Особенности компьютерных игр и условия их использования в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:27, реферат

Краткое описание

Одной из перспективных линий информатизации современного образования стало использование информационных технологий в дидактике начальной школы, о чем свидетельствуют исследования ученых и педагогов-практиков, а также накопленный педагогический опыт.
Одной из основных трудностей обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им.

Содержание

1Введение.
2КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА: УЧИМ ИЛИ ИГРАЕМ?
3КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
4ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР.
5ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
6ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

Новосибирский Государственный Педагогический Университет.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Обучение языку с опорой на систему вопросов, как убеждает широкий эксперимент,cпособствует активизации познавательной деятельности и ее результативности.

Специальными заданиями и содержанием вопросов учебник нацеливает учащихся на осознание структуры каждой темы. Устанавливаются связи и между темами курса. С опорой на вопросы раскрывается взаимосвязь компонентов целостной системы обучения родному языку и речи.

Важным методическим условием усвоения и применения знаний в практической деятельности является включение новых знаний в систему уже усвоенных. Данное положение является одним из исходных при структурировании содержания начального языкового образования и делает его развивающим.

Четвертый принцип. Функционально-семантический принцип обучения родному языку, согласно которому сознательное владение единицами языка и речи (т.е.словом, предложением, текстом) осуществляется на основе усвоения их функций (роли) в устном и письменном общении, их смыслового значения и взаимодействия.

Одна из основных задач обучения родному языку - не заучивание учащимися теории языка, а осознание функций каждой части речи, функций морфем слова (корня, приставки, суффикса, окончания) и в целом языка как средства общения.

Сущность функционально-семантического принципа обучения языку проявляется в следующих концептуальных положениях, реализованных в авторских учебниках: каждая единица языка и речи (слово,предложение, текст), любая лингвистическая категория (часть речи, член предложения, морфема слова) познается учащимися исходя из их функции в речевом общении и смыслового содержания. (См. аналогичные темы по годам обучения.)

Упр. 346. Прочитай текст. Учебник для III класса [3].

Проказы старухи-зимы.

(За)думала зима всякое дыхание  со(света)(с)жить. Прежде всего стала она (до)птиц (до)бираться: надоели они ей своим криком и писком. (По)дула зима холодом, (со)рвала листья (с)лесов и разметала их (по)дорогам. Некуда

птицам деваться. Стали они стаями собираться. (По)кричали и (по)летели в теплые страны.Остался воробей, да и тот (под)крышу (за)бился

(К.Д. Ушинский).

Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркни предлоги, выдели приставки.

Сам процесс познания языка представляет собой для школьника деятельность,содержанием и структурой которой во взаимосвязи являются речеведческие, лингвистические, общепознавательные и личностно-развивающие компоненты; изучение лингвистического материала без выхода в познавательную деятельность не позволяет реализовать функционально-семантический подход.

Структурирование языкового материала в школьных учебниках «Русский язык» осуществляется с учетом взаимодействия в речевом общении всех подсистем языка: лексики, морфемики, грамматики (морфологии и синтаксиса), фонетики и графики, а также орфографии и пунктуации; только

целостная система обучения родному языку и речи обеспечит развитие школьника как языковой личности.

Языковое образование в комплексе со специальными речевыми компонентами, а также общекультурными и социальными имеет личностную ориентацию на воспитание школьника как гражданина своего Отечества, на развитие его познавательных способностей, гуманного отношения к окружающим и требовательности к самому себе.

Реализация функций языка в значительной степени обеспечивается познавательной и художественной ценностью текстов, включенных в учебники. Не меньшую значимость имеет тематическая направленность иллюстративного материала учебников (см. содержание текстов упражнений и иллюстрации).

Особую значимость в процессе изучения частей речи и морфемного состава слова приобретают наблюдения над функцией имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, предлогов в речевом общении, а также роли корня, приставки, суффикса в создании лексического значения слова, роли окончания в установлении связи слов в предложении.

Функционально-семантическая направленность изучения каждой части речи, каждой морфемы слова имеет большое значение для речевого развития школьника и представляет собой обучение языку на речевой основе (см. авторскую «Программу по русскому языку») [8].

  Учебник ориентирует учителя  на формирование у школьников  умений применять в своей учебно-познавательной  деятельности справочник «Русский  язык в начальной школе» [5]. Задания  по использованию справочника  даны в авторских учебниках  «Русский язык» по темам курса.

Необходимо особо подчеркнуть, что важным условием развития учащихся в процессе обучения родному языку является также анализ текстов, включенных в «Тетради для упражнений по русскому языку и речи» [6, 7]. Взаимосвязь учебника и рабочей тетради в значительной степени обеспечивает развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельности. При этом большое значение имеет их интерес к заданиям, которые предлагает учебник и «Тетради для упражнений по русскому языку и речи».

Пятый принцип. Личностно-ориентированное обучение как ключевой принцип начального языкового образования.

Личностно-ориентированное обучение младшего школьника русскому (родному) языку понимается как процесс, обеспечивающий, прежде всего, познание учащимся самого себя как субъекта, который может полноценно общаться на родном языке, с помощью учителя, родителей, товарищей постоянно обогащать себя совокупностью знаний, полноценно (с учетом возможностей своего возраста) развивать свои способности (см. тексты и систему заданий в учебниках и рабочих тетрадях).

Эмоциональная функция языка заслуживает пристального внимания учителя в становлении младшего школьника как личности, владеющей способностью выражать свое отношение к содержанию речи или адресату. Экспрессивные средства речи и языка позволяют говорящему (или пишущему) выразить самого себя: свое душевное состояние, отношение к событиям и явлениям окружающего мира, поступкам людей, их взаимоотношениям, своим собственным поступкам и т.д.

Упр. 111. Прочитай текст. Учебник для III класса [3].

Шар в окошке.

Коля заболел. Лежит в постели. И никто к нему не придет. Нельзя.

Смотрит Коля в окно и вдруг видит красный шарик. Постоял шарик у самого стекла и стал прыгать. Это Миша за веревочку шарик дергает.

А рядом ребята стоят и советы дают. Радостно стало Коле.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят! (ПоА. Митта.)

Прочитай предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Найди в тексте начало, основную часть и концовку. Спиши основную мысль и концовку.Проверь.

В осуществлении эмоциональной функции языка в учебниках «Русский язык» велика роль художественных текстов, анализа их изобразительно-выразительных средств, позволяющих автору передать свое отношение к тому, что совершается и как это происходит, подводит учащихся к осознанию роли точного употребления слова, словосочетания или предложения в тексте. В учебниках «Русский язык» и рабочих тетрадях специально включены тексты с четко выраженной направленностью на воссоздание определенной ситуации, позволяющей учащимся представить (осознать) эмоциональное состояние действующих лиц, их отношение к природе, людям, самому себе.

Тексты создают личностно-развивающие ситуации в учебном процессе: избирательность предлагаемых заданий, способов решений, опору на личный опыт учащихся.

Некоторые из основных факторов, обеспечивающих личностно-ориентированную направленность обучения русскому (родному) языку и речи:

-характер заданий как обращенность  к учащимся в целях коммуникации (устной и письменной);

-речевые задания как ключевые  для усвоения основ лингвистических знаний по темам или по частным вопросам курса русского языка;

-участие в диалоге: структура  вопроса, содержание, структура и  точность ответа;

-особенности монологического высказывания;

-составление учащимися своих  текстов по наблюдениям за природой, социальными событиями, школьной жизнью;

-тексты: научные и художественные (их своеобразие);

-составление таблиц (особенности  представления материала в табличном  виде);

- построение высказывания (ответа) на заданный вопрос;

-письменные ответы на вопросы в учебнике.

Личностно-ориентированная направленность обучения русскому (родному)языку проявляется и в организации познавательной деятельности (см. характер заданий в упражнениях учебника, обращенность к ученику в целях коммуникации).

Упр. 299. Прочитай. Озаглавь текст. Учебник для IV класса, часть 2 [4].

У каждого в детств.. есть свои любимые книги, свои любимые герои. Одна книга дарит веселое настроение, заст..вляет см..яться. Другая раскрывает тайны природы и животн.. мира.Третья об..ясняет смысл жизни, рассказывает о красот.. и благородств.. о счасть.. человеческом.

(По В. Разумневичу.)

Личностно-ориентированное обучение родному языку приобрело в настоящее время особое внимание. Целенаправленно на уроках русского языка через систему требований к содержанию текстов, структуре теоретического материала, примерам формируются определенные качества личности современного школьника. При этом учитываются возрастные особенности мышления учащихся, уровни их речевого развития (см. по классам структуру и содержание правил, вопросы в учебниках, систему заданий).

Шестой принцип. Ориентация авторских учебников «Русский язык» (I–IV

классы) на развитие у школьников системности знаний, самостоятельности и интереса к творческим поискам.Исходно определяющим компонентом

учебно-познавательной деятельности, предусмотренной авторскими учебниками «Русский язык», являются взаимосвязи, которые устанавливаются не только внутри каждой темы учебника, но и между темами курса, т.е. в структуре целостного начального курса русского языка. С опорой на вопросы раскрывается взаимосвязь компонентов целостной системы обучения родному языку и речи (см. вопросы в структуре учебников каждого года обучения). От года к году усложняется теоретический материал по разделам программы, создается возможность повысить уровень

текстов и отдельных предложений, которые используются в качестве примеров иллюстраций теоретических основ курса русского языка. Все это, вместе взятое, создает более благоприятные условия для речевого и общепознавательного развития учащихся, для роста их учебной самостоятельности.

Происходит осознание учащимися целостности начального курса русского языка,прежде всего, функций предложений, словосочетаний, частей речи, морфем слова, их взаимозависимости в процессе общения.

В учебнике для IV класса, часть 1 (с. 9)дан вопрос: «Как связаны между собой слова в предложении?» и ответ на него в следующей формулировке: «Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

От одного члена предложения к другому можно поставить вопрос» [4]. Учащиеся на своих примерах доказывают, что означает связь слов в предложении по смыслу и что такое связь слов грамматическая. На основе

данных рассуждений создается для учащихся возможность осознать сущность определения: «Словосочетание - это два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого». После этого в учебнике (с. 9) следует задание: «Прочитай о словосочетании в справочнике (с. 101). Что нового ты узнал, расскажи». Упражнение 12 с заданием: восстановить деформированные предложения и написать текст - является продолжением работы над структурой предложений и логично завершается заданием: в одном из предложений подчеркнуть главные члены и выделить словосочетания.

В процессе выполнения практических заданий правила и теоретические сведения воспринимаются школьниками не как материал для запоминания, а как руководство в деятельности: поиска ответов на вопросы, представленных в учебниках.

Учебные пособия:

1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1класса нач. школы. 5"е изд., испр. М.: Дрофа,2004.

2. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2класса четырехлетней нач. школы. 6"е изд., испр.Ч. 1, 2. М.: Дрофа, 2005.

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3класса четырехлетней нач. школы. 10"е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.

4. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4класса четырехлетней нач. школы. 10"е изд., стереотип. Ч. 1, 2. М.: Дрофа, 2005.

5. Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальнойшколе: Справ. к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык для 1–4 классов». 4"е изд., стереотип.М.: Дрофа, 2004.

6. Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык: Тетрадь для упражнений по рус. яз. и речи. 2 класс: К учеб. Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 2 класс». 2"е изд., стереотип. М.: Дрофа,2004.

7. Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык: Тетрадь для упражнений по рус. яз. и речи. 3 класс. Ч. 1, 2: К учеб. Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс». 1"е изд. М.: Дрофа, 2004.

8. Рамзаева Т.Г. Программа по русскому языку для четырехлетней нач. школы. М.: Дрофа.

Анализ программы « Мир вокруг нас»

Учебный курс « Мир вокруг нас» преподается в 1-4 классах четырехлетней начальной школы. Он соответствует образовательным областям « Естествознание» и « Обществознание» Базисного учебного плана.

Учебный курс « Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель-воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Информация о работе Особенности компьютерных игр и условия их использования в младшем школьном возрасте