Особенности обучения детей ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно. Постоянно увеличивается количество учащихся , которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, они составляют 20-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ (1995), 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Содержание

Введение.
1. Понятие «Задержка психического развития».
2.Закономерности отставания детей с ЗПР.
3. Причины ЗПР.
4.Классификация детей с ЗПР.
5.Условия обучения детей с ЗПР.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ 3.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

В.В.Ковалев разделил ЗПР на основе патогенетического  принципа:

- дизонтогенетические  формы, при которых недостаточность  обусловлена механизмами задержанного  или искаженного развития;

- энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;

- интеллектуальная  недостаточность ,связанная с дефектами анализаторов  и органов чувств и обусловленная действием механизмов сенсорной депривации;

- интеллектуальная  недостаточность , связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства; 
 
 

5. Условия обучения  детей с ЗПР.

 В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения различных категорий детей с отклонениями в развитии функционируют разнообразные учреждения государственного и частного характера. Это специальные детские сады и специальные группы при обычных детских садах, специальные школы и школы-интернаты, а также специальные классы, создаваемые при школах общего назначения.

Возможность положительных  результатов коррекционно- педагогической работы и достижения педагогической реабилитации детей с ЗПР определила особый подход к обучению детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса , оказания коррекционно- педагогической помощи дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и основной школы и в большинстве случаев продолжить образование. С целью оказания специальной помощи детям  с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно- развивающего  образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса , который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.

Успех коррекционной  работы с ребенком ЗПР строится с  учетом :

- соответствие  темпа, объема и сложности учебной  программы реальным  познавательным  возможностям ребенка , уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, т.е.уже усвоенным знаниям и навыкам.

- целенаправленное  развитие общеинтеллектуальной деятельности( умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).

- сотрудничество  с взрослыми, оказание педагогом  необходимой помощи ребенку   с учетом его индивидуальных  проблем.

- индивидуальная  дозированная помощь ученику,  решение диагностических задач.

- развитие у  ребенка чувствительности к помощи , способности воспринимать и принимать помощь.

- малая наполняемость класса(10-12 человек).

- щадящий режим  работы , соблюдение гигиенических и валеологических требований.

- организация  классов коррекционно-развивающего  обучения в стенах массовой  школы.

- специально  подготовленный в области коррекционной  педагогики( специальной педагогики и коррекционной психологии) педагог-учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.

- создание у  неуспевающего ученика чувства  защищенности и эмоционального  комфорта.

- безусловная  личная поддержка ученика учителями  школы.

- взаимодействие  и взаимопомощь детей в процессе учебной деятельности.

- уверенность  в безусловном принятии себя  как личности и позитивные  взаимоотношения со сверстниками.

Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на следующих индивидуальных и групповых  коррекционных занятиях:

- общеразвивающих занятиях ( коррекция памяти, внимания, речи, словарного запаса и т.д.);

- занятиях предметной  направленности( подготовка к восприятию трудных тем программ, восполнение пробелов в знаниях);

- занятиях по формированию содержательной учебной мотивации, развитию познавательных интересов, творческой активности ребенка, личностных качеств. 
 

6.Заключение.

Задержка психического развития проявляется в замедленном  темпе

 созревания  эмоционально волевой сферы, так  и в интеллектуальной

 недостаточности.

 Последнее  проявляется в том, что интеллектуальные  способности ребенка

 не соответствуют  возрасту.

 Значительное  отставание и своеобразие обнаруживается  в мыслительной

 деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются  недостатки памяти, причем

 это касается  всех видов запоминания: непроизвольного  и произвольного,

 кратковременного  и долговременного. Отставание  в мыслительной

 деятельности  и особенности памяти наиболее  ярко проявляются в процессе

 решения задач,  связанных такими компонентами  мыслительной

 деятельности, как анализ, синтез, обобщение и  абстрагирование.

 Учитывая  все выше сказанное, этим детям  необходим особый подход.

 Требования  к обучению, учитывающие особенности  детей с ЗПР:

 Соблюдение  определенных гигиенических требований  при организации

 занятий,  то есть занятия проводятся  в хорошо проветриваемом помещении,

 обращается  внимание на уровень освещенности  и размещение детей на

 занятиях.

 Тщательный  подбор наглядного материала  для занятий и его размещение

      таким образом, чтобы лишний  материал не отвлекал внимание  ребенка.

 Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно

 продумывать  возможность смены на занятиях  одного вида деятельности

 другим, включать  в план занятий физкультминутки.

 Дефектолог  должен следить за реакцией, за  поведением каждого ребенка

 и применять  индивидуальный подход.

 Практика  обучения и воспитания детей  с ЗПР позволяет надеяться  на

 положительный  прогноз в плане усвоения ими  учебной программы

 общеобразовательной  школы при соответствующей психолого педагогической и методической организации процесса обучения.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1.Неретина Т.Г. /Специальная педагогика и коррекционная  психология: учебно-методический комплекс/ Москва 2010./375стр.

2.Назарова Н.М./Специальная  педагогика: учебное пособие/Москва 2001./395 стр.

3.Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями  в развитии»/ Москва 1973.

4.Власова Т.А.,Лубовский В.И., Цыпина Н.А.»Дети с задержкой психического развития»/ Москва 1984.

5. . Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998 - 352 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

министерство  образования и  науки

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Факультет специальной  психологии и педагогики

Кафедра  специальной психологии 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  специальной педагогике

Особенности  обучения детей ЗПР 
 
 

Студент Подушкина О,В.

2 курс гр. ЗО

Преподаватель: Блинова Л.Н. 
 

Хабаровск 2012 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 


Информация о работе Особенности обучения детей ЗПР