Особенности мнестической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Целю исследования было изучение особенностей памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сопоставлении с нормально говорящими сверстниками;
3) разработать методические рекомендации по развитию памяти лиц с нарушениями произносительной стороны речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………

1.1 Психолого-педагогический аспект мнестической деятельности………..
1.2 Особенности памяти у детей с нарушениями произносительной стороны речи……………………………………………………………………………….

Глава 2. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………..

2.1 Методика и организация исследования…………………………………….
2.2 Особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сравнении с нормально говорящими сверстниками……………………………………………………………

Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ……………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Относительно детей  с ринолалией (обследовано 10 человек с открытой механической ринолалией, послеоперационный период) выводы следующие: 60 % воспроизвели 6-5 картинок, 30 %  - 8-7 и 10 %  - 4 -3 картинки.

 Нормально говорящих  детей 5-6 лет обследовано 20 человек. Большинство нормально говорящих сверстников (60 %) находятся на 1-м и 2-м уровнях оценки результатов (15 %  воспроизвели 10-9 картинок и 45 % - 8-7 картинок).

Таким образом, результаты исследования зрительной памяти у старших  дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи представлены в таблице 2.1.

                                                                                                             

 

 

 

 Таблица 2.1

Сравнительная характеристика особенностей зрительной памяти у старших  дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи

 

Уровни оценки результатов

 

Количество

человек

(%)

 
 

дислалия

стертая форма дизартрии

дизартрия

ринолалия

нормально говорящие

1-ый

13,3

0

0

0

15

2-ой

40

20

10

30

45

3-ий

40

53,3

30

60

35

4-ый

6,7

20

50

10

5

5-ый

0

6,7

10

0

0


 

Таким образом, исходя из таблицы 2.1, можно сделать следующие выводы:

  1. у всех детей старшего дошкольного возраста нарушениями произносительной стороны речи уровень развития зрительной памяти ниже, чем у нормально говорящих сверстников;
  2. высоких уровней оценки результатов состояния зрительной памяти достигли, не считая нормально говорящих детей (15 %), лишь дошкольники с дислалией (13,3 %);
  3. процентное соотношение показателей состояния зрительной памяти у старших дошкольников с дислалией близкое к показателям состояния зрительной памяти  нормально говорящих сверстников (на 1-м уровне оценки результатов находится 13,3 % детей с дислалией и 15 % нормально говорящих сверстников, на  2-ом уровне это соотношение – 40 % - 45 % соответственно, на  3-м – 40 % - 35%, на 4-м – 6,7 % - 5 %); другими словами, можно говорить о наличии незначительных нарушений продуктивности произвольного зрительного запоминания у детей 5-6 лет с дислалией;
  4. наиболее сохранна зрительная память (после детей с дислалией) у старших дошкольников с ринолалией (30 % и 60 % на 2-м и 3-м уровнях соответственно)  и со стертой формой  дизартрии (20 % и 53,3 % соответственно);
  5. существенно отличными друг от друга являются показатели сохранности зрительной памяти у детей с дизартрией и со стертой формой дизартрии (показатели по всем 4-м уровням оценки результатов у детей со стертой формой дизартрии лучше, чем у старших дошкольников с дизартрией);
  6. наиболее низкие показатели состояния зрительной памяти характерны для детей с дизартрией (лишь 10 % находятся на 2-м уровне оценки результатов, половина обследуемых – на 4-м уровне).

 

Второй частью констатирующего  эксперимента было исследование особенностей слуховой памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.

Результаты исследования слуховой памяти у детей с дислалией: 13,3 %  дошкольников находятся на 1-м уровне оценки результатов (воспроизвели 10 - 9 слов), 33,3 % - на 2-м уровне оценки результатов (воспроизвели 8-7 слов), больше всего (46,7 %) вспомнили 6-5 слов (3-ий уровень оценки результатов), 6,7 % детей воспроизвели 4-3 слова.

Исследование слуховой памяти старших дошкольников со стертой  формой дизартрии показало, что 53,3 % детей воспроизвели 6-5 слов (3-ий уровень оценки результатов),  33,4 % детей находятся на 2-м и 13,3 – на 4-м уровнях оценки результатов.

Результаты исследования слуховой памяти относительно детей с дизартрией следующие: большинство детей (60%) находятся на 3-м уровне оценки результатов, по 20% - на 2-м и 4-м уровнях.

 Дошкольники с ринолалией  в большинстве случаев вспоминали 4-3 слова      (60 %), 30 % воспроизвели 6-5 слов и  10 % -8-7 слов.

 Большая часть нормально  говорящих сверстников (55 %) воспроизвела 10-8 слов (15 % - 1-й и 40 % -  2-й уровень  оценки результатов), 35 %  детей  вспомнили 6-5 слов, 10 % - 4-3 слова.

