Особенности мнестической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Целю исследования было изучение особенностей памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сопоставлении с нормально говорящими сверстниками;
3) разработать методические рекомендации по развитию памяти лиц с нарушениями произносительной стороны речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………

1.1 Психолого-педагогический аспект мнестической деятельности………..
1.2 Особенности памяти у детей с нарушениями произносительной стороны речи……………………………………………………………………………….

Глава 2. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ………………..

2.1 Методика и организация исследования…………………………………….
2.2 Особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сравнении с нормально говорящими сверстниками……………………………………………………………

Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ……………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее часто встречаемыми ошибками при исследовании слуховой памяти у детей с дизартрией и ринолалией были следующие:

  1. 30 % детей с дизартрией заменяли слова: стол на стул, окно на окна;        такие же ошибки встречались у 20 % дошкольников с ринолалией;
  2. 20 % детей с дизартрией и ринолалией несколько раз повторяли одни и те же слова.

У детей с дислалией  ошибок в плане изначально правильного  называния картинок (слов) не встречалось. Лишь при воспроизведении слов 20 % детей с дислалией повторяли несколько раз одни и те же слова.

 

 

Важно отметить, что большое  количество детей с ринолалией и  дизартрией (30 % и 40 % соответственно) при исследовании слуховой памяти вспоминали названия картинок из первой методики (исследование зрительной памяти), а не слова, предложенные в инструкции. У детей с дислалией такой особенности не наблюдалось.

Еще одной особенностью слуховой памяти детей с дизартрией и ринолалией было то, что дети чаще вспоминали слова, предъявляемые в начале и в конце инструкции.

Названия картинок, наиболее часто воспроизводимые при исследовании зрительной памяти детьми с нарушениями произносительной стороны речи, были:

  1. платье, корабль, лиса (чаще всего называли дети с дислалией);
  2. лиса, яблоко, морковь, гриб (чаще всего называли дети с дизартрией);
  3. платье, гриб (чаще всего называли дети с ринолалией).

Нормально говорящие  дети чаще всего воспроизводили картинки с  изображением гриба, платья, яблока и лисы.

Наименее часто воспроизводимыми  были картинки с изображением кастрюли, лягушки и ножниц.

Слова, наиболее часто  воспроизводимые при исследовании слуховой памяти детьми с нарушениями  произносительной стороны речи, были:

  1. снег, стол, дом (чаще всего вспоминали дети с дислалией);
  2. дом, солнце, снег (чаще всего вспоминали дети с дизартрией);
  3. дом, молоко (чаще всего вспоминали дети с ринолалией).

Словами, наименее часто  воспроизводимыми детьми с нарушениями  произносительной стороны речи, были: карандаш, часы, ворона.

Более подробно результаты сравнения наиболее и наименее часто  воспроизводимых картинок (слов) дошкольниками  с нарушениями произносительной стороны речи представлены в приложении 3 и 4.

В начале эксперимента дошкольники с дизартрией отличались повышенной отвлекаемостью. Дети в любой момент могли остановиться воспроизводить картинки (слова) и начать что-либо рассказывать или спрашивать. Такой

особенности не отмечалось у детей с ринолалией и дислалией. Тяжело было установить контакт с детьми - ринолаликами, но в дальнейшем у них можно было отметить высокий уровень работоспособности.

 

Таким образом, проанализировав результаты исследования особенностей памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи, можно сделать следующие выводы:

  1. для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи характерны нарушения зрительной и слуховой памяти;
  2. уровень развития зрительной и слуховой памяти у детей с дислалией практически такой же, как у нормально говорящих сверстников, что свидетельствует о наличии лишь незначительных нарушений памяти у детей с этим речевым нарушением;
  3. наиболее сохранна зрительная память (после детей с дислалией) у старших дошкольников с ринолалией и со стертой формой  дизартрии;
  4. продуктивность воспроизведения словесного материала наиболее сохранна (после детей с дислалией) у старших дошкольников с дизартрией и со стертой формой дизартрии;
  5. существенно отличными друг от друга являются показатели сохранности зрительной памяти у детей с дизартрией и со стертой формой дизартрии (показатели по всем 4-м уровням оценки результатов у детей со стертой формой дизартрии лучше, чем у старших дошкольников с дизартрией),  уровни развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии и у детей с дизартрией имеют незначительные различия;
  6. наиболее низкие показатели воспроизведения  зрительной информации характерны для детей с дизартрией, слуховой  – для детей с ринолалией;
  7. для детей с дислалией характерен достаточно высокий уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти; показатели состояния как произвольного зрительного, так и произвольного слухового запоминания приближены к показателям произвольности памяти нормально говорящих детей;
  8. уровень развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии выше, чем уровень развития зрительной памяти; для дошкольников с дизартрией также характерен низкий уровень продуктивности запоминания зрительных образов по сравнению с запоминанием словесного материала;
  9. для старших дошкольников с ринолалией характерны значительные нарушения слуховой памяти по сравнению со зрительной;
  10. наиболее часто встречаемыми ошибками в плане воспроизведения зрительной информации старшими дошкольниками с нарушениями произносительной стороны речи были:

а) изначально неверное называние картинок, что свидетельствует   о имеющихся нарушениях зрительного восприятия (несформированности зрительного образа того или иного предмета и др.);

б) изменение названий картинок при  воспроизведении (корабль  на «кораблик», ель на «елочка», курица на «петух»);

   11)  наиболее  часто встречаемой ошибкой при исследовании слуховой памяти у детей с дизартрией  и ринолалией было повторение несколько раз одних и тех же слов, а также замена слов на названия картикнок из методики, проводимой с целью исследования зрительной памяти;

12) для детей с дизартрией  и ринолалией были характерны  некоторые особенности поведения,  а именно повышенная отвлекаемость  детей с дизартрией во время проведения эксперимента, усидчивость и высокий уровень работоспособности дошкольников с ранолалией.

 

Для объяснения причинности  полученных результатов необходимо проведение формирующего эксперимента, более глубокий анализ особенностей познавательной деятельности в целом  и речевых особенностей в частности  каждой категории  обследуемых детей.

Выявленные особенности  мнестической деятельности старших  дошкольников с нарушениями произносительной стороны позволяют разработать ряд методических рекомендаций, необходимых для дифференцированного подхода к детям с данными речевыми нарушениями, для улучшения у них памяти.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ  ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

 

Для того, чтобы разработать  методические рекомендации по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи, необходимо знать факторы, влияющие на продуктивность зрительного и слухового запоминания детей данной категории. Эти факторы могут быть субъективными (предшествующий опыт, установка, интерес, состояние здоровья) и объективными (характер материала (осмысленность, связанность, понятность, ритмичность), качество материала, окружающая обстановка).

Значительные качественные изменения работы памяти обнаруживаются  уже в сравнительно раннем периоде развития детей с нарушениями произносительной стороны речи, и лишь путем специально организованного целенаправленного обучения приемам  запоминания можно добиться высокой продуктивности памяти детей данной категории. Этот результат весьма важен в аспекте проблемы подготовки детей к обучению в школе.

 На начальных этапах становления речи можно ограничиваться созданием необходимых условий, которые способствовали бы протеканию процессов запоминания и воспроизведения, но в дальнейшем необходимо учить детей активному запоминанию, самостоятельному использованию разных приемов, облегчающих усвоение словесного материала.

Родители должны знать, что способами, улучшающими продуктивность запоминания словесного материала детьми с нарушениями произносительной стороны речи, являются следующие:

  1. использование картинок при запоминании; оно способствует овладению детьми мыслительными операциями смыслового соотнесения и в особенности умением использовать их в качестве приема запоминания;
  2. схематизация образного материала (использование при запоминании  элементарных схем, «значков» - упрощенных рисунков, представляющих собой условно-схематические изображения предметов или их частей); этот прием способствует не только лучшему запоминанию, но и более успешному воспроизведению материала;
  3. осознанное понимание запоминаемого материала;
  4. опора на начальных этапах на непроизвольное запоминание, связанное с запоминанием материала, например, включение объекта запоминания в активную деятельность, особенно в игровую;
  5. создание эмоционального отношения к запоминаемому;
  6. установка на запоминание;
  7. проговаривание вслух запоминаемого материала;
  8. систематическое повторение материала;
  9. многоразовое воспроизведение ситуации запоминания;
  10. беззвучное артикулирование, жестовые обозначения.

Рекомендации для родителей  по улучшению зрительной памяти детей  с нарушениями произносительной стороны речи:

  1. глубокий анализ запоминаемого зрительного образа, выделение у него существенных признаков, основных частей;
  2. создание проблемной ситуации с включением того зрительного образа, который необходимо запомнить;
  3. включение запоминаемого материала в игру;
  4. ассоциирование (по возможности) запоминаемого материала с предметами, животными, людьми, хорошо знакомыми ребенку;
  5. создание эмоционального отношения к запоминаемому;
  6. установка на запоминание;
  7. систематическое повторение материала;
  8. использование жеста для показа характерных примет предмета: формы, величины, назначения;
  9. многоразовое воспроизведение ситуации запоминания;
  10. улучшение произвольного зрительного внимания и зрительного восприятия, так как высокий их уровень развития является основой успешности зрительного запоминания.

 

Родители и воспитатели детского сада не должны забывать, что развивать любой психический процесс нужно с учетом ведущего вида деятельности детей на определенном возрастном этапе.

Для развития зрительной памяти дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи воспитатели специальных дошкольных учреждений вместе с детьми могут играть в следующие игры:

  • Игра «Что прибавилось?» Воспитатель ставит на наборное полотно 4 картинки. Дети их называют и отворачиваются. Воспитатель добавляет еще одну картинку. Дети поворачиваются и отвечают полным предложением: «Что прибавилось?»
  • Игра «Посмотри, запомни, назови». На оборотном полотне выставлены 3-4 картинки. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки, запомнить их последовательность. После этого картинки закрываются. Вызванный ребенок должен воспроизвести заданную последовательность картинок. Затем дается новый ряд картинок. Дети, не допустившие ошибок и те, которые заметили ошибки у других, получают фишки. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

Для развития слуховой памяти  дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи воспитателю специальных  дошкольных учреждений и детям можно  предложить такие игры и упражнения:

  • упражнение «Слова на карандаше». Дети берут в руки карандаши и слушают слова (слов называется не боле 7). Воспитатель говорит: «Дети, постарайтесь подвесить слова на карандаш… А теперь положите карандаш на стол и «снимите» слова». Дети «снимают» слова с карандаша и называют их.
  • Игра «Кто больше запомнит?» Воспитатель говорит первое предложение: «Марина рисует». Дети по одному продолжают: «»

Информация о работе Особенности мнестической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи