Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:49, реферат
. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
псевдосюжетные игры.
Детство и игра неотделимы. Ребенок живет в игре, живет, причем, взаправду, одновременно познавая мир. Н.К. Крупская писала: Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организаторские способности, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
Современные дети, к сожалению, играют все реже и реже.
Причины тоже известные:
Сократился набор игр, известных детям.
Времени свободного у детей стало меньше.
Но самая главная причина- отсутствие подготовленных людей, знающих не только сами игры, но и психологию детей.
Современная педагогика уже давно приобрела личностно- ориентированный характер. Но, на мой взгляд, ведущую роль коллектива в воспитании личности отметать в сторону было нельзя. Уже более 15-ти лет я нигде не слышу и о необходимости формирования детского коллектива, хотя это необходимый фактор для развития и реализации личности.
А.С. Макаренко писал, что самой реальной формой по отношению к личности являются удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему желанию - добровольно, и во- вторых, чтобы коллектив добровольно вмещал эту личность.
В последние годы мы сильно увлеклись односторонним развитием личности, формированием личностных качеств человека. Конечно, отказ от коллективного способа воспитания личности уже принес свои плоды. Возникли разобщенные детские группы, где нет общей идеи, вокруг которого можно было бы сплотиться. В этих группах нет общих интересов, традиций, занятий (помимо урока) и, конечно, общих игр.
На этапе расцвета коллектива детей (А.С. Макаренко) все члены его начинают находиться в ответственной зависимости. Вот тогда специально подобранные обучающие и развивающие игры могут способствовать формированию умений навыков, а также чувства ответственности перед коллективом.
Методика проведения игр зависит от цели и воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития играющих, возраста, степени их активности. Прежде всего, необходимо ясно представлять себе и воспитательные и образовательные задачи, которые надо решать в ходе и результате игры.
Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, быть дисциплинированными, предъявлять к себе и другим высокие требования. В любой игре детей сплачивает чувство локтя, командность, взаимопомощь и дружба и при этом проявляется высокая общественная активность.
Итак, все, что было сказано выше, касается игр вообще. Дальше речь идет о тех играх, которые можно использовать в процессе урока. Я их собрала огромное множества. Являясь одной из форм самостоятельной, познавательной деятельности учащихся учебные игры носят название дидактические.
Все дидактические игры можно классифицировать:
Дидактические игры.
Классно-урочные игры ;
Внеклассные игры.
И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:
Строгие правила, которые лучше не нарушать;
В игре должен принимать участие весь класс;
Игры с возрастом должны усложняться.
Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес. А то, что не интересно не способствует развитию памяти.
Дидактические игры способствуют реализации ведущих функций обучения: Образовательную, воспитательную и развивающую - на основе принципов педагогики сотрудничества. И одновременно достигается решение сразу нескольких задач.
Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.
Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
Подход к учащимся в обучении становится более деликатным дифференциальным.
В результате использования игрового метода стимулируется познавательная деятельность учащихся, активизируется их мышление. В ходе игры выявляются личностные черты характера учащихся, усиливается мотивация к изучению данного предмета. Какие виды деятельности могут включать учебные дидактические игры?
Распознавание объектов, явлений, свойств.
Сравнение объектов, явлений, свойств.
Характеристика объектов, явлений, свойств.
Раскрытие, обоснование понятий.
Практическое применение объектов, явлений, свойств.
Овладение терминами.
Выработка умения анализировать, различать, абстрагировать и обобщать.
Ну, а теперь дадим характеристику некоторых игр.
Простейшие кратковременные игры.
1. Скороговорки - в самом начале урока, в качестве организационного момента, учащимся дают записать одну - две скороговорки. При попытке выговорить правильно слово, у детей включается в работу речевой аппарат, а значит и мыслительная деятельность, непосредственно связанная с речью. Продолжительность 5-7 минут.
2. Загадки - несложные, интересные
загадки тоже могут
3. Найдите соответствие -
на одной стороне доски
4. Химическая разминка.
а) краткие вопросы с еще более краткими ответами;
б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот;
в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.
Игры средней трудности.
Это игры более сложные и наиболее длительное время:
1. Ассорти - множеством карточек
с формулами, которые нужно разложить
по классам неорганических
2. Чужой среди своих - несколько (4-6-8) карточек скреплены ниточкой или раскладушка с формулами, картинками, рисунками. За исключением одной карточки остальные все могут быть объединены в одну группу. Называются формулы, объекты процессы и указывается чужой.
3. Лото - химическое или
биологическое Основные классы
неорганических соединений - можно
использовать на обобщающем
4. Домино - на знание формулы
веществ, относящихся к основным
классам неорганических
5. Химические карты - тоже
для закрепления знаний по
основным классам
Наиболее сложные дидактические игры по химии.
. Лото - химические реакции
на общих карточках - по 6 уравнений
химических реакций, где вместо
одного из веществ
а) ботаническое - на знание систематики растений;
б) зоологическое - на знание систематики животных;
в) анатомическое - на знание человеческого организма.
2. Химические шашки - игра
по правилам настоящих шашек.
Только вместо косточек
3. Домино - костяшки с формулами
соединяются только в случае
возможности взаимодействия
4. Химические карты - выброшенная
карта одного игрока бьется
картой другого игрока только
в случае взаимодействия
Эти игры можно использовать на специальных игровых уроках для закрепления пройденного материала.
Есть еще одна игра, которую можно использовать для любого предмета, на любом уроке - это кроссворды. Не так часто, как хотелось бы, но я тоже использую кроссворды с химическим и биологическим содержанием.
И еще одна игра, которую мы использовали раньше при проведении предметных недель - Счастливый случай. Больше подходит для игры в КВН. Наконец игра О, счастливчик или Кто хочет стать отличником- вызывала огромный интерес у моих ребят при проведении Недели птиц.
Таким образом игры по предметам или дидактические игры в моей работе занимают значительное место. Этим я объясняю повышенный интерес учащихся к моим урокам.
5. Дидактические игры на уроках биологии в 6 классе
Игра «Узнай название»
Методика: Каждый ученик получает гербарный лист и определительную карточку.
Задание? Определить род растения и записать порядок определения.
Игра «Цепочка»
Методика: Первый вопрос по теме урока задаёт ученику учитель. Ученик отвечает и дальше сам задаёт вопрос своему товарищу. И так далее по цепочке.
По характеру вопросов и ответов можно оценить знания учащихся.
Игра «Ай, болит!»
(вариант 1)
Методика: групповая работа.
Задание: Ваш товарищ заболел. У него насморк (варианты: кашель, болит горло). Предложите растения, из которых можно приготовить лекарство в домашних условиях.
группа - низшие споровые растения
группа - высшие споровые растения
группа - голосеменные растения
группа - древесные покрытосеменные растения
группа - кустарниковые покрытосеменные растения
группа - травянистые покрытосеменные растения
Игра «Ай, болит!» (вариант 2)
Методика: групповая работа.
Задание: Ваш товарищ заболел. У него насморк (варианты: кашель, болит горло). Предложите растения, из которых можно приготовить лекарство в домашних условиях.
группа - из семейства розоцветных
группа - из семейства крестоцветных (капустных)
группа - из семейства лилейных
группа - из семейства бобовых
группа - из семейства паслёновых
группа - из семейства злаковых (мятликовых)
группа - из семейства сложноцветных (астровых)
Игра «Найди ошибку»
Методика: перед учеником кладётся схема, отображающая систематическое положение предложенных видов растений. Схема содержит ошибки. Задача ученика - найти ошибки и нарисовать схему правильно.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Методика: Используется кроссворд, состоящий из ответов на загадки. Учитель зачитывает загадку, а ученики вписывают ответы в клетки кроссворда.
Оценивается правильность выполнения задания.
Игра «Знаешь ли ты местную флору?»
Методика: учитель обращается с призывом к классу вспомнить растения, которые встречаются в данной местности в дикой природе или культурном виде. Затем он называет любые известные растения, а школьники должны записать те из них, которые растут на Кавказе. Своеобразный тест.
Игра «Дополни ответ»
Методика: Класс делится на группы. Ведущий показывает классу одно из культурных растений (живое или в гербарии) и предлагает назвать способ его опыления. Команда, давшая первой верный ответ, получает 1 балл.
Затем командам предлагается составить список известных им самоопыляющихся (или перекрёстноопыляемых) растений. Через 3 минуты работа прекращается и каждая группа зачитывает свой список.
Выигрывает та группа, что назовёт большее число растений и сделает меньшее количество ошибок.
Игра «Угадай растение»
Методика: Играют двое. Один ученик загадывает растение, а другой отгадывает, задавая вопросы. Ответы могут быть только «да» или «нет».
Например: задуман картофель.
Вопрос: Растение класса однодольных?
Ответ: Нет.
Вопрос: В цветке 5 чашелистиков?
Ответ: Да.
Вопрос: Семейство Розоцветные?
Ответ: Нет.
Вопрос: Культурное?
Ответ: Да.
Вопрос: Произошло из района Чили?
Ответ: Да.
Вопрос: Завезено в Россию при Петре I?
Ответ: Да.
Ответ отгадывающего: Это картофель!
Игра-зачёт «Ромашка»
Методика: К магнитной доске крепятся вырезанные из цветной бумаги детали цветковой схемы Розоцветных (Бобовых, Лилейных, Паслёновых…).
На каждой детали с обратной стороны написаны задания.
Учащиеся по одному выходят к доске, выбирают понравившуюся им деталь цветка, снимают её, читают задание и отвечают на него.
Например: 1. назвать как можно большее число видов данного семейства; 2. Какие дикие растения данного семейства тебе известны? 3. Назови по 2 вида древесных, кустарниковых и травянистых форм данного семейства; 4. Что общего у растений данного семейства с растением другого семейства? 5. Какие культурные растения данного семейства тебе известны? 6. Почему семейство получила такое название? 7. Назови плоды растений данного семейства. 8. Нарисуй схему цветка семейства. 9. Перечисли характерные признаки семейства. 10. К какому отделу относятся растения семейства? 11. К какому классу относятся растения семейства? 12. Напиши формулу цветка семейства. И т.д…
Дидактическая игра «Магический квадрат».
для 6-7 классов
Автор: Ларионова Ирина Михайловна,
учитель биологии и экологии
МОУ «Медновская СОШ»
Тверская область
Цели:
активизация познавательной деятельности,
формирование широких познавательных интересов у школьников,
выявление эрудитов среди учащихся.
Задачи:
обобщить и углубить знания учащихся по пройденной теме
расширить знания школьников по предмету;
развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету.
Сценарий игры
Дидактическая игра «Магический квадрат» проводится для учащихся 6-7 классов с целью обобщения и повторения изученного материала.
Правила игры
Для проведения игры необходимо начертить квадрат и разбить его на 16 клеток (4х4). В клетках проставить буквы в алфавитном порядке построчно, слева направо, как показано на рисунке.
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПР
Данные буквы - от «А» до «Р» соответствуют 16 вопросам, ответы на которые пронумерованы числами от 1 до 16. В ходе игры эти числа необходимо вписывать в клеточки с буквами, обозначающими соответствующий вопрос. При правильном заполнении сумма чисел в каждом из горизонтальных и вертикальных рядов квадрата будет составлять одно и то же число - 34.