  Таким образом, результаты исследования слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи представлены в таблице 2.2                                                                                             

 

 Таблица 2.2

Сравнительная характеристика особенностей слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи

 

Уровни оценки результатов

 

Количество

человек

(%)

 
 

дислалия

стертая форма дизартрии

дизартрия

ринолалия

нормально говорящие

1-ый

13,3

0

0

0

15

2-ой

33,3

33,4

20

10

40

3-ий

46,7

53,3

60

30

35

4-ый

6,7

13,3

20

60

10

5-ый

0

0

0

0

0


 

 

 

 

 

 

Таким образом, исходя из таблицы 2.1, можно сделать следующие  выводы:

  1. у всех детей старшего дошкольного возраста нарушениями произносительной стороны речи уровень развития слуховой памяти ниже, чем у нормально говорящих сверстников;
  2. высоких уровней оценки результатов состояния слуховой памяти достигли, не считая нормально говорящих детей (15 %), лишь  дошкольники с дислалией (13,3 %);
  3. процентное соотношение показателей состояния слуховой памяти у старших дошкольников с дислалией близкое к показателям состояния слуховой памяти  нормально говорящих сверстников (на 1-м  уровне оценки результатов находится 13,3 % детей с дислалией и 15 % нормально говорящих сверстников,  на  2-ом уровне это соотношение –  33 %  - 40 %   соответственно, на  3-м – 46,7 % - 35 %, на  4-м – 6,7 %  -   10 %);  другими словами, можно говорить о наличии незначительных нарушений продуктивности произвольного зрительного запоминания у детей 5-6 лет с дислалией;
  4. уровни развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии и у детей с дизартрией имеют незначительные различия, а именно,   большинство дошкольников со стертой формой дизартрии(86,7 %) и немного менее дошкольников с дизартрией (80 %) находятся на 2-м и 3-м уровнях оценки результатов;
  5. наиболее сохранна слуховая память (после детей с дислалией) у старших дошкольников с дизартрией и со стертой формой дизартрии (на 2-м уровне находятся 20 % детей с дизартрией и 33,4 % детей со стертой формой дизартрии, на 3-м - 60 % и 53,3 % соответственно);
  6. наиболее низкие показатели состояния слуховой памяти характерны для детей с ринолалией (лишь 10 % находятся на 2-м уровне оценки результатов, 60 % обследуемых – на 4-м уровне).

 

 

Проанализировав сравнительную  характеристику особенностей зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи, можно сделать некоторые выводы о преимущественном нарушении того или иного вида памяти у лиц данной категории.

Результаты сравнения  уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников с дислалией представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3

Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших  дошкольников с дислалией

 

Зрительная память

(%)

Уровень оценки результатов

Слуховая память

(%)

13,3

1ый

13,3

40

2-ой

33,3

40

3-ий

46,7

6,7

4-ый

6,7

0

5-ый

0


 

 

Исходя из данных таблицы 2.3, можно сделать следующие выводы:

  1. для детей данной категории характерен достаточно высокий уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти;
  2. показатели состояния как зрительной, так и слуховой памяти приближены к показателям состояния памяти нормально говорящих детей.

Результаты сравнения  уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников со стертой формой дизартрии  представлены в таблице 2.4.

 

 

Таблица 2.4

Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников со стертой формой дизартрии

 

Зрительная память

(%)

Уровень оценки результатов

Слуховая память

(%)

0

1ый

0

20

2-ой

33,4

53,3

3-ий

53,3

20

4-ый

13,3

6,7

5-ый

0


 

Таким образом, уровень развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии выше (86,7 % детей – на 2-м и 3-м уровнях оценки результатов), чем уровень развития зрительной памяти (73,3 % детей находятся на 2-м и 3-м уровнях оценки результатов).

Показатели состояния  зрительной и слуховой памяти у дошкольников с дизартрией  представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших  дошкольников с дизартрией

 

Зрительная память

(%)

Уровень оценки результатов

Слуховая память

(%)

0

1ый

0

10

2-ой

20

30

3-ий

60

50

4-ый

20

10

5-ый

0


 

Из таблицы 2.5 следует, что для дизартрии характерен низкий уровень развития зрительной памяти по сравнению со слуховой (80 % детей находятся на    2-м и 3-м уровнях оценки результатов состояния слуховой памяти и только 40 % детей, по результатам исследования зрительной памяти, также находятся на этих уровнях).

 

Результаты сравнения  уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников с ринолалией представлены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6

Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших  дошкольников с ринолалией

 

Зрительная память

(%)

Уровень оценки результатов

Слуховая память

(%)

0

1ый

0

30

2-ой

10

60

3-ий

30

10

4-ый

60

0

5-ый

0


 

Исходя из данных таблицы 2.6, можно сделать вывод о наличии значительных нарушений слуховой памяти по сравнению со зрительной у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией (на низком уровне оценки результатов состояния зрительной памяти (4-м) находится лишь 10 % обследуемых, в то время, как на таком же уровне оценки результатов состояния слуховой памяти находится  60 % детей).

 

 

 

Во время проведения эксперимента дети с дизартрией и  ринолалией допускали много ошибок в плане изначально правильного называния картинок (слов) и при воспроизведении.

Самыми частыми ошибками при исследовании зрительной памяти у детей с дизартрией были следующие:

  1. изначально многие дети (40 %) неправильно называли картинку с изображением гриба, заменяя название на «лампа», и с изображением лисы, заменяя ее на «собаку»;
  2. 30 % детей не знали, как называется картинка с изображением кастрюли;
  3. при воспроизведении картинок 10 % детей изменяли название картинки (корабль – на кораблик, ель – на елочка).

 Самыми частыми ошибками при исследовании зрительной памяти у детей с ринолалией были следующие:

  1. изначально 10 % детей неправильно называли картинку с изображением гриба (заменяли на «лампу», «рукавичку») и кастрюли (заменяли на «чайник»);
  2. изменение названий картинок при воспроизведении: 40 % детей неправильно называли картинку с изображением платья (заменяли на «кофту» или «штаны») и курицы (заменяли на «петух»).

Информация о работе Особенности мнестической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи