Особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Проблема: Проблема заключается в определении методов и форм эффективного взаимодействия воспитателя с детьми из неполной семьи. Цель исследования: Выявить особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи.
Объект исследования – Неполная семья как система.
Предмет исследования – Особенности работы воспитателя с детьми из неполной семьи.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «неполной семьи»;
Изучить типы неполных семей;
Выявить особенности воспитания в неполных семьях;

Содержание

Введение………………………………………………….…………..……..3
1 Неполная семья как социально-педагогическое явление
1.1 Понятие «неполная семья»…………………………………….……....5
1.2 Типы неполных семей…………………………………….…...……....7
1.3 Особенности воспитания детей в неполных семьях………….….....13
2 Работа воспитателя ДОУ с неполной семьёй
2.1 Психологические особенности детей, воспитывающихся в неполной семье…………………………………………………………….….....16
2.2 Методика работы воспитателя с неполными семьями……..….…..27
2.3 Рекомендации родителям из неполных семей по воспитанию детей……….………………………………………………………………..…….33
Заключение…………………………………………………………...…...35
Список использованных источников…………………..…. ..………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Лесосибирский педагогический институт –

 филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Сибирский  федеральный университет»

(ЛПИ – филиал  СФУ)

 

Педагогика  и психология

факультет

Педагогики  и психологии

Кафедра

050703.65 Дошкольная  педагогика и психология

 

                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                  Заведующий кафедрой

                                                                   ______   З.У. Колокольникова

                                                                   подпись       инициалы, фамилия

                                                                                    « ____» ________________20__г.

 

 

                                            КУРСОВАЯ РАБОТА

тема

Особенности работы воспитателя ДОУ

с детьми из неполной семьи

 

 

 

 

 

Научный руководитель _________________                 С.В.Митросенко

                                           подпись, дата                                

                                    

Студент 3ЛП10-01СФД _________________                  Н. С. Филимец                                                                                                                  

                                                            подпись, дата                                          

 

 

 

 

 

Лесосибирск 2013

 




 

 Содержание

 

Введение………………………………………………….…………..……..3

1 Неполная семья как социально-педагогическое явление

1.1 Понятие «неполная семья»…………………………………….……....5

1.2  Типы неполных семей…………………………………….…...……....7

1.3 Особенности воспитания детей в неполных семьях………….….....13

2 Работа воспитателя ДОУ с неполной семьёй

2.1  Психологические особенности детей, воспитывающихся в неполной семье…………………………………………………………….….....16

2.2  Методика работы воспитателя с неполными семьями……..….…..27

2.3  Рекомендации родителям из неполных семей по воспитанию детей……….………………………………………………………………..…….33

Заключение…………………………………………………………...…...35

Список  использованных источников…………………..…. ..………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и  укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение  условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.                       

Жизнь семьи  характеризуется материальными  и духовными процессами. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Такое понятие как развод встречается всё чаще и чаще. Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее распаду семьи. Разводы увеличивают количество неполных семей, а также тяжело сказывается на моральном состоянии детей.  В связи с таким положением появился термин «дети из неполной семьи», на первом месте у которых выступает потребность в психологической и педагогической помощи, они нуждаются в особой поддержке. Поэтому в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Проблема: Проблема заключается в определении методов и форм эффективного взаимодействия воспитателя с детьми из неполной семьи. Цель исследования: Выявить  особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи.

Объект исследования – Неполная семья как система.

Предмет исследования – Особенности работы воспитателя с детьми из неполной семьи.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «неполной семьи»;
  2. Изучить типы неполных семей;
  3. Выявить особенности воспитания в неполных семьях;
  4. Раскрыть методические особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи;
  5. Выявить психологические особенности детей, воспитывающихся в неполных семьях
  6. Дать рекомендации родителям из неполных семей по воспитанию детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, беседа,  наблюдение, обобщение, анализ собственной практики.

Практическая  значимость: систематизированный теоретический  материал по проблеме неполной семьи, детско-родительскиx и родительско-детскиx отношений может быть полезен для педагогов, псиxологов, социальныx работников, родителей, а также для студентов при написании курсовыx и выпускныx работ.

Структура курсовой работы:  введение, две главы,  заключение и список использованной литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1 НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 

1.1  Понятие «неполная семья»

 

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Бытуют самые  разноречивые мнения о семьях, где  воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это  всегда плохо, другие утверждают, что  для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.

Не любая  полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье  обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.

Педагогическое  объяснение этого положения очевидно. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов. Это только одна из многочисленных проблем, порождаемых неполной семьей.

Что же такое  неполная семья? Каковы ее основные разновидности? Влияет ли тип неполной семьи на процесс психического и личностного развития ребенка?

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи [13:64]. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Например, так  называемый челночный, бизнес, которым в большинстве своем занимаются российские женщины, лишил многих детей материнской заботы, ласки и участия. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, которая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания. Аналогичная ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

Главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки [13: 65].

Таким образом, относительно вышесказанного, неполной семьей можно назвать такую, в которой соблюдены форма и нормы семьи, но в связи с половинчатостью, изменяется ее сущность и тогда она не выполняет в полной мере заложенных в ней потенциалов. В результате неполная семья ущербна тем, что не выполняет всех жизненно необходимых функций.

 

1.2  Типы неполных семей

Неполные семьи  — это семьи с одним родителем и детьми. Неполная семья также относится к категории семей социального риска, т.к. социальное функционирование их затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т. е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. Рассмотрим их более подробно:

  1. Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга [9: 29].

Семейные отношения  с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший вновь вступит  в брак, так как общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают такие трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребенка об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из его жизни, возможно, даже несколько идеализируя его. Например, отец умер, ребенок его не помнит, но гордится им как самым замечательным на свете. Умерший отец всегда герой. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы, что не может не сказаться на формировании личности ребенка. Все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет овдовевший родитель, который учится жить и заботиться о семье один. Он теперь и отец, и мать. Это всегда нелегко. Однако с точки зрения воспитания ребенка здесь не должно возникнуть таких проблем, как в семье, где также остался один из родителей, но в связи с распадом семьи из-за развода супругов [13:65].

 2. Разведённая неполная семья.

Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг, многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.                     

Информация о работе Особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи