Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:22, курсовая работа
Целю исследования было изучение особенностей памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сопоставлении с нормально говорящими сверстниками;
3) разработать методические рекомендации по развитию памяти лиц с нарушениями произносительной стороны речи.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………
1.1 Психолого-педагогический аспект мнестической деятельности………..
1.2 Особенности памяти у детей с нарушениями произносительной стороны речи……………………………………………………………………………….
Глава 2. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………..
2.1 Методика и организация исследования…………………………………….
2.2 Особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сравнении с нормально говорящими сверстниками……………………………………………………………
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
Относительно детей с ринолалией (обследовано 10 человек с открытой механической ринолалией, послеоперационный период) выводы следующие: 60 % воспроизвели 6-5 картинок, 30 % - 8-7 и 10 % - 4 -3 картинки.
Нормально говорящих детей 5-6 лет обследовано 20 человек. Большинство нормально говорящих сверстников (60 %) находятся на 1-м и 2-м уровнях оценки результатов (15 % воспроизвели 10-9 картинок и 45 % - 8-7 картинок).
Таким образом, результаты исследования зрительной памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Сравнительная характеристика особенностей зрительной памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи
Уровни оценки результатов |
Количество |
человек |
(%) |
||
дислалия |
стертая форма дизартрии |
дизартрия |
ринолалия |
нормально говорящие | |
1-ый |
13,3 |
0 |
0 |
0 |
15 |
2-ой |
40 |
20 |
10 |
30 |
45 |
3-ий |
40 |
53,3 |
30 |
60 |
35 |
4-ый |
6,7 |
20 |
50 |
10 |
5 |
5-ый |
0 |
6,7 |
10 |
0 |
0 |
Таким образом, исходя из
таблицы 2.1, можно сделать следующие выводы
Второй частью констатирующего эксперимента было исследование особенностей слуховой памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Результаты исследования слуховой памяти у детей с дислалией: 13,3 % дошкольников находятся на 1-м уровне оценки результатов (воспроизвели 10 - 9 слов), 33,3 % - на 2-м уровне оценки результатов (воспроизвели 8-7 слов), больше всего (46,7 %) вспомнили 6-5 слов (3-ий уровень оценки результатов), 6,7 % детей воспроизвели 4-3 слова.
Исследование слуховой памяти старших дошкольников со стертой формой дизартрии показало, что 53,3 % детей воспроизвели 6-5 слов (3-ий уровень оценки результатов), 33,4 % детей находятся на 2-м и 13,3 – на 4-м уровнях оценки результатов.
Результаты исследования слуховой памяти относительно детей с дизартрией следующие: большинство детей (60%) находятся на 3-м уровне оценки результатов, по 20% - на 2-м и 4-м уровнях.
Дошкольники с ринолалией
в большинстве случаев
Большая часть нормально говорящих сверстников (55 %) воспроизвела 10-8 слов (15 % - 1-й и 40 % - 2-й уровень оценки результатов), 35 % детей вспомнили 6-5 слов, 10 % - 4-3 слова.
Таким образом, результаты исследования
слуховой памяти у старших дошкольников
с нарушениями произносительной стороны
речи представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Сравнительная характеристика особенностей слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи
Уровни оценки результатов |
Количество |
человек |
(%) |
||
дислалия |
стертая форма дизартрии |
дизартрия |
ринолалия |
нормально говорящие | |
1-ый |
13,3 |
0 |
0 |
0 |
15 |
2-ой |
33,3 |
33,4 |
20 |
10 |
40 |
3-ий |
46,7 |
53,3 |
60 |
30 |
35 |
4-ый |
6,7 |
13,3 |
20 |
60 |
10 |
5-ый |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таким образом, исходя из таблицы 2.1, можно сделать следующие выводы:
Проанализировав сравнительную характеристику особенностей зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи, можно сделать некоторые выводы о преимущественном нарушении того или иного вида памяти у лиц данной категории.
Результаты сравнения уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников с дислалией представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с дислалией
Зрительная память (%) |
Уровень оценки результатов |
Слуховая память (%) |
13,3 |
1ый |
13,3 |
40 |
2-ой |
33,3 |
40 |
3-ий |
46,7 |
6,7 |
4-ый |
6,7 |
0 |
5-ый |
0 |
Исходя из данных таблицы 2.3, можно сделать следующие выводы:
Результаты сравнения уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников со стертой формой дизартрии представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
Зрительная память (%) |
Уровень оценки результатов |
Слуховая память (%) |
0 |
1ый |
0 |
20 |
2-ой |
33,4 |
53,3 |
3-ий |
53,3 |
20 |
4-ый |
13,3 |
6,7 |
5-ый |
0 |
Таким образом, уровень развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии выше (86,7 % детей – на 2-м и 3-м уровнях оценки результатов), чем уровень развития зрительной памяти (73,3 % детей находятся на 2-м и 3-м уровнях оценки результатов).
Показатели состояния зрительной и слуховой памяти у дошкольников с дизартрией представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с дизартрией
Зрительная память (%) |
Уровень оценки результатов |
Слуховая память (%) |
0 |
1ый |
0 |
10 |
2-ой |
20 |
30 |
3-ий |
60 |
50 |
4-ый |
20 |
10 |
5-ый |
0 |
Из таблицы 2.5 следует, что для дизартрии характерен низкий уровень развития зрительной памяти по сравнению со слуховой (80 % детей находятся на 2-м и 3-м уровнях оценки результатов состояния слуховой памяти и только 40 % детей, по результатам исследования зрительной памяти, также находятся на этих уровнях).
Результаты сравнения уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников с ринолалией представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с ринолалией
Зрительная память (%) |
Уровень оценки результатов |
Слуховая память (%) |
0 |
1ый |
0 |
30 |
2-ой |
10 |
60 |
3-ий |
30 |
10 |
4-ый |
60 |
0 |
5-ый |
0 |
Исходя из данных таблицы 2.6, можно сделать вывод о наличии значительных нарушений слуховой памяти по сравнению со зрительной у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией (на низком уровне оценки результатов состояния зрительной памяти (4-м) находится лишь 10 % обследуемых, в то время, как на таком же уровне оценки результатов состояния слуховой памяти находится 60 % детей).
Во время проведения эксперимента дети с дизартрией и ринолалией допускали много ошибок в плане изначально правильного называния картинок (слов) и при воспроизведении.
Самыми частыми ошибками при исследовании зрительной памяти у детей с дизартрией были следующие:
Самыми частыми ошибками при исследовании зрительной памяти у детей с ринолалией были следующие: