Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью.
- подготовить методический и наглядный материал по различным видам росписи, который будет полезен при проведении уроков в 5- 7 классах в средней школе.
-определить эффективные пути развития у учащихся 5-7 классов росписных навыков на уроках изобразительного искусства.
- создание целостной, последовательной методики использование различных видов росписи в процессе обучения учащихся .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Декоративно-прикладное искусство - как средство художественно-эстетического познания мира и его отражения
1.2 Виды и общие художественные принципы декоративно-прикладного искусства
1.3 Некоторые виды росписи
1.3.1 История Петриковской росписи и техника её выполнения
1.3.2 Золотая хохлома.Возникновение и закономерности технического её выполнения
1.3.3 Городецкая роспись.История и техника выполнения городецкой росписи
1.3.4 История и технические особенности выполнения Жостовской росписи
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДПИ В 5-7 КЛАССАХ
2.1 Програмное и методическое обеспечение процесса обучения учащихся ДПИ с учётом возрастных особенностей детей
2.2.
2.3 Сценарии уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБ. Д П И (ОСНОВН.).doc

— 269.18 Кб (Скачать файл)

Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель,Петриковка, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.

      Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».

      Пятиклассники на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

      Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности, плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению), от условного обобщенного изображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.

      Следующий шаг изучения народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Приобщение младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у разных народов суть декора одна и та же —  выявлять, подчеркивать социальное положение человека, его роль в обществе.

       Включение в канву урока мифов, в которых отразились поэтические представления людей древних цивилизаций о возрождении и умирании природы, о смене дня и ночи и т. д., значительно обогащает восприятие учащихся, дает возможность для развития образного мышления, фантазии. Общее в воззрениях людей разных стран, времен способствует установлению в сознании школьников своеобразных содержательных «мостиков», казалось бы, между совершенно несхожими культурами.

      Завершается общий курс вполне закономерно —  знакомством с современным декоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале.

      Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — все это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.

      Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена и т. д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве профессиональных художников декоративного искусства.

      Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает учащимся возможность сопоставить  два  склада мышления  — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

      Декоративная работа в материале (батик, витраж, коллаж, керамические рельефы, поделки из мочала, шпагата и т. п.), осуществляемая в групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала —  освоением его декоративно-пластических возможностей.

      В процессе создания плоскостных и объемных декоративных композиций в конкретном материале школьники учатся вести работу поэтапно — от разработки обобщенно-лаконичных композиционных эскизов до завершающего этапа, осознанно используя знание языка данного вида искусства.

      В V классе большое значение имеет дальнейшее развитие у учащихся «навыка распознавания» конструктивного, изобразительного и декоративного элементов языка в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, осознание того, что элементы декоративности в данном виде искусства «играют первенствующую роль — как в области форм и конструкций, так и в области внешнего убранства предмета» (В. С. Воронов), т. е. выступают доминантой, определяющей данный вид искусства.

      В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Так, на уроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видов фольклора —  устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и изобразительного — помогает осознать учащимся нерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народного творчества раскрывает также поэтические связи народного искусства с природой — его колыбелью.

 

 

      Методические рекомендации по каждой теме четверти, по каждой главе учебника структурно выстраиваются в следующем алгоритме: тема четверти, задачи художественного развития учащихся, общие методические рекомендации с включением небольших фрагментов литературного материала, содержащих важную, сутьевую, информацию, в первую очередь для учителя, которую он может включать в содержательную канву урока, переложив на язык, доступный пониманию учащихся, рекомендации по каждой теме урока, а также словарь терминов.

2.2 Уроки декоративно- прикладного искусства, их строение

 

Уроки декоративно-прикладного искусства  —  это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это с о т в о р ч е с т в о, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными

. Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

 

В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”. На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Каждый преподователь на уроках декоративно-прикладного искусства должен ставить перед собой цель-

развить творческие способности детей через творческие задания или посещение выставок, музеев.

Для достижения этой  цели должны педагогом ставиться следующие задачи:

овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;

ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусства “Лепки”, “Вышивки”, “Плетения”, “Аппликации” , "Росписи"и др.;

развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;

воспитание интереса и любви к искусству.

Каждый вид искусства рассматривается отдельно для более глубокого изучения Изучая различные виды росписи- каждой теме  должна предшествать демонстрация изделий народных умельцев и рассказ об особенностях элементов данной росписи в сравнении с элементами других видов росписей. Педагог должен  дать возможность детям , пустив изделие по рядам, рассмотреть его, потрогать руками..  Запас зрительных впечатлений от рисунков орнамента, которые они увидят на посуде, подносах и других предметах позволяет им без особого напряжения и длительной тренировки создавать собственные композиции росписи.

Очень важно доходчиво объяснить учащимся как правильно выполнить каждый элемент росписи. Наглядно показать этот процесс на доске.Если ребенок затрудняется в нанесении какого-либо элемента самостоятельно,начиная рисовать красками ,педагогу необходимо показать пример на листе бумаги индивидуально этому ученику. Когда дети овладевают некоторыми навыками росписи, то пробуют составлять свои орнаменты на вырезанных из картона предметах, разделочных досках.

      .

Уровень знаний учащихся  на уроках ДПИ определяется  умением  выполннть  поставленную перед ними задачу.

      Приобщение учащихся  к декоративно-прикладному искусству осуществляется в  р а з н ы х   ф о р м а х: 1.уроки;

2.факультативные, кружковые занятия;

3.посещение музеев, выставочных залов;

4. поисковая деятельность школьников.

      Поисковая деятельность включает чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства.

      Учитель помогает систематизировать материал, подсказывает учащимся, как можно его оформить, привлекая для этой работы родителей. Собранный материал дети используют на текущих и итоговых уроках.

  В 6 классе большое значение придается коллективным формам работы, требующим объединения творческих усилий всех ее участников. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением школьных интерьеров. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения учащихся к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

      Важным компонентом на завершающей стадии урока является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие  к р и т е р и и:

      — декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

      — содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

      — оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

      Важное значение в художественном развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие уроки четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники. Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения между школьниками и приглашенными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основе стилевых признаков и т. д.

2.3 Сценарии уроков

2.3.1 Урок в 6-м классе .Городецкая роспись.

Вид художественной деятельности: Декоративно- прикладное искусство.

Тема урока: Элементы Городецкой росписи.

Цель урока:

1.Актуализировать знания учащихся о городецкой росписи;

2. Научить рисовать элементы городецкой росписи;

3.Сформировать понятия об орнаменте,развить образное представление.

Средства обучения :произведения городецкой росписи  народных мастеров (фотографии, репродукции), шаблоны цветов, листьев , краски, кисти, бумага.

Метод обучения : позновательный.

Форма обучения : урок.

Приёмы обучения : объяснение, демонстрация.

Тип урока : комбинированный.

 

Ход урока:

 

1        Вступление. Объявление темы и задач урока.( 1 минута)

2        Организовываем своё рабочее место.Раскладываем на палитре три краски: белила, красную, чёрную.( 2-минуты)

3        Беседуем о произведениях мастеров Городецкой росписи.История промысла.( 4 - 5 минут)

 

На Волге недалеко от Нижнего Новгорода есть старинное, основанное еще в XII веке село Городец. Среди его населения преобладали ремесленники. Особенно много было мастеров по обработке дерева: резчиков, столяров, плотников. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна.Для того чтобы орудия труда лучше продавались на рынке - их стали расписывать.

Особую популярность завоевали донца для прялок, изготовленные в селах Коскова, Курцева и Охлебаихи. Производством прялок занимались целые семьи крестьян, включая женщин и детей. Украшалось обычно донце прялки, т.е. сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку и оно становилось украшением скромного быта.

Информация о работе Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью