Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:22, курсовая работа
Целю исследования было изучение особенностей памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сопоставлении с нормально говорящими сверстниками;
3) разработать методические рекомендации по развитию памяти лиц с нарушениями произносительной стороны речи.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………
1.1 Психолого-педагогический аспект мнестической деятельности………..
1.2 Особенности памяти у детей с нарушениями произносительной стороны речи……………………………………………………………………………….
Глава 2. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………..
2.1 Методика и организация исследования…………………………………….
2.2 Особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сравнении с нормально говорящими сверстниками……………………………………………………………
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
Наиболее часто встречаемыми ошибками при исследовании слуховой памяти у детей с дизартрией и ринолалией были следующие:
У детей с дислалией ошибок в плане изначально правильного называния картинок (слов) не встречалось. Лишь при воспроизведении слов 20 % детей с дислалией повторяли несколько раз одни и те же слова.
Важно отметить, что большое количество детей с ринолалией и дизартрией (30 % и 40 % соответственно) при исследовании слуховой памяти вспоминали названия картинок из первой методики (исследование зрительной памяти), а не слова, предложенные в инструкции. У детей с дислалией такой особенности не наблюдалось.
Еще одной особенностью слуховой памяти детей с дизартрией и ринолалией было то, что дети чаще вспоминали слова, предъявляемые в начале и в конце инструкции.
Названия картинок, наиболее часто воспроизводимые при исследовании зрительной памяти детьми с нарушениями произносительной стороны речи, были:
Нормально говорящие дети чаще всего воспроизводили картинки с изображением гриба, платья, яблока и лисы.
Наименее часто
Слова, наиболее часто
воспроизводимые при
Словами, наименее часто воспроизводимыми детьми с нарушениями произносительной стороны речи, были: карандаш, часы, ворона.
Более подробно результаты сравнения наиболее и наименее часто воспроизводимых картинок (слов) дошкольниками с нарушениями произносительной стороны речи представлены в приложении 3 и 4.
В начале эксперимента дошкольники с дизартрией отличались повышенной отвлекаемостью. Дети в любой момент могли остановиться воспроизводить картинки (слова) и начать что-либо рассказывать или спрашивать. Такой
особенности не отмечалось у детей с ринолалией и дислалией. Тяжело было установить контакт с детьми - ринолаликами, но в дальнейшем у них можно было отметить высокий уровень работоспособности.
Таким образом, проанализировав результаты исследования особенностей памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи, можно сделать следующие выводы:
а) изначально неверное называние картинок, что свидетельствует о имеющихся нарушениях зрительного восприятия (несформированности зрительного образа того или иного предмета и др.);
б) изменение названий картинок при воспроизведении (корабль на «кораблик», ель на «елочка», курица на «петух»);
11) наиболее часто встречаемой ошибкой при исследовании слуховой памяти у детей с дизартрией и ринолалией было повторение несколько раз одних и тех же слов, а также замена слов на названия картикнок из методики, проводимой с целью исследования зрительной памяти;
12) для детей с дизартрией
и ринолалией были характерны
некоторые особенности
Для объяснения причинности полученных результатов необходимо проведение формирующего эксперимента, более глубокий анализ особенностей познавательной деятельности в целом и речевых особенностей в частности каждой категории обследуемых детей.
Выявленные особенности мнестической деятельности старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны позволяют разработать ряд методических рекомендаций, необходимых для дифференцированного подхода к детям с данными речевыми нарушениями, для улучшения у них памяти.
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Для того, чтобы разработать методические рекомендации по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи, необходимо знать факторы, влияющие на продуктивность зрительного и слухового запоминания детей данной категории. Эти факторы могут быть субъективными (предшествующий опыт, установка, интерес, состояние здоровья) и объективными (характер материала (осмысленность, связанность, понятность, ритмичность), качество материала, окружающая обстановка).
Значительные качественные изменения работы памяти обнаруживаются уже в сравнительно раннем периоде развития детей с нарушениями произносительной стороны речи, и лишь путем специально организованного целенаправленного обучения приемам запоминания можно добиться высокой продуктивности памяти детей данной категории. Этот результат весьма важен в аспекте проблемы подготовки детей к обучению в школе.
На начальных этапах становления речи можно ограничиваться созданием необходимых условий, которые способствовали бы протеканию процессов запоминания и воспроизведения, но в дальнейшем необходимо учить детей активному запоминанию, самостоятельному использованию разных приемов, облегчающих усвоение словесного материала.
Родители должны знать, что способами, улучшающими продуктивность запоминания словесного материала детьми с нарушениями произносительной стороны речи, являются следующие:
Рекомендации для родителей по улучшению зрительной памяти детей с нарушениями произносительной стороны речи:
Родители и воспитатели детского сада не должны забывать, что развивать любой психический процесс нужно с учетом ведущего вида деятельности детей на определенном возрастном этапе.
Для развития зрительной памяти дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи воспитатели специальных дошкольных учреждений вместе с детьми могут играть в следующие игры:
Для развития слуховой памяти дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи воспитателю специальных дошкольных учреждений и детям можно предложить такие игры и упражнения: