Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью.
- подготовить методический и наглядный материал по различным видам росписи, который будет полезен при проведении уроков в 5- 7 классах в средней школе.
-определить эффективные пути развития у учащихся 5-7 классов росписных навыков на уроках изобразительного искусства.
- создание целостной, последовательной методики использование различных видов росписи в процессе обучения учащихся .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Декоративно-прикладное искусство - как средство художественно-эстетического познания мира и его отражения
1.2 Виды и общие художественные принципы декоративно-прикладного искусства
1.3 Некоторые виды росписи
1.3.1 История Петриковской росписи и техника её выполнения
1.3.2 Золотая хохлома.Возникновение и закономерности технического её выполнения
1.3.3 Городецкая роспись.История и техника выполнения городецкой росписи
1.3.4 История и технические особенности выполнения Жостовской росписи
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДПИ В 5-7 КЛАССАХ
2.1 Програмное и методическое обеспечение процесса обучения учащихся ДПИ с учётом возрастных особенностей детей
2.2.
2.3 Сценарии уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБ. Д П И (ОСНОВН.).doc

— 269.18 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

Д П И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ             

1.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Декоративно-прикладное искусство - как средство художественно-эстетического познания мира и его отражения

1.2 Виды и общие художественные принципы декоративно-прикладного искусства

1.3 Некоторые виды росписи

1.3.1 История Петриковской росписи и техника её выполнения

1.3.2  Золотая хохлома.Возникновение и закономерности технического её выполнения

1.3.3 Городецкая роспись.История и техника выполнения городецкой росписи

1.3.4 История и технические особенности выполнения Жостовской росписи

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДПИ В 5-7 КЛАССАХ

2.1 Програмное и методическое обеспечение процесса обучения учащихся ДПИ с учётом возрастных особенностей детей

2.2.

2.3 Сценарии уроков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение А

Приложение Б

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям,  выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники народного искусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнители фольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки с самодельными товарами, народные гулянья. В таких праздниках принимают активное участие все - и стар и мал!

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты.

Опыт работы с детьми показал, что не все виды ДПИ обладают равнозначными возможностями воспитательного и художественно-развивающего воздействия на детей разных возрастных категорий .Например, в младшем школьном возрасте наибольшее значение в данном отношении имеет использование декоративной ( кистевой) росписи. В народном творчестве это искусство Городца,Хохломы, Жостова.

      В условиях украинской школы наиболее эффективным видом народного творчества в работе с учащимися младшего школьного возраста является замечательное искусство Петриковской росписи (Днепропетровская область).Характерные черты Петриковской росписи - мажорный, праздничный колорит, ясная ритмичность, простота и чёткость композиции, орнаментально-плоскостная трактовка формы - чрезвычайно созвучны особенностям восприятия детей, их изобразительным возможностям.

  Народный мастер декоративной росписи ( как украинской , так и русской) работает сразу кистью, пятном, что помогает ему легко устанавливать зрительное равновесие в композиции, достичь её целостности, находить выразительную форму элементов узора.Поэтому, а также исходя из импровизационной природы изобразительной деятельности младших детей, их увлечённости цветом, способ работы кистью, гуашевыми красками целесообразно взять в качестве ведущего в начальных классах.Он соответствует с возможностями младших школьников и имеет преимущества в сравнении с работой по линейному контуру.

Результаты экспериментальной работы в начальных классах с опорой на использование традиций народных мастеров украинской живописи и росписи показали, что этот вид народного творчества успешно помогает развивать у детей смелость в работе, эмоциональное отношение к цвету стремление  к украшению и ритмической организации изобразительной поверхности, активно содействует развитию и укреплению таких личностных качеств учащихся , как радостное, эмоционально-эстетическое отношение к миру и к самой изобразительной деятельности, стремление к выполнению рисунка не только правильно, но и красиво, интерес и любовь к народному искусству.Всё выше сказанное обуславливает большую роль, которая отводится занятиям декоративно-прикладным искусством и элементарным художественным конструированием в новой программе изобразительного искусства.

Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени.

 

Обьект исследования: Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития в работе с детьми

Предмет исследования : Процесс обучения учащихся средней школы техникам разных видов росписи.

Цель работы:  изучить особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью.

- подготовить методический и наглядный материал  по различным видам росписи, который будет полезен при проведении уроков в 5- 7 классах в средней школе.

-определить эффективные пути развития у учащихся 5-7 классов росписных навыков на уроках изобразительного искусства.

- создание целостной, последовательной методики использование различных видов росписи в процессе обучения учащихся .

Задачи:

1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.

2. Разработать методику преподования различных видов росписи  с учётом возрастных особенностей детей.

3. Изучить виды декоративно-прикладного искусства  с детьми .

4. Уделить внимание росписи , как виду ДПИ на уроках изобразительного искусства.

5. Проанализировать понятия различных видов  росписи; уточнить правила их построения.

6.Понаблюдать за процессом работы детей их реакцией на поставленные перед ними задачи по теме декоративно- прикладного искусства.

7.Проанализировать и оценить результат практической деятельности учащихся по  выбранной теме .

Гипотеза исследования: Мы предпологаем, что наиболее эффективного результата по обучению учащихся различным видам росписи можно достичь в том случае, если:

1.Учитывать возрастные особенности  детей.

2.Роспись будет успешно освоена детьми при условии тщательно проведённой учителем подготовки учащихся к декоративно- прикладной деятельности.

3.Качество подготовки учащитхся возможно повысить за счёт внедрения системы творческих заданий и учебных упражнений по росписи.

 

 

В процессе исследования были исспользованы методы:

1.Общенаучные методы теоритического уровня:

- изучение , анализ и систематизация научно- методической литературы.

 

2.Методы имперического уровня:

- целенаправление наблюдение за детьми в процессе их декоративно- прикладной деятельности.

- педагогический эксперимент.

 

 

Основными методами работы определены: изучение, анализ и обобщение литературных источников; ознакомление с положительным педагогическим опытом.

Другие основные методы исследование :

- теоритический ( изучение, анализ и обработка искусствоведческой,психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения различным видам росписи.

- педагогические ( создание и опробация сценариев уроков по теме различных видов росписи;педагогические наблюдения за детьми в процессе работы; анализ творческих работ учащихся.

Теоретическая и практическая значимость курсавой работы состоит  в том, что  :

-  был собран содержательный и наглядный материал по различным видам росписи, который может быть использован учителями, студентами на уроках изобразительного искусства и поможет им достичь позитивных результатов на разных этапах работы с детьми.

-состоит в создании методических рекомендаций, в которых учтены последовательность и комплексность обучения учащихся различным видам росписи, их техникам и приёмам, в разработке и опробации сценариев уроков по различным видам росписи.

Курсовая работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списков исспользованных источнико и приложения. Мной были подготовлены планшеты с наглядными пособиями различных видов росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 Декоративно-прикладное искусство - как средство художественно-эстетического познания мира и его отражения

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками - это дерево, глина, кость и т. д

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

 

1.2 Виды и общие художественные принципы декоративно-прикладного искусства

1        Батик (холодный, горячий)

2        витраж

3        резьба по дереву

4        резьба по камню

5        резьба по кости

6        гобелен

7        вышивка

8        керамика

9        макраме

10   ковроделие

11   мозаика

12   роспись и тд.

 

Можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:

1. Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.

2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.

3. Единство материала и технического приема.

4. Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.

5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.

6. Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.

7. Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.

 

1.3 Некоторые виды росписи.

1.3.1 История Петриковской росписи и техника её вполнения

Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Село Петриковка  - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Информация о работе Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью