Особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Проблема: Проблема заключается в определении методов и форм эффективного взаимодействия воспитателя с детьми из неполной семьи. Цель исследования: Выявить особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи.
Объект исследования – Неполная семья как система.
Предмет исследования – Особенности работы воспитателя с детьми из неполной семьи.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «неполной семьи»;
Изучить типы неполных семей;
Выявить особенности воспитания в неполных семьях;

Содержание

Введение………………………………………………….…………..……..3
1 Неполная семья как социально-педагогическое явление
1.1 Понятие «неполная семья»…………………………………….……....5
1.2 Типы неполных семей…………………………………….…...……....7
1.3 Особенности воспитания детей в неполных семьях………….….....13
2 Работа воспитателя ДОУ с неполной семьёй
2.1 Психологические особенности детей, воспитывающихся в неполной семье…………………………………………………………….….....16
2.2 Методика работы воспитателя с неполными семьями……..….…..27
2.3 Рекомендации родителям из неполных семей по воспитанию детей……….………………………………………………………………..…….33
Заключение…………………………………………………………...…...35
Список использованных источников…………………..…. ..………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Семейная жизнь  определяется не только индивидуальными хактеристиками тех или иных членов семьи, но и социальными обстоятельствами, той средой, в которой живет семья. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как |предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется. Довольно часто дети из разведенныx семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка еще более осложняется, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой — он продолжает любить обоих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи.  Прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, и перед ним встает трудная задача: нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Не всегда это приспособление дается ребенку легко. Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведенных семей по сравнению с детьми из полных, благополучных семей.        Важным фактором снижения адаптивности, согласно полученным данным, являются интенсивные и продолжительные разногласия, ссоры и конфликты в семье, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительность периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с poдителями после развода при их совместном проживании в неразделённой квартире. Некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющего для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери — модель комплементарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии.                                                          Девушки-подростки, лишившиеся в детские годы отца в связи с его уходом из семьи, сохраняли к нему критическое отношение: либо они чувствовали, что он их бросил, либо переняли отрицательное отношение к нему от матери.      Поэтому особенности их адаптации во многом зависели от того, каким в иx представлении остался отец. Неудовлетворенность и тревоги матери по поводу своей неудавшейся жизни могут вызвать желание искать безопасность рядом с мужчиной или же, наоборот, они будут искать возможность привлечь внимание, вызвать восхищение мужчин, с тем чтобы потом демонстративно отвернуться от них. Подобными действиями девушки подсознательно мстят мужчинам за свое обездоленное из-за отца детство.        Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются построить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях |ребенка. Например, у мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми. Именно в детстве формируется либо исходно доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира и других людей. По данным медиков, ситуация развода родителей даже спустя 1—2 года может вызвать у подростка тяжелую форму невроза. Особенно драматичной эта ситуация может быть для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т. е. тревожным ожиданием одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое чувство беспокойства при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и возможными диагнозами в этом случае станут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности ни к чему, неуверенность в себе и постоянные страхи (фобии). К концу подросткового — началу юношеского возраста начинает отчетливо проявляться депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного фона настроения, чувства подавленности и безысходности, неверия в свои силы и возможности, мучительных переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви. Типично и нарастание тревожной мнительности в виде постоянных опасений и сомнений, колебаний в принятии решения. Есть некоторые различия в эмоциональных и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, связанных с их переживаниями ситуации развода родителей. Так, девочки чаще держат переживания в себе, и внешнее поведение их почти не меняется. Однако при этом могут проявиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Иногда подобные реакции  направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание расстающихся родителей и, если не скрепить их узы, то хотя бы убедиться в том, что ее они не разлюбили. Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь, девочка может спокойно играть во дворе с другими детьми, не испытывая каких-либо неудобств, забыв о том, что совсем недавно она жаловалась родителям на боль в ноге или животе. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возможными средствами. Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Если основные переживания девочек в ситуации развода родителей — грусть и обида, то у мальчиков — гнев и агрессивность. Переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих. Свою агрессивность мальчики могут выражать по-разному, выбирая ее объект в зависимости от условий: демонстративно отказываются говорить с отцом, повышают голос на мать, уходят из дому, не поставив никого в известность, переходят жить к друзьям или родственникам. Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются в нем признаки пола, и тем серьезнее могут быть нарушения поведения, которые становятся заметными не только в семье, но и вне ее. Это может быть выражение агрессии в школе, на улице, неожиданные слезы, конфликты, полная рассредоточенность внимания. Но чаще всего средствами проработки семейных стрессов для девочек выступают нарушения здоровья (экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения), для мальчиков — асоциальные формы поведения.

2) Психологические особенности ребёнка в осиротевшеё семье.

Существуют  свои особенности формирования личности ребенка в неполных семьях, появившихся  в результате смерти одного из родителей.

