Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей письма у младших школьников.
Предметом исследования является проявления особенностей письма.
Объектом исследования является процесс овладения письмом учащимися младших классов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Состояние проблемы изучения нарушения письма у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………….........6
1.1 Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе…………………...6
1.2 Дисграфия: понятие, симптоматика, этиология…………………………...10
1.3 Виды дисграфии……………………………………………………………..14
Выводы к 1 главе………………………………………………………………...21
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников………………………………………………………………………22
2.1 Цель, задачи экспериментального исследования………………………….22
2.2 Описание экспериментальных методик……………………………………23
Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….29
Глава 3. Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников………………………………………………………………………30
3.1 Теоретическое обоснование методики……………………………………..30
3.2 Содержание коррекционной работы……………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 100.46 Кб (Скачать файл)

Но я гулял грозе назло.

(Сокол, страус, слон)

Определить количество звуков в каждом из найденных слов.

Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука).

  •  Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать получившееся слово (книга).
  • Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке. Например: нос - сон, лес - сел, кот - ток, сор - рос, дар - рад, топ - пот и т. д.
  • От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например: дом - мак - кот - топор - рот - тина - арбуз - зонт и т. д.
  • Рассмотреть картинки. Назвать слово, в котором после [c] слышится [к]; после [п] произносится [к]; перед [т] находится [и], после [в] произносится [л] и т.д.

 Игра «Буква  потерялась».

Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч..а, кры..а, астр.., ист, но..ницы, ко..ка, ко..ова и т.д.

Назвать звук, который стоит перед (после) пропущенной буквы.

Игра «Подбери пару».

К словам первой строчки подобрать слова второй строчки так, чтобы они отличались только одной буквой:

1) пар, кот, усы, утка, ужи, каска, сук, кран, лещи, тон, сор, лапа, так;

2) клещи, стук, краска, шутка, трон, лужи, бусы, крот, спор, парк, танк, лампа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ВСЕ ВЫВОДЫ ПО ВСЕМ ГЛАВАМ.

 

Заключение

Формирование письменной речи, которая решает задачи влияния на развитие произвольной деятельности, мышления, личности, поведения требует особого подхода к обучению детей письму.

Логопед не может игнорировать проблемы грамотности, совершенствуя письменную речь школьника.

Дисграфия представляет серьёзную проблему. От уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал.

В последние десятилетие число детей с нарушением письма резко увеличилось, так как снизился интерес к чтению, увеличилось число запущенных случаев, когда данная патология диагностируется лишь в старших классах.

Нарушения чтения и письма находится в прямой зависимости от состояния интеллекта ребёнка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое развитие.

На основании нашей работы можно сделать следующие выводы:

1) Из анализа педагогической литературы мы видим, что учения о нарушениях письма существуют уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции данного нарушения являются актуальным и сложным.

2) В ходе проведения данной работы нами проведено обследование фонематического анализа и синтеза у младших школьников по методике Т.А. Фотековой.

3) У детей младшего школьного возраста с дисграфией наблюдается отставание в формировании фонематического анализа и синтеза.

4) Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о трудностях развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста. Следовательно, необходима целенаправленная логопедическая и коррекционная работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования подтвердилась в результате проведённого нами исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1.  Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Известия. АПР РСФСР 1950.
  2. Батенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение. 1996.
  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение. 1994.
  4. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа.1994.
  5. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Звуки на все руки..50 логопедических игр. СПб.: Детство-Пресс.,1999.
  6. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос. 2001.
  7. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение. 1991.
  8. Козырева Л.М. Развитие речи. Яросл. Академия. 2002.
  9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос. 1998.
  10. Лалаева Р.С. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. СПб.: Наука-Питер. 2006.
  11. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: 2001.
  12. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: 1998.
  13. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: 1961.
  14. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: 1950.
  15. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. М.: Просвещение. 1995.
  16. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум. 1996.
  17. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у школьников. М.: Просвещение. 1990.
  18. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей СПб.: 2001.
  19. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Р.-на-Д.: Феникс.2002.
  20. Понятийно-терминологическийсловарь логопеда./Под ред. В.И. Селиверстова. 2004.
  21. Садовникова И.К. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос. 1995.
  22. Специальная педагогика /Под ред. Назаровой Н.М. М.: 2002.
  23. Токарева О.А. Расстройство чтения и письма. М., 1969.
  24. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением. Екатеринбург: 1997.
  25. Фотекова Т.А. Диагностика устной и письменной речи. М., 2000.
  26. Филичева Т.Б. Основы логопедии. М.: Просвещение. 1992.
  27. Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
  28. Шевченко С.Г. Коррекционно - развивающее обучение. М.: Владос. 1999.
  29. Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М. Просвещение. 1963.

