Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:22, курсовая работа
Целю исследования было изучение особенностей памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сопоставлении с нормально говорящими сверстниками;
3) разработать методические рекомендации по развитию памяти лиц с нарушениями произносительной стороны речи.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………
1.1 Психолого-педагогический аспект мнестической деятельности………..
1.2 Особенности памяти у детей с нарушениями произносительной стороны речи……………………………………………………………………………….
Глава 2. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………..
2.1 Методика и организация исследования…………………………………….
2.2 Особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сравнении с нормально говорящими сверстниками……………………………………………………………
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
И.Л. Шинкарев, Л.И. Алексина [21] занимались изучением произвольной памяти детей дошкольного возраста с дефектами звукопроизношения. Результаты исследования показали, что запоминание наглядного материала старшими дошкольниками с антропофоническими дефектами звукопроизношения значительно хуже, чем детьми с нормальным звукопроизношением и значительно лучше, чем детьми с фонологическими нарушениями звукопроизношения; при запоминании материала со структурно выявленными смысловыми единицами объема и точности запоминания оказались ниже у детей с антропофоническими недостатками звукопроизношения. Также было отмечено то, что у детей с антропофоническими и фонологическими нарушениями звукопроизношения наблюдается повышение уровня активности произвольной и непроизвольной памяти по ходу выполнения заданий и, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, снижена способность к самоконтролю в мнемической деятельности.
Изучением непроизвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с дислалией в сравнении с общим недоразвитием речи (ОНР) и детей с нормальным речевым развитием занимались Т.А. Григорьева, Л.П. Цива [20]. Изучались особенности непроизвольного запоминания таких простых отношений, как связь предмета с местом его расположения. Результаты исследования относительно детей с дислалией и с нормальным речевым развитием были аналогичны в большей степени с результатами исследования относительно непроизвольного запоминания И.Л. Шинкарева и Л.И. Алексиной [21]. Иначе говоря, был отмечен высокий уровень непроизвольного запоминания у нормально развивающихся детей и незначительные нарушения его у детей с дислалией, а также более успешное выполнение задания при неоднократном предъявлении стимульного материала. Дети с ОНР правильно выполняли задания лишь в половине случаев, что позволило сделать вывод об отрицательном влиянии речевой патологии на качество непреднамеренного запоминания места расположения предмета в условиях, когда сопровождающая процесс восприятия деятельность не обеспечивает достаточных опор для непроизвольного запоминания.
Нарушения произносительной стороны могут быть осложнены общим недоразвитием речи. Т.В. Чиркина и Г.В. Филичева [30] отмечают, что речевое отставание отрицательно влияет на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные многоступенчатые инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
Такие же выводы сделала Т.Н. Волковская [5], отметившая, что у дошкольников с ОНР зрительная память практически не отличается от памяти нормально говорящих сверстников, но заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания.
Н.В. Дроздова [10], исследуя особенности произвольной образной и словесной (кратковременной и долговременной) памяти у дошкольников с ОНР, получила аналогичные результаты, а именно преобладание продуктивности запоминания наглядных образов по сравнению с запоминанием словесного материала.
Н.П. Чурсина [33] также указала на наличие дефицита в формировании различных видов и параметров памяти у детей с ОНР, а именно на дефицит слухоречевой памяти.
Т.А. Фотекова [32] провела сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности у детей с ОНР и у детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста и пришла к выводу, что у ОНР и ЗПР, обусловленных органической и функциональной недостаточностью ЦНС, отмечаются существенно отличающиеся от нормы и близкие друг к другу характеристики познавательной деятельности, касающиеся сформированности мнемических процессов. Также она выявила, что у детей с ЗПР в большей мере страдают произвольное внимание и запечатление воспринимаемой информации, а у детей с ОНР – наглядно-образное мышление.
В другой своей работе [31] автор указала на то, что на втором году школьного обучения дети с ОНР характеризуются большей несформированностью серийной организации движений и обработки слуховой информации. Для детей также характерны плохие показатели зрительно-пространственых функций, особенно памяти этой модальности. У старшеклассников с ОНР больше нарушена непроизвольная зрительно-пространственная память.
И.Н. Ясова и Н. Жоховец [35] исследовали состояние зрительной и слуховой памяти детей с дизартрией и детей с ЗПР церебрально-органического происхождения младшего школьного возраста. Изучалась кратковременная и долговременная память с установкой на запоминание. Сравнительный анализ полученных данных позволил отметить, что уровень развития зрительной памяти у детей с ЗПР значительно выше, чем у детей с дизартрией, что можно объяснить неречевыми особенностями этой группы детей: замедленным формированием пространственно-временных представлений и оптико-пространственного гнозиса; уровень развития слуховой памяти ниже у детей с ЗПР, что можно объяснить неумением сосредоточиться, повышенной отвлекаемостью и более высоким уровнем абстрактности словесного материала; объем зрительной и слуховой памяти у детей с дизартрией резко снижается при отсроченном воспроизведении. Также было отмечено, что в целом состояние зрительной памяти у детей с особенностями психофизического развития значительно выше, чем слуховой.
Но, говоря про дизартрию в частности, Л.А. Зайцева [11] отметила, что состояние зрительной памяти у них значительно хуже, чем слуховой, что обусловлено различными нарушениями зрительной функции (птоз, нистагм, сужение поля зрения и т.д.).
Р.И. Мартынова [18] при изучении психолого-педагогических особенностей детей с дислалией и дизартрией выявила отсутствие нарушений памяти у детей с дислалией. У детей с дизартрией, на ряду с неустойчивостью со стороны нервно-психической сферы, частыми сменами настроения, склонностью к аффектам, выявлены затруднения процессов восприятия и памяти, что безусловно влияет на состояние интеллекта.
Л.М. Шипицына, Л.С. Волкова, Э.Г. Крутикова [34] изучали объем запоминания зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической информации у младших школьников с дизартрией, ринолалией, заиканием, сенсорной алалией и выявили значительные нарушения слухоречевой памяти у детей всех этих категорий по сравнению с наглядно-образной (моторной и зрительной) памятью.
Как вывод, можно сказать, что вопросам изучения памяти у лиц речевыми нарушениями посвящены работы многих авторов, большинство из которых направлены были на исследование процессов памяти у детей младшего школьного возраста с ОНР [30;32;33;31]. Память исследовалась как у лиц с определенной речевой патологией [29;21;5;10], так и в сравнительном аспекте, то есть у лиц с разными речевыми нарушениями [34;18;20], а также в сравнении с особенностями памяти лиц с нарушениями речи в сочетании с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью [35;32;19]. У всех лиц с речевой патологией снижен объем запоминаемой информации по сравнению с нормально говорящими. Степень нарушения того или иного вида памяти зависит от характера речевого отклонения. Изучению памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи посвящены единичные работы. Анализ специальной литературы относительно состояния памяти у детей данной категории, позволил сделать следующие выводы:
1) наличие у детей с нарушениями произносительной стороны речи более низких по сравнению с нормально говорящими сверстниками характеристик познавательной деятельности, касающихся сформированности мнемических процессов;
2) отсутствие выраженных нарушений памяти у детей с дислалией;
3) у детей с ринолалией наблюдаются:
а) снижение логического запоминания, воспроизведения ряда слов и определения понятий о предметах;
б) значительные нарушения слухоречевой памяти по сравнению с наглядно-образной;
4) состояние зрительной памяти у детей с дизартрией значительно хуже, чем слуховой, что обусловлено различными нарушениями зрительной функции (птоз, нистагм, сужение поля зрения и т.д.);
5) низкий объем кратковременной зрительной памяти у детей с дизартрией сочетается с нарушениями восприятия формы, недостаточным соотнесением плоских изображений с объемными, слабостью пространственных представлений;
6) объем зрительной и слуховой памяти у детей с дизартрией резко снижается при отсроченном воспроизведении.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что зрительная и слуховая память у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи в сравнительном плане практически не исследована, требует более глубокого изучения, с целью чего и был проведен эксперимент.
Глава 2. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
2.1 Методика и организация исследования
С целью изучения особенностей протекания процессов зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 70 детей в возрасте 5-6 лет, из них – 20 нормально говорящих детей (дошкольное учреждение №9 г. Барановачи) и 50 детей с нарушениями произносительной стороны речи (специальное дошкольное учреждение №51 г. Барановичи, специальное дошкольное учреждение № 304 г. Минск, дошкольное учреждение № 56 г. Барановичи). Среди старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи были 15 детей с дислалией, 25 детей с дизартрией (из них 15 – со стертой формой дизартрии), 10 – с ринолалией.
Эксперимент проводился в индивидуальном порядке.
Для исследования были выбраны 2 методики. Первая направлена на изучение произвольного зрительного запоминания. Ее суть заключается в воспроизведении ряда картинок.
Инструкция, предъявляемая ребенку: «Я буду показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано». Данная инструкция была модифицирована в связи с имеющимися у детей с речевыми отклонениями особенностями зрительного восприятия. Она получила вид двухступенчатой, первая ступень которой направлена на уточнение знания ребенком правильного названия предмета или животного, изображенного на картинке. Первая часть инструкции: «Скажи, что нарисовано на картинках», вторая: «Постарайся запомнить, что нарисовано на картинках и потом повторить».
Перед экспериментом проверяется понимание ребенком инструкции.
Процедура выполнения. В наборе 10 картинок (приложение 1), которые предъявляются по одной. Ребенок должен воспроизвести весь набор картинок. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных названий картинок.
Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.
Уровни оценки результатов:
1-ый уровень – 10-9 правильных названий (баллов);
2-ой уровень – 8- 7 правильных названий (баллов);
3-ий уровень – 6-5 правильных названий (баллов);
4-ый уровень – 4-3 правильных названий (баллов);
5-ый уровень – 2 и менее правильных названий (баллов).
Вторая методика направлена на определение объема непосредственного запоминания словесного материала. Детям предлагалось прослушать и затем повторить 10 слов (приложение 2).
Инструкция, предъявляемая ребенку: «Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить».
Перед экспериментом проверяется понимание ребенком инструкции.
Процедура выполнения. Слова предъявляют в медленном темпе (приблизительно 1 слово в секунду). Весь набор слов предъявляют однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся ребенком. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по 1 баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно – окна).
Уровни оценки результатов:
1-ый уровень – 10-9 правильных названий (баллов);
2-ой уровень – 8- 7 правильных названий (баллов);
3-ий уровень – 6-5 правильных названий (баллов);
4-ый уровень – 4-3 правильных названий (баллов);
5-ый уровень – 2 и менее правильных названий (баллов).
2.2
Особенности памяти у старших
дошкольников с нарушениями
Первыми исследовались особенности зрительной памяти у старших дошкольников с дислалией (обследовано 15 детей). В результате 10-9 картинок (1-ый уровень оценки результатов) воспроизвели 13,3 % детей, 8-7 картинок (2-ой уровень оценки результатов) – 40 %, на 4-м уровне также находится 40% обследуемых.
Со стертой формой
дизартрии было обследовано 15
детей старшего дошкольного
Результаты исследования зрительной памяти у старших дошкольников с дизартрией (обследовано 10 человек): 50 % правильно воспроизвели только 4-3 картинки (4-ый уровень оценки результатов), по 10 % находятся на 2-м и 5-м уровнях и 30 % - на 3-м уровне оценки результатов.