Смерть человека — всегда тяжелый удар для всех его близких. Неважно, умер он в результате длительной неизлечимой болезни или погиб внезапно. Взрослые в такой ситуации наряду с переживанием горя испытывают растерянность и замешательство, потому что перед ними встает проблема не только пережить трагедию самому, но и помочь в этой ситуации ребенку. Это всегда нелегко. Тем не менее ученые высказывают предположение о том, что потеря родителей в раннем возрасте ведет к неспецифическим травмам, последствия которых зависят от комплекса факторов: пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и от социального статуса развития. Особенно остро ребенок будет ощущать отсутствие умершего родителя в первый год после его смерти в ситуации семейных праздников. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает, и хотя потеря не забывается, ребенок вместе с другими членами семьи учится справляться с нею [12:162]. В подобной ситуации ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Необходимо дать ему возможность выплеснуть этот гнев, не надо пытаться уговаривать взять себя в руки: чувство утраты, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя. Дети постарше предпочитают в такой ситуации одиночество. Надо предоставить им эту возможность, однако не следует изолировать детей от семейных забот. Кроме того, желательно побудить ребенка говорить о своих страхах не только в момент получения трагического известия, но и после похорон. Следует учитывать: в первые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств. По прошествии определенного времени они стесняются показывать свои страдания, расценивая их как слабость, безволие и т. п. Детские переживания, запрятанные глубоко внутрь, могут в дальнейшем обнаружиться в виде таких последствий, как энурез, заикание, сонливость или бессонница. Овдовевший родитель должен знать, в каких естественных реакциях ребенка проявляются его страдания, чтобы отличить «проблемного» ребенка от ребенка «с проблемой».[12:163-164]

- Шок — первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается в молчаливым уходе или взрыве слез. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме.

- Отрицание смерти — следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

- Поиски — это очень логичная для ребенка стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.

- Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей.

- Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его покинул. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, ни за что бьет младшего брата, грубит учителю.

- Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Ребенка могут тревожить различные практические вопросы (Кто будет провожать меня в школу? Кто поможет с уроками? Кто даст карманные деньги?). Для тех, кто постарше, смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т. п.

Вышеуказанные эмоциональные реакции ребенка  могут проявляться по-разному  в зависимости от его возраста.

Дети, никогда  не знавшие отца или мать, часто  испытывают двойственное чувство: потеря воспринимается ими как пустота, разрыв в их жизни, но не горе. Ребенок начинает фантазировать, и порой эти фантазии приобретают опасный характер: представления об умершем отце (матери) приводят к мысли о том, что вполне возможно, что он (она) жив, но это скрывают, потому что родитель оказался преступником и сидит в тюрьме или отказался от своего ребенка и теперь тот воспитывается приемной матерью. И тогда ребенок по-настоящему начинает горевать [12:164-165]. Подросток, глубоко переживая смерть близкого, иногда «впадает в детство» и начинает общаться при помощи жестов, а не слов. Он может настолько погрузиться в собственные размышления и переживания, что теряет всякую связь с внешним миром, погружается в задумчивость, отличается умственной дезорганизацией. Дети старшего возраста стремятся к уединению в своем горе, не могут и не хотят разделить его с окружающими. Они испытывают острую потребность в поддержке со стороны взрослых, но не умеют это выразить. Некоторые испытывают чувство вины, вспоминая о том, что им что-либо не нравилось в умершем родителе.

Наряду с  нормальными реакциями ребенка на смерть одного из родителей могут появиться тревожные симптомы, которыe должны насторожить взрослых: отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство, отсутствие переживаний, длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо чувств, анорексия, бессонница и галлюцинации (вce это чаще встречается у подростков). Следует отметить, что большая часть нарушений, по результатам исследования М. Раттера, часто возникает спустя значительное время после смерти родителя. У маленьких детей душевные страдания обычно не является столь выраженными и столь длительными, как у взрослых. Общее психическое состояние ребенка не только в момент кончины родителя, но и в последующей жизни часто зависит от поведения второго родителя, от того, как тот строит свои отношения не только с ним, но и с другими людьми.

Таким образом, отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, сказывающиеся на психическом состоянии ребенка в разведенной, осиротевшей и внебрачной семье. А также хотелось бы сказать о том, что растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки и тепла.

2.2  Методика работы воспитателя с неполными семьями

Неполные семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов, но не они сегодня основная боль общества. Значительно большего внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное на возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними [8:160].

Вовлечение  родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном  процессе важно не потому, что мы этого хотим, а просто это необходимо для успешного развития ребенка. Поэтому для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка. Поэтому в деятельности ДОУ определяются следующие этапы в работе с семьей:

1. Ознакомительный  (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).

2. Изучение  семьи (определение внутрисемейных  проблем и затруднений в воспитании  детей).

3. Просветительский (оказание помощи в семье в  ситуации кризиса).

4. Коррекционный  (решение конкретных проблем семьи,  повышение уровня социальной  компетентности родителей, социально-педагогическая  работа в семье).

1 этап: одна из форм работы педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими (ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций), контрольными (оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.); адаптационно - реабилитационными целями (оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.), позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.                                                                                                                                                                        Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями  во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это  будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год. Но  особое внимание необходимо уделять  неблагополучным семьям.  Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

2 этап: наряду  с патронажем следует выделить  такие методы диагностики семьи, как : наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов детской деятельности).

При ознакомлении  с игровой деятельностью можно  уделить внимание следующим вопросам:

- наличие игрушек,  их соответствие возрасту ребенка  и его интересам; 

- размещение  игрушек, их состояние; 

- что побуждает   родителей покупать игрушки;

- любимые   игрушки ребенка, какими игрушками   ребенок любит играть дома  и знают ли об этом родители;

- решают  ли  родители педагогические задачи  с помощью игры;

- когда и   с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и  т.п.).

При выявлении  характера трудового воспитания педагог выясняет:

- есть ли  у ребенка систематические трудовые  обязанности в семье, их содержание, направленность;

- как дети  выполняют эти обязанности; 

- какие орудия  труда есть у ребенка, где  они хранятся;

- установлено   ли определенное время для   выполнения ребенком трудовых  обязанностей;

- учат ли  родители детей работать, практикуют  ли совместный труд с детьми;

- интерес   ребенка к отдельным видам   труда. 

Такого типа опросы можно применять, изучая различные  виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель  или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.

3 этап: следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Информация о работе Особенности работы воспитателя ДОУ с детьми из неполной семьи