Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа
Краткое описание
Целью исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Предметом исследования является проявления особенностей письма. Объектом исследования является процесс овладения письмом учащимися младших классов
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 Глава 1. Состояние проблемы изучения нарушения письма у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………….........6 1.1 Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе…………………...6 1.2 Дисграфия: понятие, симптоматика, этиология…………………………...10 1.3 Виды дисграфии……………………………………………………………..14 Выводы к 1 главе………………………………………………………………...21 Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников………………………………………………………………………22 2.1 Цель, задачи экспериментального исследования………………………….22 2.2 Описание экспериментальных методик……………………………………23 Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….29 Глава 3. Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников………………………………………………………………………30 3.1 Теоретическое обоснование методики……………………………………..30 3.2 Содержание коррекционной работы……………………………………….31 Заключение……………………………………………………………………….43 Список литературы……………………………
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образование
"Хакасский государственный университет
им.Н.Ф.Катанова"
Институт непрерывного
педагогического образование
Кафедра педагогики
и психологии профессионального образования
Специальность 0517
1565-Логопедия
тема: «Особенности нарушений
письма у детей младшего школьного возраста»
Выполнил:
Студентка: группы
БЛ-3
Коконова А.В
Проверил: Плужник
Ж.В.
Абакан-2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Состояние проблемы
изучения нарушения письма у младших школьников
в психолого-педагогической литературе…………………….........6
1.1 Характеристика этапов
речевого развития в онтогенезе…………………...6
Глава 2. Экспериментальное
изучение нарушений письма у младших школьников………………………………………………………………………22
2.1 Цель, задачи экспериментального
исследования………………………….22
2.2 Описание экспериментальных
методик……………………………………23
Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….29
Глава 3. Методические рекомендации
по формированию фонематического анализа
и синтеза в процессе преодоления дисграфии
у младших школьников………………………………………………………………………30
3.2 Содержание коррекционной
работы……………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45
Приложение………………………………………………………………………47
Введение
Обучение грамоте - одна из важнейших
задач начальной школы. Успешное усвоение
ребёнком навыков чтения и письма в начальной
школе служит залогом эффективности всего
дальнейшего обучения.
Нарушения письма является
самым распространённым дефектом речи
у детей младшего школьного возраста.
Расстройства речи и письма оказывают
отрицательное влияние на весь процесс
обучения в школе, на школьную адаптацию
детей, на формирование личности и характер
всего психологического развития ребёнка.
Письмо является психическим
процессом, включающим в свою структуру
как вербальные, так и невербальные формы
психической деятельности - внимание,
зрительное, акустическое и пространственное
восприятие, тонкую моторику рук, предметные
действия и др.
Изучением особенностей развития
фонематического анализа и синтеза у младших
школьников и разработкой методик обучения
занимались такие ученые, как И.Н. Садовникова,
Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Фотекова,
М.Е. Хватцев. Авторы подчеркивают необходимость
системной работы по предупреждению и
исправлению нарушений письменной речи
учащихся начальных классов. В МЕТОДОЛОГИЮ
Целью исследования является изучение особенностей
письма у младших школьников.
Предметом исследования является проявления особенностей
письма.
Объектом исследования является процесс овладения
письмом учащимися младших классов
Гипотезой исследования служит предположение о том,
что у детей младшего школьного возраста
недостаточно сформированы навыки фонематического
анализа и синтеза, что приводит к НАРУШЕНИЮ
ПИСЬМА.
В соответствии с целью исследования
поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
Охарактеризовать детей младшего школьного возраста
с дисграфией.
Подобрать и а пробировать методики
проявления нарушения письма у детей младшего
школьного возраста с дизграфией.
Проанализировать полученные
данные.
Методы исследования:
Теоретические:
- анализ психолого-педагогической
литературы.
Эмпирические:
- наблюдение;
- методика…………………..
Интерпретационные:
количественный и качественный
анализ методик ………………..
Методологическая
основа исследования:
………………
Экспериментальная
база исследования: МОУ СОШ №9 п.Копьёво
Глава 1. Состояние
проблемы изучения нарушения письма у
младших школьников в психолого-педагогической
литературе
ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
ПОДРОБНО ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
1.2 Характеристика
этапов речевого развития в онтогенезе
Речь ребенка формируется под
влиянием речи взрослых и в огромной степени
зависит от достаточной речевой практики,
нормального речевого окружения и от воспитания
и обучения, которые начинаются с первых
дней его жизни. Речь не является врожденной
способностью, а развивается в процессе
онтогенеза параллельно с физическим
и умственным развитием ребенка и служит
показателем его общего развития.
Исследователи выделяют разное
количество этапов в становлении речи
детей. А.Н. Гвоздев [26] прослеживает последовательность
появления в речи ребенка различных частей
речи, словосочетаний, разных видов предложений
и на этой основе выделяет ряд периодов.
Г.Л. Розенгард-Пупко [26] выделяет
в речевом развитии ребенка всего два
этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап
самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев [26] устанавливает
четыре этапа в становлении речи детей:
1-й - подготовительный - до одного
года;
2-й - преддошкольный этап первоначального
овладения языком - до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
4-й - школьный - 7-17 лет.
Во время первого этапа происходит
подготовка к овладению речью. С момента
рождения у ребенка появляются голосовые
реакции: крик и плач. Они способствуют
развитию тонких и разнообразных движений
трех отделов речевого аппарата: дыхательного,
голосового, артикуляционного. Около 2-3
месяцев появляется гуление и к началу
5 месяца - лепет - сочетание звуков, неопределенно
артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит
звуки, видит артикуляционные движения
губ и пытается подражать. Многократное
повторение какого-то определенного движения
ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит
отдельные слоги. В дальнейшем путем подражания
ребенок перенимает постепенно все элементы
звучащей речи: не только фонемы, но и тон,
темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором
полугодии он воспринимает определенные
звукосочетания и связывает их с предметами
или действиями. В возрасте 7-9 месяцев
ребенок начинает повторять за взрослыми
все более и более разнообразные сочетания
звуков. С 10-11 месяцев появляются реакции
на сами слова. В это время особо важное
значение приобретают условия, в которых
формируется речь ребенка (правильная
речь окружающих, подражание взрослым).
К концу первого года жизни появляются
первые слова.
Второй этап - преддошкольный
(от 1 года до 3 лет). Это этап становления
активной речи. В это время у ребенка появляется
особое внимание к артикуляции окружающих.
Он очень много и охотно повторяет за говорящим
и сам произносит слова. При этом он путает
звуки, переставляет их местами, искажает,
опускает. С полутора лет слово приобретает
обобщенный характер. На протяжении 2-го
и 3-го года жизни у ребенка происходит
значительное накопление словаря. К началу
3-го года жизни у ребенка начинает формироваться
грамматический строй речи. К двум годам
дети практически овладевают навыками
употребления форм единственного и множественного
числа имен существительных, времени и
лица глаголов, используют некоторые падежные
окончания. В это время понимание речи
взрослого значительно превосходит произносительные
возможности.
Третий этап - дошкольный (от
3 до 7 лет). В этот период у ребенка все
более развивается навык слухового контроля
за собственным произношением, умение
исправлять его в некоторых возможных
случаях.
Происходит формирование фонематического
восприятия. В этот период продолжается
увеличение словарного запаса. Активный
словарь ребенка достигает 3000-4000 слов.
Значения слов еще более уточняются и
обогащаются. У ребенка растёт опыт речевого
общения и на его основе формируется чувство
языка, способность к словотворчеству,
происходит развитие грамматического
строя речи. Дети овладевают связной речью.
Дети четвертого года жизни пользуются
в речи простыми и сложными предложениями.
На пятом году жизни они свободно используют
в речи сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения, составляют пересказ сказки
из 40-50 предложений, что свидетельствует
об овладении монологической речью. В
этот период улучшается фонематическое
восприятие: сначала ребенок начинает
дифференцировать гласные и согласные
звуки, далее - мягкие и твердые согласные,
а затем - сонорные, шипящие и свистящие
звуки. К этому времени заканчивается
формирование правильного звукопроизношения
и ребенок говорит совсем чисто.
Четвертый этап (от 7 до 17 лет)
- школьный. Главная особенность этого
этапа - это сознательное усвоение речи
у детей. Ведущая роль при этом принадлежит
новому виду речи - письменной речи. В школьном
возрасте происходит целенаправленная
перестройка речи ребенка - от восприятия
и различения звуков до осознанного использования
всех языковых средств.
Указанные этапы не могут иметь
строгих, четких границ. Каждый из них
плавно переходит в последующий. Для того
чтобы процесс речевого развития детей
протекал своевременно и правильно, необходимо,
чтобы ребенок:
был психически и соматически
здоровым;
имел нормальные умственные
способности;
имел нормальный слух и зрение;
обладал достаточной психической
активностью;
обладал потребностью в речевом
общении;
имел полноценное речевое окружение.
Нормальное речевое развитие
ребенка позволяет ему постоянно усваивать
новые понятия, расширять запас знаний
и представлений об окружающем.
В период школьного обучения,
когда к речи начинают предъявляться более
высокие требования, ребёнок с недостаточным
уровнем речевого развития оказывается
в очень сложном положении.
В первую очередь надо понять,
что важнейшее значение для овладения
процессами чтения и письма имеет степень
сформированности всех сторон речи. Поэтому
нарушения или задержка в развитии различных
речевых процессов на разных этапах развития
могут привести к нарушению письма.
Предрасположенность к дисграфии,
как правило, формируется в период раннего
развития ребёнка. Действие каких-либо
неблагоприятных факторов в этот период
обуславливает нарушенное или замедленное
созревание центральной нервной системы,
тех отделов мозга, которые ответственны
за формирование предпосылок письменной
речи, а в дальнейшем будут задействованы
в обеспечении сложной функциональной
системы процесса письма.
Дисграфия: понятие, этиология, виды
ЭТО ПЕРВАЯ ГЛАВА
Дисграфией называют стойкую
неспособность овладеть навыками письма
по правилам графики (т.е. руководствуясь
фонетическим принципом письма), несмотря
на достаточный уровень интеллектуального
развития и отсутствие грубых нарушений
зрения или слуха. Дисграфия - это специфическое,
избирательное расстройство. Ее наличие
не означает снижение обучаемости вообще.
Страдают вполне определенные навыки,
механизмы которых оказались несформированными.
Степень выраженности дисграфии может
быть различной (один вид ошибок или многообразие
ошибок)
Дисграфия - большей частью
врожденное расстройство, процесс письма
изначально формируется искаженно. В случае
приобретенной дисграфии, письмо было
сформировано, а затем навык пострадал
или исчез.
Причины вызывающие дисграфию:
Недоразвитие или поражение
головного мозга в разные периоды развития ребенка, патологии беременности, травматизация плода, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма. При наличии органического повреждения головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
Социально-психологические.
К таким причинам относятся недостаточность
речевых контактов, педагогическая запущенность
и т.д.
Некоторые ученые выделяют
социальные и средовые факторы дисграфии:
завышенный уровень требований к ребенку в отношении грамотности;
возраст начала обучения грамоте;
методы и темпы обучения (в идеале, должны быть индивидуальными для каждого ребенка).