Особенности обучения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:13, контрольная работа

Краткое описание

В истории человечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом, к самостоятельной жизни.
Воспитание направлено на формирования системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.
Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль, системообразующего фактора.

Содержание

Теоретическая часть
Глава I. Основы теории обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ……………………………………………………………………………………..3
Глава II. Учебная деятельность дошкольника………………………………….4
2.1. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника…………………4
2.2. Структура учебной деятельности……………………………………………….5
2.3. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника……………………………………….6
2.4. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению……………………………………………………………………7
Глава III. Система методов обучения дошкольников; различные подходы к их классификации…………………………………………………………………….8
Формы организации обучения, используемые в ДОУ………………………11
Принципы обучения дошкольников…………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………...15
Практическая часть……………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение  средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности  отнесения отдельных средств  наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Игровые методы обучения нацелены на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Дети повторяют  в играх то, к чему относятся  с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Отечественные психологи  и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого  опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.

Игра выступает самостоятельным  видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

Игра детей есть самая  свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается  окружающий мир, открывается широкий  простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

Игра - первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная  школа его поведения, нормативная  и равноправная деятельность младших  школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления детей.

Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Игра - главная сфера общения  детей; в ней решаются проблемы межличностных  отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Многие исследователи  пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале дошкольного  обучения обнаруживается в игровой  деятельности детей. В ней своеобразными  путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность дошкольников.

Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению  к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

Существует несколько  групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками  и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму,  цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет  - форма интеллектуальной деятельности.

III группа игр, которая  используется как средство развития  познавательной активности детей  - это игры с готовыми правилами,  обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от  дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет.

IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские.  Эти игры отражают профессиональную  деятельность взрослых.

V группа игр, интеллектуальных  игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим дошкольникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства детей.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

3.1. Формы организации обучения, используемые в ДОУ.

В процессе обучения совместная деятельность обучающего и  обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Каждая из форм отличается своей спецификой, которая  выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Индивидуальная форма организации  обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.

С каждым ребёнком в группе педагог периодически проводит индивидуальное занятие контрольно - диагностического характера, чтобы  выявить уровень его облученности, во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей.

Групповые формы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе - основная функция групповой формы обучения.

Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

Обучение детей  не ограничивается занятиями. Более  того значительной частью знаний и  умений ребёнок овладевает без специального обучения, в повседневном общении  со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога - помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий.

    1. Принципы обучения дошкольников.

Под принципами обучения подразумевается объективные  закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при  отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

Принципы, лежащее в основе современной теории дошкольного обучения:

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание - обучающим.

Принцип развивающего обучения требует ориентаций учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Сущность  принципа научности состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственное наблюдения окружающей действительности. Принципы наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно - логического мышления.

Принцип систематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности предлагает соотнесения содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребёнка рефлектирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п. Если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современной  жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Обучение рассматривается, как целостная форма педагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач, содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов, а форма его организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в котором принадлежит взрослому. Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ребёнка, который у него уже сложился. И только на основе этого опыта возможна гармонизация, а значит их нормальное развитие. Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и понимая её, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.

Значение особенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.  А.Н. Давидчук. Обучение и игра методическое пособие. М, 2004 г.

2.  А.П. Усова. Обучение в детском саду. М. 1981 г.

3.  Программа  воспитания и обучения в детском  саду,

     Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой ,2010 г.

4.  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб, 2011г.

5.   С.А. Козлова, Г.А. Куликова. Дошкольная педагогика.  М, 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 

Конспект  занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет 

Составлен по образовательной программе «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб, 2011г.

 

Тема занятия «Путешествие на ковре-самолете»

Задачи:

Образовательная - Автоматизация и дифференциация звука [Ш].

                                  Дать детям представление, что слова бывают разными –   

                                   познакомить с протяжённостью звука

Развивающая -  Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

                             Развивать творческое воображение.

                           Учить слышать слова с заданным звуком.

                            Совершенствовать двигательные умения и навыки.

                             Закрепить умение отгадывать загадки.

Воспитательная - Воспитывать дружеское отношение к сверстникам.   

                                   Воспитывать любовь к животным.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о диких животных, деревьях; прослушивание музыкальных записей, разучивание чистоговорок, скороговорок; развитие мелкой моторики рук; отгадывание загадок.

Дидактическое обеспечение: Для полянки: дерево - ель, шишки, пенёчки; дуги для подлезания, кирпичики, скамейка (бревно); игрушка - белка, игрушка - Незнайка; карточки с изображением животных; простые карандаши, бумага; ковёр; музыкальная запись «Путешествие Незнайки»; мяч.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Информация о работе Особенности обучения детей дошкольного возраста