Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа
Краткое описание
Целью исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Предметом исследования является проявления особенностей письма. Объектом исследования является процесс овладения письмом учащимися младших классов
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 Глава 1. Состояние проблемы изучения нарушения письма у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………….........6 1.1 Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе…………………...6 1.2 Дисграфия: понятие, симптоматика, этиология…………………………...10 1.3 Виды дисграфии……………………………………………………………..14 Выводы к 1 главе………………………………………………………………...21 Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников………………………………………………………………………22 2.1 Цель, задачи экспериментального исследования………………………….22 2.2 Описание экспериментальных методик……………………………………23 Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….29 Глава 3. Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников………………………………………………………………………30 3.1 Теоретическое обоснование методики……………………………………..30 3.2 Содержание коррекционной работы……………………………………….31 Заключение……………………………………………………………………….43 Список литературы……………………………
Определить количество звуков
в каждом из найденных слов.
Пятый этап.
Определение места звука по отношению
к другим звукам (какой звук слышится в
слове перед и после данного звука).
Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать получившееся слово (книга).
Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке. Например: нос - сон, лес - сел,
кот - ток, сор - рос, дар - рад, топ - пот и
т. д.
От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например: дом - мак - кот - топор
- рот - тина - арбуз - зонт и т. д.
Рассмотреть картинки. Назвать
слово, в котором после [c] слышится [к];
после [п] произносится [к]; перед [т] находится [и], после [в] произносится [л] и т.д.
Игра «Буква
потерялась».
Вставить в данные слова пропущенные
буквы: руч..а, кры..а, астр.., ист, но..ницы,
ко..ка, ко..ова и т.д.
Назвать звук, который стоит
перед (после) пропущенной буквы.
Игра «Подбери пару».
К словам первой строчки подобрать
слова второй строчки так, чтобы они отличались
только одной буквой:
Формирование письменной речи,
которая решает задачи влияния на развитие
произвольной деятельности, мышления,
личности, поведения требует особого подхода
к обучению детей письму.
Логопед не может игнорировать
проблемы грамотности, совершенствуя
письменную речь школьника.
Дисграфия представляет серьёзную
проблему. От уровня грамотности граждан
зависит благосостояние государства,
его научный и культурный потенциал.
В последние десятилетие число
детей с нарушением письма резко увеличилось,
так как снизился интерес к чтению, увеличилось
число запущенных случаев, когда данная
патология диагностируется лишь в старших
классах.
Нарушения чтения и письма находится
в прямой зависимости от состояния интеллекта
ребёнка и, влияя на весь процесс обучения
в целом, оказывают негативное воздействие
на психическое и речевое развитие.
На основании нашей работы можно
сделать следующие выводы:
1) Из анализа педагогической
литературы мы видим, что учения о нарушениях
письма существуют уже более 100 лет. Однако
и до настоящего времени вопросы диагностики
и коррекции данного нарушения являются
актуальным и сложным.
2) В ходе проведения данной
работы нами проведено обследование фонематического
анализа и синтеза у младших школьников
по методике Т.А. Фотековой.
3) У детей младшего школьного
возраста с дисграфией наблюдается отставание
в формировании фонематического анализа
и синтеза.
4) Данные констатирующего эксперимента
свидетельствуют о трудностях развития
устной и письменной речи у детей младшего
школьного возраста. Следовательно, необходима
целенаправленная логопедическая и коррекционная
работы по развитию данного вида речевой
деятельности.
Гипотеза, выдвинутая в начале
нашего исследования подтвердилась в
результате проведённого нами исследования.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Известия. АПР РСФСР 1950.
Батенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение. 1996.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение. 1994.
Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа.1994.
Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Звуки на все руки..50 логопедических игр. СПб.: Детство-Пресс.,1999.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос. 2001.
Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение. 1991.
Козырева Л.М. Развитие речи. Яросл. Академия. 2002.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос. 1998.
Лалаева Р.С. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. СПб.: Наука-Питер. 2006.
Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: 2001.
Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: 1998.
Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: 1961.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: 1950.
Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. М.: Просвещение.
1995.
Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум. 1996.
Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у школьников. М.: Просвещение. 1990.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей СПб.: 2001.
Поваляева М. А. Справочник логопеда. Р.-на-Д.: Феникс.2002.