Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи работы:
1. Проанализировать состояния изученности вопросов профессионального самоопределения по литературным источникам.
2. Провести анализ исследование видов профессиональной деятельности по Е.А. Климову у учащихся 11 – х классов.
3. Провести анализ исследование преобладающего типа личности по методике Дж. Холланда у учащихся 11 – х классов.
4. Определить степень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1.Выбор профессии – как самоопределение личности……………...........6
1.1. Понятие о профессии, и ее истоки………………………………………….6
1.2. Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии. Жизненный план………………………………………………………….. ………6
1.3. Отношение старшеклассника к будущей профессии…………………… …8
1.4. Профессиональное просвещение……………………………………………11
1.5. Изучение школьников в целях профориентации……………………… ......20
1.6. Профессиональная консультация учащихся……………………………... ...27
1.7. Профессиональный отбор (подбор) учащихся…………………………... …29
1.8. Социально-профессиональная адаптация молодежи……………………. …31
1.9. Профессиональное воспитание учащихся……………………………….......33
Выводы по теоретической главе………………………………………………......34
Глава 2. Организация исследования выбора профессии старшеклассников.......35
2.1. Методика Е.А Климова……………………………………………………….35
2.2. Методика Дж. Холланда……………………………………………………….36
2.3. Методика «мотивы выбора профессии»…………………..………………….36
Глава 3. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………....37
3.1. Исследование мотивов выбора профессии школьниками…………………..37
3.2. Исследование видов профессиональной деятельности по Е.А. Климову….38
3.3 Исследование преобладающего типа личности по методике
Дж. Холланда ……………………………….............................................................40
Выводы по экспериментальной главе………………………………………..........43
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Профессиональное самоопределение старшеклассников.doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

“ Психологи  различают четыре системы свойств  характера:

Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным  людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);

Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или  безответственное отношение к труду  и др.);

Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.);

Свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.)” [13; 87].

Характер человека не представляет собой некоторую  случайную совокупность различных  свойств. Отдельные свойства характера  зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Итак, мы рассмотрели  группы психологических характеристик  личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.

Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек - дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях  профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности  личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

1.6. Профессиональная  консультация учащихся

В широком смысле слова профконсультация - “это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности” [13; 94].

“Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная  профконсультация должна подвести  учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей  профконсультации - оказание помощи  в выборе профессии в соответствие  с интересами, склонностями и  психофизиологическими способностями  ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

3. Уточняющая  профконсультация нередко выходит  за рамки школы и осуществляется  в средних профессионально-технических  училищах, вузах, на предприятиях  и т.п.” [13; 95].

На каждом из этих этапов профконсультация носит  разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима  без развития самооценки и положительных  качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий  характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе  профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.

Отдельные профессии  предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям  профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеванию.

В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему.

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное  заведение или непосредственно  на работу. Его можно назвать еще  формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

Профессиональная  консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Итак, профконсультация - “это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание  своих суждений, не подмена права  человека на свободу выбора профессии” [13; 100].

1.7. Профессиональный  отбор (подбор) учащихся

“Составная  часть профориентации - профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые  с наибольшей вероятностью смогут успешно  освоить данную профессию и выполнять  связанные с нею трудовые обязанности” [13; 101].

В процессе профессионального  отбора (подбора) определяет профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и  интеллектуальных различий.

“Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями” [13; 102].

Но, отвергая понимание  способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых  врожденных задатков - психофизических  предрасположений к той или иной работе.

Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы  не только для раскрытия тайн генетического  кода природных задатков, но и активного  воздействия на “биологическую галактику” человека в желательном направлении.

“Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических  особенностей человека профессиональным требованиям” [13; 102]. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.

“Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский  процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям” [13; 102].

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. “Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест” [13; 103].

Правильный  профотбор (подбор) следует производить  с помощью психологов, физиологов, медиков.

С усложнением  труда в процессе научно-технического прогресса в условиях ускорения  возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-за недостаточности  развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих, поэтому сейчас при вступительных экзаменах введено профориентационное собеседование. Здесь необходимы научно обоснованные храктеристики-рекомендации школы, диагностические методы профотбора (подбора).

1.8. Социально-профессиональная  адаптация молодежи

Профессиональная  адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения  человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная  адаптация - это “процесс приспособления учащихся к будущей профессии  в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве” [13; 111].

Многие исследователи  считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно  на производстве, другие утверждают, что  начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимают также “социально-экономический  процесс приспособления человека к осваиваемой профессии” [13; 112]. В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.

Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.

“Профессиональная адаптация включает в себя овладение  необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться  в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия” [13; 112].

“Социально-психологическая  адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.” [13; 113].

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно  выделить три стадии:ознакомление с  новой ситуацией;стадия приспособления к этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”стадия ассимиляции - полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.

 

1.9. Профессиональное воспитание учащихся

“В процессе профессионального становления  будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период поступления  в профессиональное учебное заведение  (профессиональная ориентация в  школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения  в профессиональном учебном заведении  (овладение соответствующими теоретическими  знаниями, практическими умениями  и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой  деятельности (профессиональная адаптация  в период прохождения производственной  практики, закрепление и развитие  полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии)” [13; 119].

Работа по решению  задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального  воспитания.

Все формы профессионального  воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые.

Методы профессионального  воспитания можно также объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации  деятельности и формирования опыта  общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о  самом себе», выступает психологическая  диагностика. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте