Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 15:01, курсовая работа
На сегодняшний день дети с нарушениями зрения испытывают трудности при осуществлении основных процессов памяти, хотя развитие их происходит по общим с нормам закономерностям. На огромную роль памяти при различных нарушениях зрения указывают В. П. Ермаков и Г. А. Якунин. Это объясняется тем фактом, что слепой и слабовидящий должны запоминать столько же, сколько и зрячий.
Введение ……………………………………………………………..3-5
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушениями зрения
1.1. Дети с нарушениями зрения …………………………………...6-11
1.2. Развитие памяти у детей дошкольного возраста в норме…...11-12
1.3. Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения…………………………………………………………………...13-16
1.4. Методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения…………………………………17-18
Заключение ……………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………….20
Нистагм – самопроизвольные колебательные движения глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечёткость восприятия:
- физиологический –
- патологический – встречается в период внутриутробного развития, во время родов и в послеродовой период, предполагает организацию лечебно-восстановительной и коррекционной работы с детьми.
Амблиопия развивается вследствие бездействия зрения при отсутствии видимых анатомических изменений органа зрения, при содружественном косоглазии:
- дисбинокулярная – возникает
вследствие расстройства
а) с правильной фиксацией;
б) с неправильной фиксацией;
- рефракционная – возникает вследствие аномалий рефракций, которые не поддаются коррекции;
- обскурационная – развивается
в результате помутнения
- истерическая – возникает
Нарушение функции цветоразличения:
- полная цветовая слепота (ахромазия);
- частичное нарушение
- частичное нарушение цветоразличения сине-фиолетовой части спектра.
Врождённый дефект цветоразличения обусловлен внутриутробными аномалиями развития органа зрения или патологией генетического характера.
Приобретённый дефект возникает в результате органических заболеваний органа зрения, ЦНС или травматических повреждений.
Таким образом, при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.
1.2. . Развитие памяти у детей дошкольного возраста в норме
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то обсуждаемый возраст уже оставляет много ярких воспоминаний.
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Она воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память. Образная память появляется значительно позже моторной и эмоциональной, но несколько раньше вербальной. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. Ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета. Поэтому представление, которые составляют основные содержания памяти дошкольника, нередко отрывочны. В памяти ребенок часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений.
На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.
Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Словесная память развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.
По словам Д.Б. Эльконина: "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".
Таким образом, у детей дошкольного возраста в норме, память развивается бурно, они с легкостью все усваивают и запоминают.
1.3. Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения.
Важнейшим процессом памяти является запоминание, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека.
Среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими детьми, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Слепые и слабовидящие дети испытывают трудности в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация. Но, не смотря на недостаточный уровень развития логической памяти, у детей с нарушенными зрительными функциями запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает успешнее, чем материал, не связанный смысловыми отношениями.
У слепых и слабовидящих детей слабее проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминается начало и конец материала. Слепые и слабовидящие наиболее продуктивно запоминают начало материала.
Процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это подтверждается увеличением объёма и скорости запоминания с возрастом, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте.
Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих находится в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надёжной профилактикой подобных отклонений.
Сохранение и забывание – процессы памяти, отражающие прочность и динамичность временных нервных связей, - зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений. У слепых и слабовидящих наряду с длительным сохранением можно наблюдать быстрое забывание.
Своеобразие протекания этих процессов памяти обусловлено тем, что такие дети не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Образы памяти слепых и слабовидящих без подкрепления угасают.
Быстрое забывание усвоенного материала объясняется недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий.
Недостатки процесса сохранения могут быть устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора наглядно-действенном обучении слепых и слабовидящих.
Узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и настоящем было и есть восприятие, от того, какие – существенные или несущественные – свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются.
Фрагментарные образы и трудности, которые формируются у слепых и слабовидящих и испытываются при выделении наиболее существенных сторон и свойств, предметов и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии при узнавании объектов.
Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется заметно и менее полно, чем в норме, причём правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения. Так у слабовидящих детей она возрастает примерно в 1.5 раза, чем у частично зрячих детей.
Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и слабовидящих постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функции зрительного анализатора замедляет развитие этого процесса.
В процессе специально организованного обучения незрячие, частично зрячие и слабовидящие овладевают соответственно навыками осязательного, осязательно-зрительного и зрительного узнавания. Процесс узнавания претерпевает серьёзные качественные и количественные изменения и приближается к норме. Восприятие, в отличие от узнавания, предполагает более полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения.
Приобщение детей с глубокими поражениями зрительного анализатора к различным видам деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов, а также остаточного зрения явится стимулом и объективным условием для гармоничного развития всех видов памяти: словесно-логической, образной, эмоциональной, двигательной.
В дошкольном детстве особую роль в развитии образной непроизвольной памяти ребенка с нарушением зрения играют наблюдения. Направляя внимание ребенка в течение занятий по предметно-практическому обучению на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, педагог обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Эту особенность очень точно сформулировал Л. С. Выготский: «Если хотите, чтобы ребенок с нарушением зрения усвоил что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус. При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая - третью и т.д.»
Таким образом, дети с нарушениями зрения, имеют недостаточную осмысленность запоминаемого материала, недостаточное развитие логической памяти, что связанно с особенностями их мышления. Именно поэтому слепые и слабовидящие дети испытывают трудности в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация. Следует помнить, что для образования представлений у ребенка с нарушением зрения недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в слове.
1.4. Методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Методика «Запоминание картинок»
Цель: Изучение уровня развития произвольной образной памяти.
Материал: Сделать 8 карточек размером 4,5*5 см с изображениями чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту размером 20*27, 5 см, разделённую на 24 клетки (размер каждой клетки 4,5*5 см) (рис.12) Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какой - нибудь деталью, третье – схожее в этих 3 изображениях должно быть одинаковое.
Ход работы: Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Перед ребёнком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребёнку по одной показывают карточки (время экспозиции – 1с). После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.
Обработка данных: Если ребёнок показал идентичное изображение, он получает 3 балла, если схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла, если совершенно другое изображение – 0 баллов. Подсчитывают сумму баллов. Если ребёнок получил меньше 16 баллов, его относят к низкому уровню развития произвольной образной памяти, от 17 до 20 баллов – к среднему, от 21 до 24 баллов – к высокому.
Методика «Выучи слова»
Цель работы: определение динамики процесса заучивания, а также она помогает выявить уровень развития слуховой и, в некоторой степени, образной памяти.
Ход работы: детям предлагается за шесть прочтений запомнить ряд из двенадцати хорошо знакомых и понятных им слов и воспроизвести их, не изменяя форму слов.
Обработка данных: в зависимости от количества воспроизведенных ребенком слов выставляются баллы: 10 баллов свидетельствуют об очень высоком уровне развития слуховой памяти и об очень хорошей динамике заучивания, 8 - 9 баллов о высоком уровне, 4 - 7 баллов о среднем уровне, 2 - 3 балла о низком уровне и, наконец, 0 - 1 балл - свидетельство очень низкого уровня развития данных процессов.
Информация о работе Особенности памяти у детей с нарушениями зрения