Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:25, курсовая работа
Проблема: Проблема заключается в определении методов и форм эффективного взаимодействия воспитателя с детьми из неполной семьи. Цель исследования: Выявить особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи.
Объект исследования – Неполная семья как система.
Предмет исследования – Особенности работы воспитателя с детьми из неполной семьи.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «неполной семьи»;
Изучить типы неполных семей;
Выявить особенности воспитания в неполных семьях;
Введение………………………………………………….…………..……..3
1 Неполная семья как социально-педагогическое явление
1.1 Понятие «неполная семья»…………………………………….……....5
1.2 Типы неполных семей…………………………………….…...……....7
1.3 Особенности воспитания детей в неполных семьях………….….....13
2 Работа воспитателя ДОУ с неполной семьёй
2.1 Психологические особенности детей, воспитывающихся в неполной семье…………………………………………………………….….....16
2.2 Методика работы воспитателя с неполными семьями……..….…..27
2.3 Рекомендации родителям из неполных семей по воспитанию детей……….………………………………………………………………..…….33
Заключение…………………………………………………………...…...35
Список использованных источников…………………..…. ..………….37
Еще одна форма работы педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-
4 этап: одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми, является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту.
Авторская разработка цикла занятий по «сказкотерапии» позволяет нам работать над поведенческими проблемами детей, формировать у них навыки общения, социальную адаптацию, снятие детских страхов, тревожности. Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка. Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме. Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя.
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
Таким образом, основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании структуры взаимоотношений в семьях и уровне педагогической культуры родителей в семье. Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.
Неполная семья имеет свои особенности, и социально-педагогическая работа с ней требует учёта всех её характеристик: проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей семьи; неполная семья – система закрытая, не каждый может туда войти, даже воспитатель или социальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности. Специалист по работе с семьёй не может решить за неё все проблемы, он должен лишь активизировать её на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для её успешного решения, поэтому проанализировав всё вышесказанное, можно от лица воспитателя предложить следующие рекомендации родителям по оптимизации родительско – детских отношений в неполной семье:
- Мамы (папы), ваше поведение должно быть образцовым, не должно быть расхождений между словом и делом. Образ каждого из вас должен быть позитивным. Ребёнок должен быть уверен в том, что его мама и папа – достойные люди, заслуживающие любви и уважения.
- Сформируйте у ребёнка установку нынешнего семейного положения. Объясните ребёнку, что неполная семья – ничем не хуже любой другой семьи, существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.
- Поработайте над тем, чтобы отношения с родителем, проживающим отдельно, были систематическими и предсказуемыми, ведь каждый ребёнок нуждается в эмоциональном контакте со вторым родителем. И этому необходимо способствовать, с одной лишь оговоркой: если родитель не является асоциальным элементом общества. Если родитель, проживающий отдельно длительное время не общается с ребёнком, нужно суметь найти объяснение этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему другого родителя.
- Семейная история ни в каких случаях не должна прерываться. Семейные фотографии и видеозаписи, реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должны сохраняться в семье, быть для ребёнка «любимыми страницами» летописи его семьи. Это явление является важной мерой профилактики нарушения семейно – брачных отношений в будущей семье самого ребёнка.
- Воспитание ребёнка для вас не должно быть единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Иначе возникнут проблемы в воспитании ребёнка. А также не требуйте от ребёнка того, чего сами не достигли когда – то. Необходимо развивать ребёнка в соответствии с его способностями и желаниями.
- Не ограничивайте и не прерывайте отношения с бабушками, дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказанные правила распространяются и на прародителей.
- Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребёнка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребёнка место отца или матери.
Таким образом, решение многих детских проблем выполнимо при правильном поведении обоих родителей после развода. Это условие легко выполнимо, если у родителей достаточно такта, доброты объективности и умения разумно взглянуть на создавшуюся ситуацию. Тактичные, разумные отношения между разведёнными родителями создают ребёнку покой и комфорт.
Заключение
Семья – это
малая социально-
Дети, растущие
в неполных семьях, имеют менее
благоприятную картину
Список использованных источников
1. Артюшина, И.А. Детский сад и семья: Соприкосновение, сотрудничество, сотворчество: Мастер-класс. / И.А. Артюшина // Детский сад от А до Я. - 2009. - №3. – С. 74-89
2. Богомолова, З.А. Формирование партнёрских отношений педагога и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А.Богомолова // Дошкольная педагогика. – 2010. -№2.- С. 54-58.
3. Боровцова, Л.И. Детский сад и семья: как воспитать у детей уверенность в себе / Л. И. Боровцова // Дошкольное воспитание. – 2003г.- №12. - С. 15-16.
4. Головнева, О. Родительский практикум/ О. Головнёва // Школьный психолог. – 2006. - №10. - С.13.
5. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – Санкт – Петербург: Питер, 2006.
6. Изучение особенностей родительско - детских отношениях в разведённых семьях // Исполнитель: Безруких М. И.; научный руководитель: Паркайкина Г. А. – 2008. – С.7.
7. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006.
8. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 232.
9. Особенности детско - родительских и родительско - детских отношений в неполных семьях //Исполнитель: Иванова К. М.; научный руководитель: Шулакова О. А. – 2008. - С. 28-32.
10. Соxранная, Н. А. Работа с неполными семьями. – Минск: Красико-Принт, 2006. – С.176.
11. Условия воспитания ребёнка в неполной семье //Исполнитель: Коржаева С. С.; научный руководитель: Баталова Г. В. – 2003. - С. 15-32.
12. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Псиxология семьи. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – С.448. (серия «Псиxологический практикум»)
13. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С.272.
14. Шнейдер, Л.
Б. Психология семейных
15. Шмидт, В.Р.
Психологическая помощь
Информация о работе Особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи