Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиалов вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:57, дипломная работа

Краткое описание

Общая характеристика системы образования. История развития университетского образования. Возникновение и развитие системы российского высшего образования. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиала ВУЗА. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза. Организация педагогического процесса в вузе. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования.
Цель исследования: выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в филиале вуза.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
5
1.1. История развития университетского образования …………………
5
1.2. Возникновение и развитие системы российского высшего образования ………………………………………………………………....

10
1.3. Место и роль высшего образования на современном этапе развития России……………………………………………………………………….

20
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ВУЗА………………………………………………………………………..


27
2.1. Нормативно-правовое регулирование и особенности деятельности филиала вуза……….. ………………………………………..……………..

27
2.2. Организация педагогического процесса в вузе.……………………...
30
2.3. Оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена в сфере профессионального образования …………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые семинарские  занятия могут проводиться методом  «мозгового штурма», цель которого заключается  в сборе как можно большего количества идей, освобождении студентов от инерции мышления, в активизации творческого мышления, преодолении привычного хода мысли при решении поставленной задачи; он позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории.

Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных предложений, даже самых невероятных. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» - труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные  работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины. Важней их стороной являются упражнения. Как правило, на лабораторных работах основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов – решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи.

Важное значение в процессе обучения студентов имеют  средства обучения, которые дают возможность  полнее и глубже, доходчивее и проще  изложить содержание излагаемого материала, способствуют формированию положительных мотивов учения.

Виды средств  обучения весьма разнообразны, их состав постоянно меняется в зависимости  от уровня развития науки и техники. Наиболее распространенными видами средств обучения являются:

1. Объекты окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном для целей обучения виде (образцы горных пород, почв и минералов, машины и их части, археологические  находки и пр.).

2. Действующие модели (машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.д.).

3. Макеты и муляжи (технических установок и сооружений и пр.).

4. Приборы и приспособления для учебных экспериментов.

5. Графические средства (картины, рисунки, схемы, карты и т.п.).

6. Технические средства (компьютеры, локальные компьютерные сети, учебные кинофильмы, видео и аудио-записи и т.д.).

7. Учебники и учебные, методические пособия.

Учебник занимает особое место среди других средств  обучения. Он является ведущим видом  учебной литературы. В нем систематически излагается материал на современном уровне достижений данной науки и на доступном студенту языке. Чтение учебника – важная часть самостоятельной работы и учебы. Основная функция учебника – ориентировать студента в системе знаний, умений, навыков, которые должны быть усвоены в соответствии с программой учебного предмета. Вторая функция учебника состоит в том, что он очерчивает некий круг обязательных знаний по данному предмету, не претендуя на глубокое раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения. Дело студента – принять их к сведению, чтобы самому разобраться в рекомендованной научной литературе и в том, чего нет в учебнике. Учебник не предназначен для заучивания, хотя из-за краткого изложения вопросов порой оказывается не до конца понятным тот или иной важный раздел или параграф, понятие или категория. Чтобы избежать бездумного заучивания, текст рекомендуется конспектировать, отмечая на полях тетради, что именно осталось не до конца понятным.

Особенностью  современного этапа развития человечества является вступление его в информационную цивилизацию, в связи, с чем особое значение приобретают технические средства, позволяющие принимать, обрабатывать и хранить необходимую для образовательно-развивающих целей информацию.

Компьютер как  средство обучения имеет следующие  возможности, обеспечивающие ему широкое  применение в педагогическом процессе:

  1. Комбинаторные – запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить в запомненной информации необходимую;
  2. Вычислительные: быстро и точно преобразовывать любые виды информации;
  3. Графические – представлять результаты своей работы в четкой форме (текст, рисунки, графики, диаграммы и др.);
  4. Моделирующие – строить (создавать) модели (в том числе и динамические) реальных объектов и явлений.

Информационные  технологии способны формировать такие  характеристики, как склонность к  экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики способствуют созданию условий для  творческого учебного познания. Создаются возможности воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способы соединения далеких на первый взгляд вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

Условия, создаваемые  с помощью компьютера, способствуют формированию мышления обучающихся, ориентируют их на поиск системных связей и закономерностей. Но, являясь мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей, компьютер может вызвать развитие алюголизма (потерю контроля над ситуацией), появление синдрома социальной изоляции и даже компьютерной зависимости – новой болезни эпохи развитых информационных технологий.

Существенной частью педагогического процесса в вузе является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа – это планируемая деятельность студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей категории. В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы – подготовка к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, курсовых работ и дипломных проектов. Исследования показывают, что самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют три человека. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1.Репродуктивный (тренировочный) уровень.

2.Реконструктивный  уровень.

3.Творческий, поисковый  уровень.

1.Тренировочные  самостоятельные работы выполняются  по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2.Реконструктивные  самостоятельные работы. В ходе  таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3.Творческая  самостоятельная работа требует  анализа    проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские, задания, курсовые и дипломные проекты).

Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками научно-технической, производственно-технологической и  общественно-политической информации включает в себя два основных взаимосвязанных элемента – умение читать и умение вести записи. Культура чтения – составная часть умственного труда и культуры личности вообще – основа ее активной познавательной деятельности. Важное условие успешности работы с книгой – соблюдение определенной последовательности.

Один из сложных  видов самостоятельной работы –  конспектирование. Каких-либо единых, пригодных для каждого студента методов и приемов конспектирования не существует. Однако это не исключает некоторых, наиболее общих правил, которыми следует овладеть любому студенту.

В конспекте (от лат. conspectus – обзор) должны быть отражены основные принципиальные положения  источника, то новое, что внес его  автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами приходит с опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила – не торопиться записывать при первом же чтении, вносить в конспект лишь то, что стало ясным.

Форма ведения  конспекта может быть самой разнообразной, она может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания фамилии автора, полного  наименования работы, места и года издания.

Расширению  и углублению знаний студентов способствует подготовка реферата (от лат. referre –  докладывать, сообщать).Студенческие рефераты, как правило, дополняют и развивают  основные вопросы, изучаемые на лекциях  и семинарских занятиях. Ведущее  место должны занимать темы, которые представляют профессиональный интерес, несут элемент новизны. Тем самым создается мотивационная готовность к самостоятельному выполнению задания. Реферат, включающий обзор нескольких источников, может служить основой доклада на определенную тему для выступления на семинаре или коллоквиуме. Cлово «коллоквиум» происходит от латинского слова «collokvium» - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя со студентами для диагностики результатов самостоятельной работы. Он выполняет контрольно-обучающие   функции. Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показали исследования и опыт практической деятельности, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения.

Контроль педагогического  процесса выполняет следующие взаимосвязанные  функции:

Диагностическая функция: контроль это процесс выявления  уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала. Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить пробелы, формирует творческое отношение к предмету, стремление развить способности. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, письменные контрольные работы, рефераты, семинары, коллоквиумы, проектные работы. Каждая из форм имеет свои особенности и преимущества. Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развиваются навыки социального взаимодействия. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют больших затрат на проверку. Курсовые и дипломные проекты выявляют уровень и качество самостоятельной работы студента, его творческие способности, сформированность профессиональных качеств и свойств.

По времени  педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов  на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опросы, контрольные задания, тестирование). В настоящее время в связи с прохождением аккредитационного тестирования и внедрения современных технологий для данного вида контроля используется оценка качества подготовки студентов по результатам Интернет-экзамена ФЭПО.

Тематический  контроль – это оценка результатов  определенной темы или раздела программы.

Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. Итоговый контроль – экзамен или зачет по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Заключительный контроль – госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией. Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля.

Таким образом, педагогический процесс в вузе имеет  свои особенности, которые связаны, прежде всего, с формами обучения и контроля знаний студентов, во многом рассчитанные и опирающиеся на его  самостоятельность. Это: традиционные семинары, интерактивные методы, дискуссии, компьютерные формы обучения и контроля знаний, коллоквиумы и сравнительно новая форма контроля – интернет-тестирование в системе ФЭПО. Следует отметить, что все формы и средства обучения в филиале должны быть такими же.

 

2.3. Оценка качества подготовки студентов по результатам интернет-тестирования в филиале

 

Оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших  задач в современном образовательном  пространстве. Объективной основой для создания различных технологий оценки качества подготовки студентов являются требования к содержанию и уровню подготовки студентов, зафиксированные в государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего и среднего профессионального образования. При самообследовании оценка качества подготовки студентов проводится, как правило, на основе результатов тестирования (аттестационных педагогических измерений), что требует от вузов больших усилий на разработку тестовых материалов и обучение персонала. В то же время проводимые в вузах педагогические измерения по разным тестовым материалам и в разное учебное время не позволяют корректно сравнивать результаты не только с другими вузами, но даже порой и с главным критерием - государственными образовательными стандартами.

Национальным  аккредитационным агентством в сфере  образования разработана технология компьютерного тестирования с использованием сети Интернет ("Интернет-экзамен  в сфере профессионального образования"). ФЭПО – это тестирование студентов по совокупности образовательных программ или одной образовательной программе всех вузов Российской Федерации с использованием среды Интернет в режиме off-line или в режиме on-line.

Первостепенной задачей Интернет-экзамена является реализация в системе профессионального образования технологии массового тестирования, позволяющей диагностировать состояние базовой подготовки студентов и оценивать ее на соответствие требованиям образовательных стандартов.

Помощь вузам в проведении самообследования обеспечивает в данном случае единый федеральный банк измерительных материалов и единая технология обработки результатов. Такой подход позволяет реализовать принципы открытости и прозрачности оценочных процедур, привлечь к разработке, корректировке и широкому обсуждению академический потенциал учебных заведений и, что возможно наиболее актуально сегодня, на деле обеспечить требование независимости процедуры оценки как от органов управления образованием, так и от образовательных учреждений.

Суть Интернет-экзамена состоит в том, что студенты одной образовательной программы разных вузов по всей стране, используя современные компьютерные технологии, оцениваются по одним и тем же аттестационным педагогическим измерительным материалам в одно и тоже время. Интернет-экзамен – добровольная процедура, проводимая на основе полного доверия вузам в части организации тестирования. Перечень образовательных программ и дисциплин для тестирования вуз также определяет самостоятельно. Тестирование проводится в двух режимах (по выбору вуза): on-line и off-line. ФЭПО позволит объективно оценить степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов и сравнить результаты освоения стандарта студентами данного вуза с результатами других вузов. Полученные результаты являются конфиденциальными и могут использоваться для принятия решений на различных уровнях управления учебным процессом в образовательном учреждении. Результаты ФЭПО оформляются в виде информационно-аналитической карты, содержащей материалы, предназначенные для принятия решений в системе внутривузовского управления качеством подготовки. В частности, результаты Интернет-экзамена могут быть представлены в отчете по самообследованию при подготовке вуза к комплексной оценке деятельности образовательного учреждения.

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях филиалов вузов