Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиалов вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:57, дипломная работа

Краткое описание

Общая характеристика системы образования. История развития университетского образования. Возникновение и развитие системы российского высшего образования. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала ВУЗА. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза. Организация педагогического процесса в вузе. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования.
Цель исследования: выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в филиале вуза.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
5
1.1. История развития университетского образования …………………
5
1.2. Возникновение и развитие системы российского высшего образования ………………………………………………………………....

10
1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России……………………………………………………………………….

20
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ВУЗА………………………………………………………………………..


27
2.1. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза……….. ………………………………………..……………..

27
2.2. Организация педагогического процесса в вузе.……………………...
30
2.3. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования …………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Анапский филиала МГГУ принимает участие в ФЭПО с 2009 года.

Особый интерес Интернет-экзамен  может представлять при внедрении  принципов Болонского процесса, так  как одним из важнейших требований к системе гарантии качества вуза является постоянная демонстрация качества подготовки студентов, и не столько для органов управления образованием, сколько для широкой академической общественности, родителей и работодателей. Интернет-экзамен при соблюдении определенных условий способен реализовать эту задачу.

Требования к обязательным результатам обучения, зафиксированные  в государственных образовательных  стандартах (ГОС) высшего профессионального  образования, становятся объективной  основой для создания инновационных  технологий оценки качества подготовки студентов. Разработанная Национальным аккредитационным агентством (Росаккредагентство) технология Интернет-экзамена в сфере профессионального образования является важнейшим элементом системы обеспечения качества подготовки студентов в вузе, позволяющим диагностировать и отслеживать уровень подготовки студентов на соответствие требованиям ГОС. Целью Интернет-экзамена является разработка и внедрение технологии, позволяющей оказать высшим учебным заведениям реальную помощь в создании элементов внутривузовской системы обеспечения качества на основе внешней независимой оценки результатов обученности студентов. Специфика педагогических измерений, проводимых в рамках Интернет-экзамена, вытекает из поставленной цели - оценки степени соответствия содержания, уровня и качества подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов.

Методика оценки качества подготовки студентов включает модель оценки уровня подготовки студентов  на соответствие требованиям ГОС, концептуальной основой которой является оценка освоения всех дидактических единиц дисциплины на уровне требований ГОC. Согласно этой модели подготовка студента оценивается по каждой ДЕ путём сравнения количества правильно выполненных заданий с критерием освоения. Подготовка студента считается соответствующей требованиям стандарта, если он освоил все контролируемые дидактические единицы ГОС. Для основной образовательной программы показателем освоения дисциплины является доля студентов, освоивших все дидактические единицы дисциплины. Таким образом, данная методика характеризует уровень подготовки группы студентов, обучающихся в вузе, а не каждого отдельного студента.

Повышенные требования к уровню подготовки студентов высших учебных заведений и методы осуществления  контроля предполагают различные подходы к разработке измерительных материалов, которые объективно и всесторонне могли бы оценить качество подготовки студентов. Важной особенностью оценки качества подготовки студентов при проведении Интернет-экзамена является полный охват дидактических единиц ГОС по контролируемой дисциплине. Измерительные материалы предназначены для проверки обязательного (базового) уровня подготовки и предполагают использование знаний и умений в знакомой ситуации, т.е. задания рассчитаны на типовые действия.

Важной составляющей методики оценки качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена является модель информационно-аналитической  поддержки принятия решений, которая  содержит графические формы представления  результатов: рейтинг - лист; гистограмма плотности распределения результатов; карта коэффициентов решаемости заданий по темам; карта коэффициентов освоения дидактических единиц дисциплины; график освоения дисциплины на основе выполнения совокупности ДЕ; диаграмма упорядочения результатов контроля освоения ГОС. (Приложение 2). Эти формы представления результатов Интернет-экзамена позволяют определить уровень и качество усвоения программного материала по темам, группам обучающихся, уровню сложности, получить информацию о типичных ошибках и затруднениях.

Педагогические измерения, проводимые для контроля выполнения требований государственных стандартов, представляют интерес не только с  точки зрения оценки качества подготовки обучающихся образовательных учреждений, но и с точки зрения анализа качества используемых измерительных материалов. Анализ статистических параметров заданий, разработанных для проведения Интернет-экзамена (коэффициент решаемости задания, дифференцирующая способность, коэффициент точечно-бисериальной корреляции для правильного ответа и для дистракторов) позволил сформулировать обобщающие выводы по качеству аттестационных педагогических измерительных материалов. Эти выводы подтверждают, что задания АПИМ с высокой степенью надежности проверяют и оценивают содержание и уровень подготовки студентов на соответствие требованиям ГОС.

На федеральном  уровне по результатам Интернет-экзамена создается система мониторинга  качества подготовки студентов по основным образовательным программам высшего  профессионального образования, что  позволяет отслеживать общероссийский уровень подготовки студентов. Результаты Интернет-экзамена могут быть использованы вузами для целей самообследования. Регулярное участие вуза в Интернет-экзамене может стать основой оценки уровня подготовки студентов для целей аттестации основных образовательных программ, реализуемых в вузе. Проведение эксперимента показало высокую эффективность предложенной формы оценки результатов обучения и заинтересованность вузовской общественности в его расширении.

Анализируемые материалы участия в ФЭПО, представленные в таблице 1 и на гистограмме 1.

 

п/п

 

Блок ГСЭ

Блок ЕН

Блок ОПД

ФЭПО-9

67,5%

30%

40%

ФЭПО-11

79,8%

66%

52,7%

ФЭПО-12

94,7%

67,5%

82%

ИТОГО

80,67%

54,50%

58,23%


Таблица 1. Динамика участия в ФЭПО

Гистограмма 1

 Представленные  итоговые результаты динамики  успеваимости позволяют сделать следующие выводы.

  1. Так как студенты одной образовательной программы разных вузов по всей стране, используя современные компьютерные технологии, оцениваются по одним и тем же аттестационным педагогическим измерительным материалам в одно и тоже время, то по их результатам можно оценить качество работы филиал. Данные ФЭПО по Анапскому филиалу за три года подтверждают хорошее качество подготовки студентов. И это не смотря на то, что «качество» абитуриентов изначально ниже, чем в головном вузе, т.к. в основном это студенты-платники у которых прохожной балл при поступлении был заведомо ниже. Такие результаты были получены толко благодаря возможности реализации индивидуального подхода к каждому студенту благодаря малочисленности групп и курсов, возможности варьирования расписанием и организации дополнительных учебных занятий (на платной основе и за счёт факультативынх занятий).
  2. Немаловажную роль в получении высоких показателей обученности сыграла хорошо организованная индивидуальная воспитательная работа со студентами, которая возможна только в малочисленном студенческом коллективе. Следует отметить работу кураторов, которые в условиях филиал выполняют функции классного руководителя школы, что в условиях головного вуза это это просто не возможно из-за большого числа студенотов. Для филиала характерна тесная связь с родителями студентов, которые являются плательщиками за обучение. Отсюда - их большая заинтересованность в качестве обучения, <

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиалов вузов