Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:57, дипломная работа
Общая характеристика системы образования. История развития университетского образования. Возникновение и развитие системы российского высшего образования. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала ВУЗА. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза. Организация педагогического процесса в вузе. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования.
Цель исследования: выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в филиале вуза.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
5
1.1. История развития университетского образования …………………
5
1.2. Возникновение и развитие системы российского высшего образования ………………………………………………………………....
10
1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России……………………………………………………………………….
20
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ВУЗА………………………………………………………………………..
27
2.1. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза……….. ………………………………………..……………..
27
2.2. Организация педагогического процесса в вузе.……………………...
30
2.3. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования …………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………
Обмен опытом с зарубежными университетами, участие в международных программах позволяют выяснить, в чем наше преимущество и в чем мы отстаем. Отставание, прежде всего, относится к материальной базе российских университетов: отсутствие современного оборудования, недостаток компьютерной техники, множительной аппаратуры, снижение возможностей закупки новейшей литературы и периодики, трудности с оплатой зарубежных командировок, не включенность в систему Интернета и так далее.
В то же время
ясно видно, что отечественная система
преподавания фундаментальных наук,
широкая общетеоретическая
Самые большие
трудности российских университетов
проистекают в современных
Одним из неиспользованных
до сих пор путей улучшения
материального положения
Наконец, должна быть продумана система постоянного участия российских университетов в европейском университетском сообществе, обмена преподавателями, студентами, аспирантами. Надо добиваться полной конвертируемости дипломов российских университетов во всем мире. Значительный шаг в этом направлении делается в настоящее время, когда европейские государства готовы признать российские вузовские дипломы.
Университетская система в России существует, несмотря на все сложности и трудности нашего времени, и имеет хороший потенциал для своего дальнейшего развития и совершенствования. Реализация этого потенциала зависит, прежде всего, от того, сумеют ли федеральные и региональные органы власти осознать первостепенное значение образования для решения всех проблем развития страны как великой державы и предоставить ему абсолютный приоритет в государственном и местных бюджетах.
1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России
Проблемы университетского образования, его развития, роли и места университетов в жизни общества с момента появления и до сих пор продолжают оставаться в числе наиболее злободневных. Интерес общества к образованию как обязательному условию построения собственного будущего невероятно значителен, поскольку высшее образование выступает синонимом начала успехов на жизненном пути.
На протяжении
всей истории существования
Начало XX века – переломный момент в истории России. Страна жила пониманием необходимости системных перемен, но вот каких конкретно, в каком направлении эти изменения должны осуществляться, на какие ценности, идеалы ориентироваться, единой позиции так и не сложилось.
Это целиком
и полностью проявилось в жизнедеятельности
отечественной системы
Развитию образования в социалистическом государстве способствовало официально признание властей таких ценности как коллективизм, идеологичность, массовость. В первых советских Конституциях было зафиксировано право всех граждан на всестороннее и бесплатное образование. Массовость, обязательность обучения – важнейшие достижения советской школы, закрепленные, регулярно подтверждаемые и развиваемые нормативными документами.
Государственно-политические
и социально-экономические
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В развитых странах этот показатель составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения [20].
Большинство современных авторов считают, что роль университетов должна возрастать, что только университетская фундаментальная подготовка дает их воспитанникам возможность более быстро и безболезненно приспосабливаться к непрерывно меняющимся потребностям общества.
Определение места
и роли высшего образования в
системе общественного
Высшее образование как экономический ресурс, т.е. как фактор производства, рассматриваем посредством двух логических цепочек: «образование – наука – производство» и «образование – человеческий капитал – производство».
Первая цепочка «образование - наука - производство» прямо показывает, что непосредственной производительной силой является наука, но более целесообразно рассмотреть связку «образование – наука», трактуя эту связку как непосредственную производительную силу.
Рис.1. Высшее образование в качестве триединства
Выделим три момента:
1) научные исследования и разработки, которые доведены до необходимых кондиций, предлагаются народному хозяйству (интеграция высшего образования и НИОКР);
2) вузы поставляют в сферу НИОКР специалистов и управленцев. Образование - как фактор развития НИОКР;
3) хорошо подготовленные кадры, их состав, структура, инновационность от этого зависят успехи науки и степень технологического применения достижений НИОКР к производству, масштабы и темпы отдачи науки в народном хозяйстве.
Другая логическая цепочка «образование - человеческий капитал- производство» дает возможность показать образование в качестве экономического ресурса, действующего через категорию человеческого капитала.
Высшее образование
как условие адаптации людей
к внешней среде рассмотрим через
две логические цепочки: «образование
– человеческий капитал – производство»
и «образование – личность - общество».
Первую цепочку «образование – человеческий
капитал – производство» можно истолковать,
как ориентация людей на постоянное повышение
своего профессионально-
Высшее образование как самоценность обеспечивает реализацию таких потребностей человека, как самореализация, самоуважение, но в то же время при наличии у человека необходимых нравственных принципов вузовское образование дает возможность человеку получить соответствующее признание в коллективе и обществе. В данном случае образование как самоценность надлежит рассматривать не только в смысле развития человеческой личности, но и как момент адаптации, а также как экономический ресурс.
Высшее образование как социальную ценность рассматриваем через самостоятельный анализ цепочки «образование – личность – общество». Во-первых, человек, обучаясь в вузе, формируется не только как специалист, но и как личность. Во-вторых, о необходимости формирования специалиста как гражданина, т.е. как социально ответственной личности. И, в-третьих, люди не только трудятся, но и кооперируются по интересам (различные любительские общества и пр.), т.е. взаимодействуют друг с другом как личности. Это выступает как условие нормальной жизнедеятельности и внутренней душевной комфортности.
Высшее образование в сочетании с необходимыми морально-этическими качествами формирует человека как социально самодостаточного. Это предполагает, что человек выступает как некая самоцель общественного развития. Выгоды и преимущества, которые получает индивид, выступающий как носитель высшего профессионального образования. Но в то же время высказывания по этому вопросу не носят систематизированного характера, приобретаемые человеком выгоды теоретически не сведены в пучок полезностей.
Выгоды и преимущества высшего образования, приобретаемые индивидом, можно свести в следующие группы:
В итоге можно сказать, что (при прочих равных условиях) люди с высшим образованием приобретают статус «адаптационной личности», уверенно чувствующей себя в условиях беспокойного рыночного пространства. Из числа лиц с высшим образованием в существенной степени формируется и другой тип людей, которых можно условно назвать «адаптационно-инновационными».
В экономико-теоретической литературе практически все исследователи, занимающиеся проблематикой образования и высшего образования, говорят о следующих выгодах общества, проистекающих из применения труда лиц с вузовским образованием:
Во-первых, образование
населения выступает как
Во-вторых, рост уровня образования влияет на уровень доходов людей, его получающих. Высокие доходы, в свою очередь, выступают как фактором роста потребительского спроса, так и акселератором экономики.
В-третьих, образование – это один из немногих каналов восходящей социальной мобильности.
Таким образом, высокий уровень образования является в целом благом для общества.
Развитие системы
высшего профессионального
Одним из важнейших
условий является обеспечение государственных
гарантий доступности высшего