Особенности памяти у детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день дети с нарушениями зрения испытывают трудности при осуществлении основных процессов памяти, хотя развитие их происходит по общим с нормам закономерностям. На огромную роль памяти при различных нарушениях зрения указывают В. П. Ермаков и Г. А. Якунин. Это объясняется тем фактом, что слепой и слабовидящий должны запоминать столько же, сколько и зрячий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..3-5
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушениями зрения
1.1. Дети с нарушениями зрения …………………………………...6-11
1.2. Развитие памяти у детей дошкольного возраста в норме…...11-12
1.3. Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения…………………………………………………………………...13-16
1.4. Методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения…………………………………17-18
Заключение ……………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Методика «Воспроизведение рассказа»

Цель работы: выявление уровня понимания и запоминания текста.

Материал: для пересказа детям был предложен текст. Текст содержит 7 коротких предложений, и его тематика понятна детям данного возраста, кроме того, он несет еще и воспитательную функцию.

Ход работы: исследователь анализирует средства, использованные ребёнком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, трудности устного изложения.

Таким образом, подобранные методики способствовали определению особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Память ребенка - это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.

Нарушения зрения представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствия, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции, в обществе. Специфика памяти детей со зрительной депривацией выражается в количественном и качественном своеобразии (увеличение времени, требующегося для закрепления связей и количества подкреплений, особенности процессов запоминания, узнавания, воспроизведения и забывания). Кроме того, нами были отмечены и особенности образов памяти у детей с нарушением зрения. Вышеперечисленные недостатки памяти приводят в конечном итоге к неполноценности логической памяти детей со зрительной патологией по сравнению с нормально видящими дошкольниками.

 

Список литературы:

1.   Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епи     фанцева Т.О.; 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям)

2.    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред.     пед. учеб. заведений-- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с

3.   Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. М.: Гуманит изд центр владос, 2000. 240 с

4.    В. Н. Мясищев и др. "Основы общей и медицинской психологии" 
Изд-во "Медицина", Л., 1968 г.

5.   Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. -- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с.

6.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с

7.   Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.

8.   Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

9.   Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. − М., Педагогическое общество, 2006. − С. 158-172.

10.    Карпенко Л.А. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. − М.: Политиздат, 1990. − 494 с

11.    Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка. − М.: Эйдос, 1994.

 

12.   Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. − М.: Эйдос, 1994.

13.   Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. − СПб.: Питер, 2006. − С. 124-129.

14.   Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. − М, 2002. С. 227-265.

15.   Психология. Словарь /Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. − 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990. − С. 261-266.

16.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. − СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. − С. 256-292.

17.   Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. − М.: Издательский центр Академия, 2000.

18.   Усанова О.Н. Специальная психология. − СПб.: Питер, 2006. − С. 271-325.

19.   Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. − Ярославль: «Академия развития», 1996. − 240 с., ил.

 

 


 



Информация о работе Особенности памяти у детей с нарушениями зрения