Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:25, курсовая работа
Проблема: Проблема заключается в определении методов и форм эффективного взаимодействия воспитателя с детьми из неполной семьи. Цель исследования: Выявить особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи.
Объект исследования – Неполная семья как система.
Предмет исследования – Особенности работы воспитателя с детьми из неполной семьи.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «неполной семьи»;
Изучить типы неполных семей;
Выявить особенности воспитания в неполных семьях;
Введение………………………………………………….…………..……..3
1 Неполная семья как социально-педагогическое явление
1.1 Понятие «неполная семья»…………………………………….……....5
1.2 Типы неполных семей…………………………………….…...……....7
1.3 Особенности воспитания детей в неполных семьях………….….....13
2 Работа воспитателя ДОУ с неполной семьёй
2.1 Психологические особенности детей, воспитывающихся в неполной семье…………………………………………………………….….....16
2.2 Методика работы воспитателя с неполными семьями……..….…..27
2.3 Рекомендации родителям из неполных семей по воспитанию детей……….………………………………………………………………..…….33
Заключение…………………………………………………………...…...35
Список использованных источников…………………..…. ..………….37
Семейная жизнь
определяется не только индивидуальными
хактеристиками тех или иных членов семьи,
но и социальными обстоятельствами, той
средой, в которой живет семья. Отец, оставивший
семью, часто воспринимается ребенком
как |предатель. Поэтому вхождение ребенка
в социальную среду усложняется и деформируется.
Довольно часто дети из разведенныx семей
оказываются объектами нравственно-психологического
давления со стороны детей из благополучных,
полных семей, что ведет к формированию
у них чувства неуверенности, нередко
и озлобленности, агрессивности. Формирование
личности ребенка еще более осложняется,
если он был свидетелем или участником
всех семейных конфликтов и скандалов,
которые привели его родителей к разводу.
Таким образом, ребенок, с одной стороны,
подвергается социальной дискриминации,
связанной с отсутствием отца, а с другой
— он продолжает любить обоих родителей,
сохраняет привязанность к отцу при враждебном
отношении к нему матери. Из боязни расстроить
мать он вынужден скрывать свою привязанность
к отцу и от этого страдает еще больше,
чем от распада семьи. Прежний мир ребенка,
в котором он родился и жил до развода
родителей, разрушился, и перед ним встает
трудная задача: нужно выживать, приспосабливаясь
к новым обстоятельствам. Не всегда это
приспособление дается ребенку легко.
Одно из самых ближайших последствий послеразводного
стресса для детей — нарушение их адаптации
к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют
результаты исследования чешских психологов,
которые выявили снижение адаптивности
детей из разведенных семей по сравнению
с детьми из полных, благополучных семей.
Важным фактором снижения адаптивности,
согласно полученным данным, являются
интенсивные и продолжительные разногласия,
ссоры и конфликты в семье, свидетелем
которых был ребенок, и особенно настраивание
ребенка одним из родителей против другого.
Адаптивность ребенка снижается пропорционально
продолжительность периода, в течение
которого он живет в такой разрушающейся
семье. Хуже всего были адаптированы дети,
оставшиеся с poдителями после развода
при их совместном проживании в неразделённой
квартире. Некоторые исследователи подчеркивают,
что потеря отца как личности, представляющего
для сына модель идентификации мужской
роли, а для дочери — модель комплементарности,
неблагоприятно проявляется в некоторых
адаптационных затруднениях в подростковом
возрасте и позднее в собственном браке
и в психосексуальном развитии.
2) Психологические особенности ребёнка в осиротевшеё семье.
Существуют свои особенности формирования личности ребенка в неполных семьях, появившихся в результате смерти одного из родителей.
Смерть человека — всегда тяжелый удар для всех его близких. Неважно, умер он в результате длительной неизлечимой болезни или погиб внезапно. Взрослые в такой ситуации наряду с переживанием горя испытывают растерянность и замешательство, потому что перед ними встает проблема не только пережить трагедию самому, но и помочь в этой ситуации ребенку. Это всегда нелегко. Тем не менее ученые высказывают предположение о том, что потеря родителей в раннем возрасте ведет к неспецифическим травмам, последствия которых зависят от комплекса факторов: пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и от социального статуса развития. Особенно остро ребенок будет ощущать отсутствие умершего родителя в первый год после его смерти в ситуации семейных праздников. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает, и хотя потеря не забывается, ребенок вместе с другими членами семьи учится справляться с нею [12:162]. В подобной ситуации ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Необходимо дать ему возможность выплеснуть этот гнев, не надо пытаться уговаривать взять себя в руки: чувство утраты, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя. Дети постарше предпочитают в такой ситуации одиночество. Надо предоставить им эту возможность, однако не следует изолировать детей от семейных забот. Кроме того, желательно побудить ребенка говорить о своих страхах не только в момент получения трагического известия, но и после похорон. Следует учитывать: в первые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств. По прошествии определенного времени они стесняются показывать свои страдания, расценивая их как слабость, безволие и т. п. Детские переживания, запрятанные глубоко внутрь, могут в дальнейшем обнаружиться в виде таких последствий, как энурез, заикание, сонливость или бессонница. Овдовевший родитель должен знать, в каких естественных реакциях ребенка проявляются его страдания, чтобы отличить «проблемного» ребенка от ребенка «с проблемой».[12:163-164]
- Шок — первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается в молчаливым уходе или взрыве слез. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме.
- Отрицание смерти — следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.
- Поиски — это очень логичная для ребенка стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.
- Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей.
- Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его покинул. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, ни за что бьет младшего брата, грубит учителю.
- Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Ребенка могут тревожить различные практические вопросы (Кто будет провожать меня в школу? Кто поможет с уроками? Кто даст карманные деньги?). Для тех, кто постарше, смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т. п.
Вышеуказанные эмоциональные реакции ребенка могут проявляться по-разному в зависимости от его возраста.
Дети, никогда не знавшие отца или мать, часто испытывают двойственное чувство: потеря воспринимается ими как пустота, разрыв в их жизни, но не горе. Ребенок начинает фантазировать, и порой эти фантазии приобретают опасный характер: представления об умершем отце (матери) приводят к мысли о том, что вполне возможно, что он (она) жив, но это скрывают, потому что родитель оказался преступником и сидит в тюрьме или отказался от своего ребенка и теперь тот воспитывается приемной матерью. И тогда ребенок по-настоящему начинает горевать [12:164-165]. Подросток, глубоко переживая смерть близкого, иногда «впадает в детство» и начинает общаться при помощи жестов, а не слов. Он может настолько погрузиться в собственные размышления и переживания, что теряет всякую связь с внешним миром, погружается в задумчивость, отличается умственной дезорганизацией. Дети старшего возраста стремятся к уединению в своем горе, не могут и не хотят разделить его с окружающими. Они испытывают острую потребность в поддержке со стороны взрослых, но не умеют это выразить. Некоторые испытывают чувство вины, вспоминая о том, что им что-либо не нравилось в умершем родителе.
Наряду с нормальными реакциями ребенка на смерть одного из родителей могут появиться тревожные симптомы, которыe должны насторожить взрослых: отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство, отсутствие переживаний, длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо чувств, анорексия, бессонница и галлюцинации (вce это чаще встречается у подростков). Следует отметить, что большая часть нарушений, по результатам исследования М. Раттера, часто возникает спустя значительное время после смерти родителя. У маленьких детей душевные страдания обычно не является столь выраженными и столь длительными, как у взрослых. Общее психическое состояние ребенка не только в момент кончины родителя, но и в последующей жизни часто зависит от поведения второго родителя, от того, как тот строит свои отношения не только с ним, но и с другими людьми.
Таким образом, отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, сказывающиеся на психическом состоянии ребенка в разведенной, осиротевшей и внебрачной семье. А также хотелось бы сказать о том, что растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки и тепла.
2.2 Методика работы воспитателя с неполными семьями
Неполные семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов, но не они сегодня основная боль общества. Значительно большего внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное на возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними [8:160].
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что мы этого хотим, а просто это необходимо для успешного развития ребенка. Поэтому для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка. Поэтому в деятельности ДОУ определяются следующие этапы в работе с семьей:
1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
2. Изучение
семьи (определение
3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
4. Коррекционный
(решение конкретных проблем
1 этап: одна из форм работы педагога
с семьей - социальный патронаж, представляющая
собой посещение семьи на дому с диагностическими
(ознакомление с условиями жизни, изучение
возможных факторов риска (медицинских,
социальных, бытовых), исследование сложившихся
проблемных ситуаций), контрольными (оценка
состояния семьи и ребенка, динамика проблем
(если контакт с семьей повторный); анализ
хода реабилитационных мероприятий, выполнения
родителями рекомендаций и пр.); адаптационно
- реабилитационными целями (оказание
конкретной образовательной, посреднической,
психологической помощи.), позволяющая
установить и поддерживать длительные
связи с семьей, своевременно выявляя
ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную
помощь.
2 этап: наряду
с патронажем следует выделить
такие методы диагностики семьи
При ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:
- наличие игрушек,
их соответствие возрасту
- размещение игрушек, их состояние;
- что побуждает родителей покупать игрушки;
- любимые
игрушки ребенка, какими
- решают ли
родители педагогические
- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).
При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:
- есть ли
у ребенка систематические
- как дети выполняют эти обязанности;
- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;
- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;
- интерес ребенка к отдельным видам труда.
Такого типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.
3 этап: следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Информация о работе Особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи