Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель: выявление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи работы:
1. Проанализировать состояния изученности вопросов профессионального самоопределения по литературным источникам.
2. Провести анализ исследование видов профессиональной деятельности по Е.А. Климову у учащихся 11 – х классов.
3. Провести анализ исследование преобладающего типа личности по методике Дж. Холланда у учащихся 11 – х классов.
4. Определить степень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1.Выбор профессии – как самоопределение личности……………...........6
1.1. Понятие о профессии, и ее истоки………………………………………….6
1.2. Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии. Жизненный план………………………………………………………….. ………6
1.3. Отношение старшеклассника к будущей профессии…………………… …8
1.4. Профессиональное просвещение……………………………………………11
1.5. Изучение школьников в целях профориентации……………………… ......20
1.6. Профессиональная консультация учащихся……………………………... ...27
1.7. Профессиональный отбор (подбор) учащихся…………………………... …29
1.8. Социально-профессиональная адаптация молодежи……………………. …31
1.9. Профессиональное воспитание учащихся……………………………….......33
Выводы по теоретической главе………………………………………………......34
Глава 2. Организация исследования выбора профессии старшеклассников.......35
2.1. Методика Е.А Климова……………………………………………………….35
2.2. Методика Дж. Холланда……………………………………………………….36
2.3. Методика «мотивы выбора профессии»…………………..………………….36
Глава 3. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………....37
3.1. Исследование мотивов выбора профессии школьниками…………………..37
3.2. Исследование видов профессиональной деятельности по Е.А. Климову….38
3.3 Исследование преобладающего типа личности по методике
Дж. Холланда ……………………………….............................................................40
Выводы по экспериментальной главе………………………………………..........43
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам.
Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если школьник общителен, то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами. Кроме того, трудно понять, понравится ли психология или та же экономика - ведь в школе не изучается ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, необходимо расширять кругозор по отношению к миру профессий.
Анализируя данные необходимо помнить, что окончательный выбор только за самим человеком, ибо выбирая профессию, выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (пользу обществу).
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия / Под. ред. А.М. Прохорова. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — С. 597.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. – 288с.
3. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 1988. – 284с.
4. Жуковская
В.И. Психологические основы
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991.–159 с.
6. Климов Е.А. Школа …а дальше? - СПб.: Лениздат, 1971. –190 с.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. –207 с.
8. Крылова А.А.,
Маничев С.А. Практикум по
9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 1999. – 688с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. – 432с.
11. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. –224 с.
12. Профессиональное
самоопределение и трудовой
13. Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
14. Столяренко
Л.Д. Педагогическая
15. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / Сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. -283с.
16. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: Молодая гвардия, 1988. –176 с.
17. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. - М.: Педагогика, 1981. –96 с.
18. Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. –544 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика Дж. Холланда
Пара 1
Инженер-механик Физик-экспериментатор
Пара 2
Социальный работник Управляющий гостиницей
Пара 3
Художник по интерьеру Чертежник-копировщик
Пара 4
Биохимик Фармацевт
Пара 5
Политический лидер Писатель
Пара 6
Портной Оператор ЭВМ
Пара 7
Адвокат Историк-правовед
Пара 8
Воспитатель детского сада Художник по керамике
Пара 9
Вязальщик
Пара 10
Нотариус Менеджер по снабжению
Пара 11
Переводчик зарубежной поэзии Логик
Пара 12
Детский врач Специалист по медицинской статистике
Пара 13
Маркетолог Пчеловод
Пара 14
Научный работник музея Менеджер по персоналу
Пара 15
Аудитор Художник-реставратор
Пара 16
Строитель-монтажник Металловед
Пара 17
Школьный учитель Следователь
Пара 18
Столяр-краснодеревщик Оператор станков-автоматов
Пара 19
Математик Бухгалтер
Пара 20
Директор мебельной фабрики Дирижер
Пара 21
Настройщик телерадиоаппаратуры Секретарь-референт
Пара 22
Главный зоотехник Генетик
Пара 23
Консультант “телефона доверия” Парикмахер-модельер
Пара 24
Водитель троллейбуса Медсестра
Пара 25
Делопроизводитель Брокер на бирже
Пара 26
Архитектор Искусствовед
Пара 27
Инспектор дорожного движения Счетовод
Пара 28
Издатель газеты Электрик
Пара 29
Биолог Телеведущий
Пара 30
Архивариус Художник-рекламист
Пара 31
Повар Официант
Пара 32
Банковский служащий Заведующий магазином
Пара 33
Криминалист Юрисконсульт
Пара 34
Корректор Литературовед
Пара 35
Звукооператор Физик-акустик
Пара 36
Экскурсовод Дипломат
Пара 37
Киноактер Кинооператор
Пара 38
Археолог Товаровед
Пара 39
Закройщик-модельер Театральный художник
Пара 40
Часовой мастер Контролер ОТК
Пара 41
Менеджер по продажам Редактор научного журнала
Пара 42
Психотерапевт Драматург
Ключ к методике Дж.Холланда
1а, 3б, 6а, 9а, 13б, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а
Социальный
2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31б, 33б, 36а, 42а
Артистический
3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б
Конвенциальный
4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б
Предприимчивый
2б, 5а, 7а, 10б, 13а, 17б, 20а, 22а, 25б, 28а, 32б, 36б, 39а, 41а
Интеллектуальный
1б, 4а, 4б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б
Текст опросника по Климову
1а. Ухаживать за животными.
или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным.
или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а. Следить
за качеством книжных
или
3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или
4б. Доводить
товары до потребителя,
5а. Обсуждать
научно-популярные книги,
или
5б. Обсуждать
художественные книги (или
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б. Тренировать
товарищей (или младших) для
выполнения и закрепления
7а. Копировать
рисунки, изображения (или
или
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или8б.
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
9б. Искать
и исправлять ошибки в текстах,
10а. Лечить животных.
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
или
11б. Конструировать,
проектировать новые виды
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать,
изучать работу кружков
или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать,
налаживать медицинские
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно
описывать, изображать события
(наблюдаемые и представляемые)
или
15б. Составлять
точные описания-отчеты о
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б. Принимать,
осматривать больных,
17а. Красить
или расписывать стены
или
176. Осуществлять
монтаж или сборку машин,
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
Методика «Мотивы выбора профессии»
№ |
Утверждения |
Оценка |
Тип мотивации | ||||
1. |
Требует общения с разными людьми. |
и | |||||
2. |
НН Нравится родителям. |
- | |||||
3. |
Предполагает
высокое чувство |
с | |||||
4. |
Требует переезда на новое место жительства. |
+ | |||||
5. |
Соответствует моим способностям. |
И | |||||
6. |
Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием. |
- | |||||
7. |
Дает возможность приносить пользу людям. |
с | |||||
8. |
Способствует
умственному и физическому |
и | |||||
9. |
Является высокооплачиваемой. |
+ | |||||
10. |
Позволяет работать близко от дома. |
+ | |||||
11. |
Является престижной. |
- | |||||
12. |
Дает возможности для роста профессионального мастерства. |
с | |||||
13. |
Единственно возможная в сложившейся ситуации. |
- | |||||
14. |
Позволяет реализовать
способности к руководящей |
+ | |||||
15. |
Является привлекательной. |
и | |||||
16. |
Близка к любимому школьному предмету. |
+
| |||||
17. |
Позволяет сразу получить хороший результат труда для других. |
с | |||||
18. |
Избрана моими друзьями. |
- | |||||
19. |
Позволяет использовать профессиональные умения вне работы. |
+ | |||||
20. |
Дает большие возможности проявить творчество. |
- | |||||
Требует переезда на новое место жительства |
+ |
Информация о работе Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте