на тему «Машенька проснулась»

 

Задача: уточнить представление детей об одежде, активизировать в их речи слова майка, трусики, пижама, платье, колготки, развивать внимание, двигательную активность, воспитывать правильный вдох через нос.

Материал: стихотворения А.Барто «Машенька», Г.Лагздынь «Вот проснулись…»; кукла, ширма-домик, кукольная кровать, кукольная одежда.

 

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре стол, на нем стоит ширма-домик. Слышен шорох. Воспитатель отодвигает ширму.

Кто, кто

В этой комнате живет?

Кто, кто

Вместе с солнышком встает?

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала.

  А.Барто

 

Воспитатель поднимает куклу – она уже проснулась. Маша подтягивается. Дети вместе с Машей потягиваются – прогибаются назад, разводят руки в стороны, делают глубокий вдох через нос, продолжительный выдох через рот.

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись.

Потягушечки, потягушечки.

Где игрушечки погремушечки?

 Г.Лагздынь

 

Взрослый вместе с детьми решает, что Маше нужно одеться, чтобы играть с ребятами. Педагог интересуется у детей, что нужно для того, чтобы одеть Машеньку. Дети называют знакомые предметы одежды. Воспитатель обобщает ответы детей – нужна одежда.

Педагог показывает на стопку одежды рядом с кроваткой. Дети помогают воспитателю одеть куклу. Педагог сопровождает действия словами: «Сначала надо снять пижаму. Катя, что надо снять? Катя снимает пижаму. Что теперь нужно надеть Машеньке? Верно, трусики. Таня, найди Машины трусики. Что делает Таня? Таня надевает Машеньке трусики».

Таким образом находят все вещи. Необходимо побуждать детей сопровождать свои действия речью. Во время одевания следует обратить внимание на красоту одежды.

Затем можно предложить детям рассмотреть свою одежду и рассказать о ней

Приложение 7

 

Занятие по развитию речи на тему

«Кому что надо?»

 

Цель: формировать правильное и отчетливое произношение звуков [л, р], развивать мелкую моторику, воспитывать положительные эмоции.

 

Материал: загадки про стол и стул, фланелеграф, конверт, картинки с изображением полки, барабана, стула, стола.

 

Ход:

 

Дети сидят полукругом около фланелеграфа. Слышен стук в дверь. Почтальон вручает конверт. Воспитатель открывает его и достает картинки. Дети называют изображенные на них предметы. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки.

 

- Лора делала уборку в комнате. Она взяла любимую мамину скатерть, а куда постелить ее, не знает. Давайте ей поможем. Скатерть нужно постелить на что… (показывает нарисованный стол)

Пальчиковая игра «Стол»:

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

 

- Мама пришла с работы. Она  очень устала. Леша взял у нее  сумку и помог ей присесть  на что… (показывает стул)

Пальчиковая игра «Стул»:

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

 

- Егор с папой  пошел в магазин. В магазине папа купил что…(показывает  барабан). Дома Егор поиграл на  барабане и поставил его на  что… (полку).

 

Воспитатель предлагает стать детям маленькими барабанщиками. Дети имитируют игру на барабане, маршируют по группе и произносят «трам-трам-трам».

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Занятие по развитию речи

 

 Тема: «Рябинушка раскудрявая»

 

Цель: уточнить представления детей о растениях; ввести в словарь        детей слова растения, дерево, ствол, ветви, листья, плоды, один, два, три, много; сформировать представление о строении дерева; закрепить умение складывать целое из частей, развивать мелкую моторику руки, внимание, память, мышление; воспитывать эмпатию к живой природе, положительные эмоции.

 

Оборудование: стихотворение В.Цвынтарного «Дерево», потешка «Ты, Рябинушка…», игрушка старичок Лесовичок, разрезная картинка из трех частей с изображением рябины.

 

Ход занятия:

 

В группу неожиданно входит старичок Лесовичок. Он здоровается с детьми, любуется красотой уголка природы, говорит, что очень устал, просится отдохнуть среди растений.

Воспитатель усаживает его среди растений, между вазонов. Лесовичок рассказывает свою историю: ходил в гости, но на обратном пути заблудился и не знает, куда теперь идти. Дети спрашивают: «Где живет Лесовичок?»

Лесовичок рассказывает, что там, где он живет, много разных растений: деревьев, кустов, цветов, травы. Он дает детям разрезную картинку  - одно из деревьев, растущих около его дома. Воспитатель вместе с детьми складывает картинку и рассматривает ее. У деревьев есть ствол, ветви, листья и плоды. Это – рябина. Дети вспоминают, где еще видели такое дерево.

Если дерево невысокое, то модно сосчитать ветви (одна, две, три…много), листья (один, два, три…много), плоды (одна ягода, две, три…много).

Налетел ветерок: веточки качаются, а листочки шумят: ш-ш-ш. Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая игра «Дерево»:

У дерева ствол,

На стволе много веток.

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами: ш-ш-ш.

Вместе с Лесовичком дети водят хоровод:

- Ты, Рябинушка

Раскудрявая.

Ты когда взошла,

Когда выросла?

- Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

 

Лесовичок прощается с детьми и уходит, а воспитатель закрепляет с ребятами строение дерева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Занятие по сенсорике и лепке

 

Тема: «В гостях у снеговика»

 

Программное содержание: учить детей лепить предмет из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу; закрепить знания об основных цветах, геометрических фигурах; развивать умение группировать предметы по величине (большой, маленький), развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

 

Предварительная работа: рассматривание снеговика на картинках.

 

Оборудование: конверт с варежками, следы, ватные комочки разного размера, 2 ведра (большое и маленькое), тесто, дополнительный материал (шляпки для снеговика, глаза, нос).

 

Ход:

 

Дети вместе с воспитателем входят в группу. Воспитатель говорит:

- Ребята, посмотрите, чьи-то следы. Давайте пойдем по следам. И  куда это нас следы приведут?

Дети идут по следам. Воспитатель продолжает:

- Посмотрите, что-то здесь лежит.…Ой, это конверт. Он, наверное, волшебный. И кто же его потерял? Давайте  мы его поднимем. Ой, посмотрите, и еще дальше следы. А вот  и домик. Кто же здесь живет? Давай те постучим.

Дети стучат в дверь, выходит снеговик:

- Здравствуйте, дети!

Дети:

- Здравствуй, снеговик!

Воспитатель:

- Мы шли по твоим следам, и  нашли конверт. Ты его, наверное, потерял?

Снеговик:

- Да, я потерял конверт. Большое  вам спасибо, что вы его нашли и мне принесли. Пока вы ко мне шли, наверное замерзли?

 

Дети:

- Да, замерзли.

Снеговик:

- Для того чтобы вы согрелись, я с вами поиграю.

Смотрите, сколько у меня есть снежных комочков. А давайте мы их соберем. Для этого у меня есть два ведерка: одно большое, другое маленькое. Большие комочки мы положим в большое ведерко, а маленькие – в маленькое. Раз, два, три – собери!

Ну, молодцы ребята, правильно все снежные комочки собрали. А комочки-то холодные. У вас ручки замерзли? Ну-ка, покажите мне свои ручки. Давайте мы сейчас их погреем.

 

Пальчиковая гимнастика

 

Снег руками собирали,

Наши пальчики устали.

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать,

Чтобы стали горячее

Посильнее растирать.

 

Снеговик:

- я же совсем забыл про конверт, который вы мне нашли и принесли. Давайте откроем и посмотрим, что же там лежит.

Дети:

- Варежки!

Снеговик:

- Я же совсем забыл, что эти  варежки хотел вам подарить, чтобы  ваши ручки не замерзали зимой, когда вы играете со снегом. Ой, здесь же перепутались все варежки. Как же мне найти пару к каждой варежке? Может, вы мне поможете?

 

Дидактическая игра «Найди пару»

 

В конверте лежат варежки разного цвета, на каждой варежке есть рисунок из геометрической фигуры. Детям нужно найти пару к каждой варежке.

 

 

Снеговик:

- Дети, посмотрите, сколько много  варежек. Кому какой цвет нравится  варежки, ту и берите.

- Саша, какого цвета ты выбрал  варежку?

- Красного.

- А рисунок из какой геометрической  фигуры у тебя на варежке?

- Квадратик.

Снеговик:

- Молодцы, детки, правильно нашли  к каждой варежке пару.

А сейчас давайте станем друг за другом и пойдем погуляем по ровненькой дорожке.

 

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

 

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

По камешкам,

По камешкам,

В яму – бух!

Вылезли из ямы.

Вытерли- вытерли ножки

И пошагали дальше по дорожке…

 

Снеговик:

- Ребята, мне так с вами хорошо, не скучно, а в лесу я один, у меня нет друзей, не с кем  поиграть. А вы, детки, все умеете, все можете, а, может, вы мне друзей-снеговиков слепите? И мне тогда одному скучно не будет. В этом я вам помогу.

 

Объясняю, как лепить снеговику и сопровождаю показом:

- Для того, чтобы слепить снеговика, нужно комок теста разделить  на две части: одна побольше  – это туловище, второй комочек поменьше – это голова. Также у снеговика есть глазки, носик, ротик, на голове шляпка.

 

Затем дети по указанию катают в воздухе комочки.

 

 

 

Лепка снеговика

 

Подсказываю ребятам, если что-то не получается. Хвалю детей. Обращаю внимание на правильную посадку за столом.

Спрашиваю:

- Что ты Леша сейчас лепишь?

- Туловище.

Даю шляпку и спрашиваю:

- Куда ты шляпку оденешь? Какого  она цвета?

- Где находятся глазки у снеговика, носик?

 

Итог занятия:

Все выставляют своих снеговиков на стол.

 

Снеговик:

- Какие вы ребята молодцы. У  меня теперь будет столько  друзей и мне не будет скучно  одному.

 

 

Приложение 10

Занятие по развитию речи на тему

«У Маши в гостях»

 

Цель: познакомить детей  с чайной посудой, активизировать в их речи слова чашка, блюдце, чайник, укушу, снесу, напою; развивать внимание, мышление; воспитывать положительные эмоции, культуру поведения в гостях.

Материал: потешка «Пошел котик на Торжок…», стихотворение Д.Ткаченко «Дружба»; кукла, игрушка, котенок, чайная посуда, пирожки и булочки в корзине

Ход:

Дети полукругом на стульчиках. Воспитатель читает потешку «Пошел котик на Торжок…». Затем воспитатель заменяет имя ребенка и «угощает» его булочкой.

За дверью слышно мяуканье. Воспитатель вносит игрушку – котенка в корзине, снова читает потешку и поясняет, что котик идет в гости к Машеньке. Дети провожают кота к Маше. Воспитатель просит детей помочь Маше накрыть стол. Дети под руководством педагога ставят на стол посуду, называя каждый предмет. Воспитатель обобщает: «Мы поставили на стол чайную посуду».

Информация о работе Особенности использования дидактических игр на занятиях в группах раннего возраста