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Список детей

Фамилия, Имя

Логопедическое заключение

1

Саша Б.

Нарушение чтения и письма

2

Алеша В.

Нарушение чтения и письма

3

Маша З

Нарушение чтения и письма

4

Иван Б.

Нарушение чтения и письма

5

Егор В.

Нарушение чтения и письма

6

Ксения Р.

Нарушение чтения и письма

7

Никита Р.

Нарушение чтения и письма

8

Марина С.

Нарушение чтения и письма

9

Сергей Ф.

Нарушение чтения и письма

10

Павел Я.

Нарушение чтения и письма


 

 

Приложение 2

Методика 1. Определение места звука в слове:

первый звук в слове - КРЫША

третий звук в слове - ШКОЛА

последний звук в слове - СТАКАН

Стимулирующий материал: крыша, школа, стакан.

Методика 2. Определение количества звуков в слове.

Стимулирующий материал:

РАК, СУМКА, ДИКТАНТ

Методика 3. Определение последовательности звуков в слове.

 

Стимулирующий материал:

слова: рама, дом, муха;

крыша, пароход, карман;

мышка, окошко, лягушка.

Приложение 3

Результаты 1 методики (определения места звука в слове)

Список детей

Выделение 1 звука в слове

Выделение 3 звука в слове

Выделение последнего звука

Всего баллов

Саша Б.

2

2

2

6

Алеша В.

1

1

1

3

Маша З.

1

2

1

4

Иван Б.

2

2

1

5

Егор В.

1

1

1

3

Ксения Р.

2

2

2

6

Никита Р.

1

1

0

2

Марина С.

1

0

0

1

Сергей Ф.

1

0

2

3

Павел Я.

2

2

2

6


 

 

 

Приложение 4

Результаты 2 методики (сколько звуков в слове)

Список детей

Определение звуков в 1 слове

Определение звуков во 2 слове

Определение звуков в 3 слове

Всего баллов

Саша Б.

3

2

1

6

Алеша В.

3

2

1

6

Маша З.

3

3

2

8

Иван Б.

1

1

1

3

Егор В.

3

1

1

5

Ксения Р.

2

2

0

4

Никита Р.

3

2

2

7

Марина С.

2

1

1

4

Сергей Ф.

3

2

1

6

Павел Я.

2

3

2

7


 

 

Приложение 5

Список детей

Место звука М

Место звука Р

Место звука Ш

Всего баллов

Саша Б.

2

2

2

6

Алеша В.

3

2

2

7

Маша З.

2

2

1

5

Иван Б.

2

2

1

5

Егор В.

2

1

2

5

Ксения Р.

2

1

2

5

Никита Р.

2

2

2

6

Марина С.

2

2

1

5

Сергей Ф.

2

2

1

5

Павел Я.

2

1

1

4




 

 

Результаты 3 методики (определение последовательности звуков в слове)

 

Приложение 6

Определение уровня развития фонематического анализа и синтеза

Список детей

Результаты методики 1

Результаты методики 2

Результаты методики 3

Общая сумма баллов Уровень

Саша Б.

6

6

6

18-средний

Алеша В.

3

6

7

16-средний

Маша З.

4

8

5

17-средний

Иван Б.

5

4

5

14-средний

Егор В.

3

3

5

11-низкий

Ксения Р.

6

4

5

15-средний

Никита Р.

2

7

6

15-средний

Марина С.

1

4

5

10-низкий

Сергей Ф.

3

6

5

14-средний

Павел Я.

6

7

4

17-средний


 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста