Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель: выявление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи работы:
1. Проанализировать состояния изученности вопросов профессионального самоопределения по литературным источникам.
2. Провести анализ исследование видов профессиональной деятельности по Е.А. Климову у учащихся 11 – х классов.
3. Провести анализ исследование преобладающего типа личности по методике Дж. Холланда у учащихся 11 – х классов.
4. Определить степень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1.Выбор профессии – как самоопределение личности……………...........6
1.1. Понятие о профессии, и ее истоки………………………………………….6
1.2. Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии. Жизненный план………………………………………………………….. ………6
1.3. Отношение старшеклассника к будущей профессии…………………… …8
1.4. Профессиональное просвещение……………………………………………11
1.5. Изучение школьников в целях профориентации……………………… ......20
1.6. Профессиональная консультация учащихся……………………………... ...27
1.7. Профессиональный отбор (подбор) учащихся…………………………... …29
1.8. Социально-профессиональная адаптация молодежи……………………. …31
1.9. Профессиональное воспитание учащихся……………………………….......33
Выводы по теоретической главе………………………………………………......34
Глава 2. Организация исследования выбора профессии старшеклассников.......35
2.1. Методика Е.А Климова……………………………………………………….35
2.2. Методика Дж. Холланда……………………………………………………….36
2.3. Методика «мотивы выбора профессии»…………………..………………….36
Глава 3. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………....37
3.1. Исследование мотивов выбора профессии школьниками…………………..37
3.2. Исследование видов профессиональной деятельности по Е.А. Климову….38
3.3 Исследование преобладающего типа личности по методике
Дж. Холланда ……………………………….............................................................40
Выводы по экспериментальной главе………………………………………..........43
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………
Развивающая психологическая диагностика выступает в качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется «образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня cамосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора учащимися профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой - возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности с учетом жестких требований рыночной экономики.
Выводы по теоретической главе
Глава 2. Организация исследования выбора профессии старшеклассников.
Исследование проводилось на базе Сурской средней школы №2. В исследовании участвовали учащиеся 11-х классов. Где учатся 34 человека, из них 19 мальчиков и 15 девочек. В возрасте от 17-18 лет.
Для выявления возрастной динамики выбора профессии было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 11 класса. Исследование велось с использованием стандартных методик Е.А Кдлимова, и Дж. Холланда. Опросник Холланда позволил выявить преобладающий тип личности, тест Климова - к какой из групп профессий у учеников есть склонность.
Методика предназначена
для отбора на различные типы профессий
в соответствии с классификацией
типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать
при профориентации подростков и взрослых.
Методика «Дифференциально-
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
2.2. Методика Дж. Холланда
Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.
Инструкция. «В бланке теста приведены широкий круг интересов и установок. Из двух предложенных профессий вам надо выбрать одну, которая наиболее вам интересна, и отметить ее на бланке ответов крестиком. После чего перейти ко вторым двум профессиям, так же отмечая наиболее заинтересовавшую вас. Время проведения теста не ограниченно».
2.3. Методика «Мотивы выбора профессии»
Помочь лучше узнать себя поможет предлагаемая методика «Мотивы выбора профессии». В ней испытуемым предлагается оценить по 5–балльной шкале каждое из 20–ти утверждений, характеризующих либо внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые мотивы, либо внешние положительные или внешние отрицательные мотивы. Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
Инструкция: « ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии»
Глава
3. Особенности профессионального
самоопределения в старшем
3.1. Исследование
мотивов выбора профессии
Показатели исследования мотивов выбора профессии школьниками говорят о том, что у учеников адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности (методика «мотивы выбора профессии»). Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации, еще 9% – руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому) (рис. 1).
Рис. 1. Количество человек (%) с разным мотивом выбора профессии
Только 40% выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Наиболее значимыми
субъектами, влияющими на профессиональное
самоопределение, являются сам ученик
и родители. Для большинства
3.2. Исследование видов профессиональной деятельности по Е.А. Климову
Показатели исследования профессиональной деятельности по Е.А.Климову говорят о том, что у учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности. Направленность на сферу деятельности Человек-человек (8,3) в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности Человек-Техника (5,9), (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная таблица средних значений видов профессиональной деятельности по методике Е.А. Климова
Контингент |
Виды профессиональной деятельности | ||||
человек - природа |
человек -техника |
человек – человек |
человек -знаковая система |
человек -художественный образ | |
Все |
7,7 |
5,9 |
8,3 |
7,2 |
8,1 |
мальчики |
3,6 |
4,2 |
3,7 |
5,2 |
3,5 |
девочки |
4,1 |
1,7 |
4,4 |
2 |
4,6 |
Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей (рис. 2).
Рис. 2. Средние значения профессиональной деятельности по методике Е.А. Климова.
Направленность на сферу деятельности Человек- Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек- Человек у девочек выше, чем у мальчиков.
Таким образом, мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что старшеклассники типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.
Процентное соотношение доказывает(рис.3), что именно сфера деятельности человек- человек преобладает (22,3%), также еще значимыми является сфера человек – художественный образ (21,8%). Человек – природа (20,6%) и человек – знаковая система (19,4%), человек – техника (15,9%).
Рис.3. Количество человек (%) с разной сферой деятельности выбора профессии.
3.3.
Исследование преобладающего
Анализируя преобладающий тип личности у выборки учащихся 11 класса мы видим, что мальчики имеют более реалистичный тип личности (5,8), в то же время у девочек более выражен социальный тип личности девочек (6,9).
Реалистичный тип личности (табл. 2) обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее.
Таблица 2
Сравнительная таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда
Контингент |
реалистичный |
интеллектуальный |
социальный |
конвенциальный |
предпринимательский |
артистичный |
Все дети |
9,1 |
11,7 |
11,6 |
10,7 |
9 |
9,7 |
мальчи ки |
5,8 |
6,5 |
4,7 |
6 |
5,3 |
5,3 |
девочки |
3,3 |
5,2 |
6,9 |
4,7 |
3,7 |
4,4 |
Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующих моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами; механик, водитель, инженер, агроном и т.п. характерны не вербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт. Поэтому можно смело говорить о том, почему именно у мальчиков преобладает этот тип личности. А социальный же наоборот характерен девушка (рис. 4) так как, отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предприимчивые сферы деятельности; психология, медицина, педагогика. Что и доказывают полученные результаты (рис.4).
Рис. 4. Сравнительные значения
по диагностике Дж. Холланда
Процентное соотношение доказывает (рис.5), что у старшеклассников преобладает в большей степени интеллектуальный(18,9%) и социальный тип (18,8%) личности. Конвенциальный тип составляет 17,3%, артистичный – 15,7%, реалистичный – 14,7%, предпринимательский – 14,6%. Данные показатели процентного соотношение типа личности (рис. 5.) характеризует именно то, что, несмотря на различия типа личности между мальчиками и девочками есть еще и сходства в таких типах как: интеллектуальный (рис. 5) и социальный (рис.5). При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно, это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте - это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений.
Рис. 5. Количество человек (%) с разным типом личности.
Выводы по экспериментальной главе
Заключение
Полученные
результаты можно использовать при
профориентации учащихся старших классов,
при организации личностно-
Трудности профессионального
самоопределения возникают
Информация о работе Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте