Особенности и виды дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:49, реферат

Краткое описание

. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
псевдосюжетные игры.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности и виды дидактических игр.docx

— 59.44 Кб (Скачать файл)

Применяем загадки также при изучении нового материала. Например, перед объяснением нового материала загадываем загадку:

 

 

Из растений чей портрет

Выбит на монете?

Чьих плодов нужнее нет

На земной планете? (Пшеница)

 

Такой прием активизирует, на наш взгляд, внимание ребенка для восприятия темы Сельскохозяйственное значение злаков.

Применяем загадки и при закреплении нового материала, на обобщающих уроках. При этом просим ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Так, к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, мы предлагаем следующие вопросы: К какому семейству относятся эти растения? К какому классу? Назовите общие признаки класса, семейства. Что вы знаете об этом растении? Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать? Таким образом, происходит закрепление полученных знаний.

Игры - упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды.

Кроссворд - это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов. При составлении кроссвордов учитываются возрастные отличия восприятия, внимания, памяти, мышления школьников. Количество заданий в учебных кроссвордах обычно небольшое - ответ основывается на трех - пяти словах. В зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей детей задания можно изменять и варьировать.

Чаще всего мы используем кроссворды для развития терминологии. При желании учащиеся могут составить кроссворд на заданную тему дома. В этом случае мы отрабатываем точность определения понятий. На следующем уроке их решаем по группам или индивидуально. Можно также предложить детям закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Например, по биологии в 6 классе после изучения темы Деление клетки задаем разгадывание кроссворда с заданием: впишите в графы кроссворда название фаз митоза. Если кроссворд использовать на этапе закрепления, то к заданию добавляем: кто первый и без ошибок?

Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет, и в то же время заинтересовывает, дает возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество.

Биология требует от учеников большой словарной работы. Необходимость запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает затруднения у школьников. В связи с этим мы используем ребусы.

Ребус - это задача, в которой зашифровано слово или предложение с помощью рисунков, букв или знаков. Мы постепенно знакомим с разными способами решения ребусов, с основными правилами составления и разгадывания ребусов - своего рода ребусной азбукой.

Пословицы, поговорки, а также приметы используем чаще всего при изучении сезонных изменений в жизни растений и животных. Даем задание дополнить пословицу, поговорку, примету или объяснить смысл, если их используем при выполнении домашнего задания. В эту же группу относятся игры, которые построены на самопроверке личных возможностей школьника. К ним мы относим: игры - тесты - вопросники, тесты - задачи, игры - предпочтительного выбора. Эти игры также развивают внимание; приучают детей ценить время, развивают глазомер, тренируют наблюдательность, творческие способности. Когда дети увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия. Цель данных игр и развивающая, и психотерапевтическая.

. Игры - путешествия проводим  как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных  занятий. Они служат в основном  целям обобщения и закрепления  учебного материала. Они также  хорошо разнообразят работу с  картой. Игры - путешествия строим  по-разному, в том числе и на  сказочной основе. Такая игра, позволяет  отработать не только умение  знать карту, но и читать ее. Развивается умение за сочетанием  рисунков и знаков карты представить  реальный мир. Познаются взаимосвязи  различных явлений природы и  деятельности человека, в том  числе и таких, которые на карте  не показаны, но обусловлены тем, что на ней изображено. Активизация  учащихся в играх путешествиях  выражается в устных рассказах, вопросах поискового характера, ответах учащихся, в их личных  переживаниях и суждениях. Примерами  таких игр могут быть Путешествие  по следам плодов и семян (6 класс); Путешествие по земному  шару с красной книгой (6-7-й  класс), при изучении как растений, так и животных; Путешествие на  дно океана при обобщении темы  Жизнь в морях и океанах (5-й  класс).

Игры - путешествия усиливают впечатление, наблюдательность, обращают внимание детей на то, что находится рядом, не быть равнодушным к тому, что происходит в природе (воспитательный аспект). В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью. Их можно применять и на уроках изучения нового материала, по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Например, на уроках природоведения мы совершаем путешествие на действующий вулкан. При помощи технических средств можно усилить эффект записью извергающегося вулкана, изучаем его строение, состав магмы, лавы, прослеживаем разницу между этими понятиями.

. Сюжетно-ролевая игра  является одной из форм обучения, обеспечивающей школьнику активную  позицию в учебной деятельности. Такие игры отличаются от игр-упражнений  и игр-путешествий тем, что инсценируются, а учащиеся играют определенные  роли . В таких играх дети отражают  различные стороны жизни (социальные  переживания, экономические, сельскохозяйственные  и т.д.), особенности взаимоотношения  взрослых, уточняют свои знания  об окружающей действительности. Отличительным признаком ролевой  игры является наличие ролей, сюжета, игровые действия.

Приведем ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр.

. Определенные методические  знания и умения помогут правильно  провести дидактическую игру. Эти  знания помогают применить наилучший  вариант дидактической игры на  том или ином этапе урока. К  дидактическим играм следует  готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволит заранее настроить  детей на игру и творчески  подготовиться к ней.

. Дидактические функции  игры должны обеспечить достаточно  широкую, но посильную творческую  и мыслительную деятельность  учащихся в области биологии  и смежных дисциплин, соответствовать  возрастным особенностям, степени  подготовки и развитию кругозора  учащихся. Игру следует начинать  с более простых заданий, постепенно  переходя к более сложным. Задания  должны содержать элементы увлекательности  и давать возможность принимать  несколько вариантов ответов, в  том числе и нестандартных.

. Атрибуты должны быть  красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Наглядность должна быть простой  и емкой, эстетически правильно  выполненной. Ошибки должны быть  исключены, т.к. это снижает интерес  игры, авторитет учителя. Наглядность, применяемая в процессе дидактической  игры, должна носить больше схематический  характер, нежели изобразительный.

. Игры лучше всего проводить  в быстром темпе, чтобы каждый  ученик с максимальной активностью  мог участвовать в игре. При  этом необходим предварительный  расчет продолжительности каждого  этапа игры и обязательное  его выполнение в процессе  игры.

. Нельзя оставлять без  внимания группу наблюдателей; необходимо  наделить их важной ролью арбитра; следя за игрой, арбитр делает  выводы, дает оценку ходу событий, но не в коем случае не  производит персональных оценок  в адрес играющих - арбитр выступает  сторонним наблюдателем ситуации  и высказывает свои впечатления  от увиденного. Лучше проводить  дидактическую игру выразительно  и эмоционально. Это обеспечивает  интерес детей, желание слушать, участвовать в игре, быть активным  участником.

. Учитель, как ведущий  игры, постоянно активизирует работу  пассивных учащихся. Иногда бывает  полезно ввести в правила игры  поощрительные и штрафные баллы. Средства и способы, повышающие  эмоциональное отношение детей  к игре следует рассматривать  не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических  задач.

. Учителю следует не  допускать снижения интереса  у детей к игре, субъективности  в нечестности. Необходимо умело  регулировать ход игры. Кроме  этого, учитель, дополняя игру своими  элементами, должен включить различные  варианты геймов, разминок, дающие  возможность проигрывающей команде  подтянуться. Если не учитывать  этих рекомендаций, то проигрывающая  команда с большим отрывом  теряет интерес к игре, а чаще  всего отказывается от игры.

. Во время игры необходимы  дисциплина и порядок. Во время  игры старайтесь обеспечивать  нормальный психолого-педагогический  климат. Между педагогом и детьми  должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания. Тон лучше сохранять доброжелательным, лояльным.

. Используя дидактические  игры, лучше не допускать перенасыщения  учебного процесса игровой деятельностью, т.к. слишком частое применение  дидактических игр на уроке  приводит к ситуации, когда ученики  будут воспринимать курс изучения  биологии, как игру в целом.

. Желательно иметь систему  разработанных дидактических игр, не раз опробованных на уроках  биологии, с учетом ранее допущенных  ошибок, если они имели место.

Эффективность использования дидактических игр зависит от всех перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения.

Нужно отметить, что применение дидактических игр в процессе обучения имеет определенные ограничения.

. В классах с ярко  выраженной активностью учащихся  на уроке и высоким уровнем  их работоспособности больший  интерес вызывают игры, имеющие  возможность продемонстрировать  эрудицию, смекалку, сообразительность  и быть первым по знаниям  изучаемого материала. В таких  классах мы не проводим игры, целью которых является запоминание  тех или иных понятий, законов, явлений, т.к. у учащихся хорошо  развиты внимание, память и подобные  учебные действия у них не  вызывают затруднения.

. Дидактические игры чаще  применяем при углублении ранее  полученного материала в 5-6-х классах, т.к. учащимся нравятся такие уроки, они с удовольствием включаются  в игру.

. В старших классах  дидактические игры применяются  реже, т.к. изучение биологии происходит  у учащихся более осознанно. Чаще  используем сюжетно-ролевые игры, т.к. они содержат проф. ориентационную  информацию. Для проведения таких  игр требуется более тщательная  подготовка как с нашей стороны, так и со стороны учеников. Учитывая эти особенности, мы  используем их 1-2 раза в год.

. При объяснении нового  учебного материала мы не увлекаемся  большим количеством дидактических  игр, т.к. образовательная значимость  темы, ее научность, не должны  быть замаскированы игровыми, занимательными  функциями и атрибутами. Очень  часто именно они, как более  яркий фактор, останется в сознании  и памяти ученика, а научность  темы будет потеряна. При объяснении  нового материала применяем игры  с использованием историко-логического  подхода, чтобы ученики могли  представить и ощутить уровень  развития науки на тот период, и следовали бы логике этого  или иного открытия.

. Мы не проводим дидактические  игры длительные по времени, они  утомляют учеников, т.к. требуют большой  отдачи. Лучшего и более эффективного  результата в процессе обучении  биологии помогают добиться игры, непродолжительные по времени  проведения (5-10 мин). Это могут быть  анаграммы, монограммы, загадки, игры  с сигнальными картами и т.д.

Дидактическая игра как способ обучения помогает нам сократить время на проверку знаний большого количеств учащихся, а в условиях сельской школы - всех учащихся. За 5-10 мин в ходе игры появляется возможность проконтролировать степень усвоения материала. Например, игра Хлопки. Мы задаем вопросы, требующие однозначного ответа. Учащиеся на положительный ответ хлопают дружно в ладоши, на отрицательный - сидят тихо. Таким образом, на одни и те же вопросы отвечает одновременно весь класс, нам достаточно легко проследить ответы всех учащихся, когда наполняемость класса маленькая. Если класс большой, то можно игру провести по рядам, по вариантам, по группам и т.д. Мы должны помнить, что чем больше класс, тем труднее провести игру, и труднее проследить результат. В конце урока игра может носить поисковый характер. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

 

3. Дидактическая игра как  одно из условий развития иворческого  потенциала учащихся на уроках  биологии

 

Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной частью которых является игра. Игры родились как альтернатива традиционным и общераспространенным формам учебно-воспитательного процесса, как обновление того, что было в организации образовательной и воспитательной работы, как движение вперед с опорой на накопленный опыт.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка любого возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Проблема включения игры в учебно-воспитательную систему всегда интересовала отечественных и зарубежных педагогов. Удивительна по своему содержанию авторская школа Саммерхил, созданная в 1924 году английским педагогом Александром Нейлом. Основной ее целью являлись свобода и счастье детей, а один из принципов гласил: игра должна стать обязательным условием всех видов деятельности в школе, так как является естественной потребностью детского организма.

Информация о работе Особенности и виды дидактических игр