Особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Проблема: Проблема заключается в определении методов и форм эффективного взаимодействия воспитателя с детьми из неполной семьи. Цель исследования: Выявить особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи.
Объект исследования – Неполная семья как система.
Предмет исследования – Особенности работы воспитателя с детьми из неполной семьи.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «неполной семьи»;
Изучить типы неполных семей;
Выявить особенности воспитания в неполных семьях;

Содержание

Введение………………………………………………….…………..……..3
1 Неполная семья как социально-педагогическое явление
1.1 Понятие «неполная семья»…………………………………….……....5
1.2 Типы неполных семей…………………………………….…...……....7
1.3 Особенности воспитания детей в неполных семьях………….….....13
2 Работа воспитателя ДОУ с неполной семьёй
2.1 Психологические особенности детей, воспитывающихся в неполной семье…………………………………………………………….….....16
2.2 Методика работы воспитателя с неполными семьями……..….…..27
2.3 Рекомендации родителям из неполных семей по воспитанию детей……….………………………………………………………………..…….33
Заключение…………………………………………………………...…...35
Список использованных источников…………………..…. ..………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Еще одна форма работы педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического  мониторинга семьи состоит в  комплексном использовании всех источников данных о процессах и  событиях семейной жизни, как носящих  естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.  Важную роль в осуществлении социально - педагогического мониторинга играет умение педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.

4 этап: одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми, является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода —  духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и  есть терапия. Сказка не только учит детей  переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту.

Авторская разработка цикла занятий по «сказкотерапии»  позволяет нам работать над поведенческими проблемами детей, формировать у  них навыки общения, социальную адаптацию, снятие детских страхов, тревожности. Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть  значимого мира ребенка. Поэтому  сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных  психотехнических игр, упражнений, а  также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка. Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность  для решения и выражения внутреннего  напряжения, агрессивных чувств в  социально приемлемой форме. Цели игровой  терапии — помочь ребенку развить  более позитивную «Я-концепцию», стать  более активным в своих действиях  и поступках, выработать способность  к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя.

Эффективность работы с родителями во многом зависит  и от психологического настроя, который  возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

Таким образом, основные подходы к пониманию  семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании структуры  взаимоотношений в семьях и уровне педагогической культуры родителей  в семье. Нужно стараться  проводить анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.

 

    1.  Рекомендации родителям из неполных семей по воспитанию детей

Неполная семья  имеет свои особенности, и социально-педагогическая работа с ней требует учёта всех её характеристик: проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей семьи; неполная семья – система закрытая, не каждый может туда войти, даже воспитатель или социальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности.  Специалист по работе с семьёй не может решить за неё все проблемы, он должен лишь активизировать её на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для её успешного решения, поэтому проанализировав всё вышесказанное, можно от лица воспитателя предложить следующие рекомендации родителям по оптимизации родительско – детских отношений в неполной семье:

- Мамы (папы), ваше поведение должно быть образцовым, не должно быть расхождений между словом и делом. Образ каждого из вас должен быть позитивным. Ребёнок должен быть уверен в том, что его мама и папа – достойные люди, заслуживающие любви и уважения.

- Сформируйте у ребёнка установку нынешнего семейного положения. Объясните ребёнку, что неполная семья – ничем не хуже любой другой семьи, существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.

- Поработайте над тем, чтобы отношения с родителем, проживающим отдельно, были систематическими и предсказуемыми, ведь каждый ребёнок нуждается в эмоциональном контакте со вторым родителем. И этому необходимо способствовать, с одной лишь оговоркой: если родитель не является асоциальным элементом общества. Если родитель, проживающий отдельно длительное время не общается с ребёнком, нужно суметь найти объяснение этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему другого родителя.

- Семейная история ни в каких случаях не должна прерываться. Семейные фотографии и видеозаписи, реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должны сохраняться в семье, быть для ребёнка «любимыми страницами» летописи его семьи. Это явление является важной мерой профилактики нарушения семейно – брачных отношений в будущей семье самого ребёнка.

- Воспитание ребёнка для вас не должно быть единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Иначе возникнут проблемы в воспитании ребёнка. А также не требуйте от ребёнка того, чего сами не достигли когда – то. Необходимо развивать ребёнка в соответствии с его способностями и желаниями.

-  Не ограничивайте и не прерывайте отношения с бабушками, дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказанные правила распространяются и на прародителей.

- Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребёнка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребёнка место отца или матери.

Таким образом, решение многих детских проблем  выполнимо при правильном поведении обоих родителей после развода. Это условие легко выполнимо, если у родителей достаточно такта, доброты объективности и умения разумно взглянуть на создавшуюся ситуацию. Тактичные, разумные отношения между разведёнными родителями создают ребёнку покой и комфорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семья – это  малая социально-психологическая  группа, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной  ответственностью и социальная необходимость  в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [8:22]. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Однако, семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис; снижение стабильности брачно-семейных отношений, возрастание доли неполных семей в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями, что тяжело сказывается на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течении года  или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак. После развода отношения между родителями могут остаться нормальными или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей, отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально. Проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни. Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом. 

Дети, растущие в неполных семьях, имеют менее  благоприятную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей. В связи с большой загруженностью родителей на воспитание детей остаётся мало времени. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определённую проблему в таких семьях, это приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.  С одной стороны, можно предполагать, что у мальчиков, живущих в неполной семье, отсутствует объект идентификации, в результате чего у них наблюдаются проблемы с половой самоидентичности, что приводит к сниженному самоощущению и общему психологическому дискомфорту. Однако, с другой стороны, полученные факты могут являться следствием попыток матери заменить ребенку отца. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремится компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери - материнской любви, терпимости, теплоты и пр. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительного самоощущения. Естественно, этот путь развития не является обязательным и объективно предопределенным. Однако полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей составляют особую проблемную группу, которая нуждается в пристальном внимании не только родителей, но и психологов и педагогов.

 

Список использованных источников

 

1. Артюшина, И.А. Детский сад и семья: Соприкосновение,      сотрудничество, сотворчество: Мастер-класс. / И.А. Артюшина // Детский сад от А до Я. - 2009. - №3. – С. 74-89

2. Богомолова, З.А. Формирование партнёрских отношений педагога и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А.Богомолова // Дошкольная педагогика. – 2010. -№2.- С. 54-58.

3. Боровцова, Л.И. Детский сад и семья: как воспитать у детей уверенность в себе   / Л. И. Боровцова // Дошкольное воспитание. – 2003г.- №12. - С. 15-16.

4. Головнева, О. Родительский практикум/ О. Головнёва // Школьный психолог. – 2006. - №10. - С.13.

5. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – Санкт – Петербург: Питер, 2006.

6. Изучение особенностей родительско - детских отношениях в разведённых семьях // Исполнитель: Безруких М. И.; научный руководитель: Паркайкина Г. А. – 2008. – С.7.

          7. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006.

8. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр  «Академия», 1999. - С. 232.

9. Особенности детско - родительских и родительско - детских отношений в неполных семьях //Исполнитель: Иванова К. М.; научный руководитель: Шулакова О. А. – 2008. - С. 28-32.

10. Соxранная, Н. А.  Работа с неполными семьями. – Минск: Красико-Принт, 2006. – С.176.

 

11. Условия воспитания ребёнка в неполной семье //Исполнитель: Коржаева С. С.;  научный руководитель: Баталова Г. В. – 2003. -  С. 15-32.

12. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Псиxология семьи. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – С.448. (серия «Псиxологический практикум»)

13. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. - М.: Изд-во  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С.272.

14. Шнейдер, Л.  Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М., 2000.

15. Шмидт, В.Р.  Психологическая помощь родителям  и детям / В. Р. Шмидт. – М.: «Сфера», 2007.

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи