Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью.
- подготовить методический и наглядный материал по различным видам росписи, который будет полезен при проведении уроков в 5- 7 классах в средней школе.
-определить эффективные пути развития у учащихся 5-7 классов росписных навыков на уроках изобразительного искусства.
- создание целостной, последовательной методики использование различных видов росписи в процессе обучения учащихся .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Декоративно-прикладное искусство - как средство художественно-эстетического познания мира и его отражения
1.2 Виды и общие художественные принципы декоративно-прикладного искусства
1.3 Некоторые виды росписи
1.3.1 История Петриковской росписи и техника её выполнения
1.3.2 Золотая хохлома.Возникновение и закономерности технического её выполнения
1.3.3 Городецкая роспись.История и техника выполнения городецкой росписи
1.3.4 История и технические особенности выполнения Жостовской росписи
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДПИ В 5-7 КЛАССАХ
2.1 Програмное и методическое обеспечение процесса обучения учащихся ДПИ с учётом возрастных особенностей детей
2.2.
2.3 Сценарии уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБ. Д П И (ОСНОВН.).doc

— 269.18 Кб (Скачать файл)

Материалы: темпера, бесцветный лак.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Роспись выполняется прямо на деревянной основе, или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами. На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета намечается главное — расположение и размеры основных, самых ярких пятен — например, цветов. Это узлы композиции. В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы — основа цветка.

Средние детали — нераспустившиеся бутоны — связывают крупные детали между собой; мелкие — веточки, листочки — дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому — обводка. Контур обводки — рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги-подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. После высыхания темперы изделие покрывается бесцветным лаком.


1.3.4 История и технические особенности выполнения Жостовской росписи

Жостовская роспись - русский крестьянский промысел, развивавшийся с 1830-х гг. в деревне Жостово, к северу от Москвы близ станции Лобня, по дороге на Дмитров. Промысел сложился в семье Вишняковых, бывших крепостных графов Шереметевых. Вначале расписывали деревянные и жестяные подносы, изделия из папье-маше. Техника росписи близка федоскинской. Под воздействием продукции уральских мастерских, в частности росписи металлических изделий в г. Нижнем Тагиле на заводе Демидовых, существовавшей уже в середине XVIII в. (см. нижнетагильская лаковая роспись), жостовские мастера стали использовать большие железные подносы разнообразной формы: круглые, овальные, "гитарные", фигурные, с профилированными бортами. Роспись выполняли масляными красками по специально подготовленному грунту. Железо покрывали смесью глины, "голландской сажи" и масла, высушивали в печи, затем тщательно шлифовали пемзой. После этого загрунтованный поднос покрывали несколькими слоями лака, поочередно черным и прозрачным, с периодическим просушиванием. Такая подготовка должна была обеспечить особенную яркость красок. Писали букеты цветов, листья, орнамент по борту, в основном по глубокому черному или темно-зеленому фону. Позднее стали использовать красный, золотистый, синий, ярко-зеленый фон. В стиле росписи сказались традиции крестьянского ремесла — росписи деревянных сундуков, ларцов, прялок, народной вышивки. Но жостовские со временем стали отличаться особенной широтой и свободой мазковой техники, сочной полихромией крупнотрактованных мотивов. От дробности и крикливой пестроты уберегали темный фон и найденные приемы композиции, оказавшиеся каноническими именно в жостовской росписи: центральное пятно в форме круга, овала, ромба, компактно собранное на темном поле, иногда, в прямоугольном формате, — заполнение углов малыми букетами и орнаментальное обрамление. Принципиально плоскостная композиция усложняется легкой игрой в глубину, пространственностью за счет прозрачных лессировок, "тающих" мазков по краям букета (цв. ил. 14). Использовалась также техника пота́ль (наклеивания фольги между слоями лака) с последующими лессировками, припудривание алюминиевым или бронзовым порошком по свежепрописанному лаку. После окончания работы роспись покрывается несколькими слоями прозрачного лака, шлифуется и полируется. Старинные жостовские изделия рассчитывались на вкусы покупателей среднего класса — мещан, купцов и зажиточных крестьян. Разработанный народными мастерами стиль сохранился до настоящего времени. В 1912 и 1920-х гг. создавались артели, в 1960-х гг. — фабрика декоративной росписи. Мастеров жостовского промысла ныне готовит Федоскинское художественное училище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Програмное и методическое обеспечение процесса обучения учащихся ДПИ с учётом возрастных особенностей детей

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

      В I–IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

      Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и Украшение (как характерные черты произведений искусства). Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.

      На  первом  этапе   обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира.

      На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.

      При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами кокошники, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают здания в соответствии с их назначением. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.

      В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.

      В IV классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно — все это становится объектом восприятия школьников.

      Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор.

      V класс (начальный период подросткового возраста) — это новый шаг  в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере.

      Изучая в I классе тему «Памятники архитектуры — наследие предков», дети рассматривают образ крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений.

      В IV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянского жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символических элементов в декоре избы. В практической деятельности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бумаги силуэты изб, которые ритмически располагают на декоративном панно).

      В V классе учащиеся снова встречаются с обликом крестьянского дома, но теперь он рассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная по законам природы. В образном строе избы отражена вся Вселенная (картина мира представлена в единстве трех сфер — небесной, земной и подземно-подводной), дом — это микрокосм в макрокосме. Ребятам предстоит более подробно познакомиться с символическими образами в декоре избы, с их смысловым значением.

      Таким образом, только на этом примере видно поступательное движение: от целостного эмоционально-образного восприятия к углубленному познанию в единстве эмоционального и логического.

 

Год декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения, а также особенностями раннего подросткового возраста. К этому времени у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. Вместе с тем это период подросткового возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Младший подростковый возраст еще несет в себе следы детства, игры, однако в нем уже имеет место направленность на серьезную, ответственную деятельность (у младшего подростка есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими). Все это становится реальной основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности. Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства. Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телерекламы, разнообразной массовой печатной продукции не лучшего качества, наводнившей потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее вразрез с выверенными временем народными представлениями.

 

      Целостный курс декоративно-прикладного искусства не случайно начинается с народного — крестьянского — прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

      В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

       В V классе произведения декоративно-прикладного искусства рассматриваются с точки зрения единства ф о р м ы (материальная вещественность созданного продукта, способ существования содержания) и  с о д е р ж а н и я.

      При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание — у т и л и т а р н о-б ы т о в у ю  функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).

      Недопустимо считать декор просто нарядной декорацией, внешним украшательством, лишенным всякого смысла. Декоративность — итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю ее структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчеркивает социальное положение конкретного человека.

      Каждый художественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это  к о м м у н и к а т и в н а я  функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций подростков.

      Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.

      В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью.

      Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых выражают поэтические воззрения древних.

Информация о работе Особенности и закономерности выполнения различных видов росписи в процессе занятия изодеятельностью