Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями.
Объектом исследования являются неполные семьи. Предметом исследования является особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями. Задачи исследования:
Проанализировать сущность понятия «неполные семьи».
Изучить особенности воспитания детей в неполных семьях.
.Определить особенности работы воспитателя с неполными семьями.
Разработать программу работы воспитателя с неполными семьями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………………………...5
Социально-педагогическая сущность понятия «неполные семьи»……………………………………………………………………………...5
Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи…….9
Особенности работы воспитателя с неполными семьями……….…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………..18
2.1 Анализ работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями…………………………………………………………………………...18
2.2 Формы и методы работы воспитателя с неполными семьями……..37
2.3 Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи…………….....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...........................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...46
Наряду с
индивидуальными
Групповые методы
работы дают возможность родителям
обмениваться друг с другом опытом,
задавать вопросы и стремиться получить
поддержку и одобрение в
Воспитатель дошкольного учреждения не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность воспитателя с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи).
Таким образом, воспитание ребенка в неполной семье – это воспитание, которое осуществляется в трудных условиях. Поэтому чрезвычайно разумно поступает мать, одна воспитывающая сына, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения препятствий, чтобы избежать опасности. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится домашний очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы. Необходимо помочь ребенку в формировании важных качеств, которые будут способствовать проявлению мальчика как мужчины. Воспитатель дошкольного учреждения призван помочь решить сложные проблемы, связанные с социальным и эмоциональным развитием этой категории детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя адекватному развитию мальчиков. Этого можно добиться через реализацию программы социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим детей.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
2.1 Анализ
работы воспитателя
Взаимодействие детского сада и семьи – это исключительно важное социальное и педагогическое явление, специально организованный, педагогически управляемый процесс формирования и развития личности. В результате реализации данных положений будет совершенствоваться модель совместной деятельности педагогического коллектива и родительского сообщества, что позволит осуществлять более эффективное взаимодействие детского сада и семей воспитанников.
Нами были выделены принципы организации воспитательной работы детского сада с неполными семьями:
а) терпимость
б) доброжелательность
в) воздействие убеждением
г) разъяснение правовых вопросов, доброжелательные отношения в критике и самокритике
д) культура общения
е) укрепление авторитета педагога в неблагополучной и неполной семье и родителей в детском саду [2, с. 32].
Особое внимание педагог должен уделять при посещении семьи в семье, где одинокая мать испытывает большую физическую педагогическую нагрузку. Ее чувство ответственности за воспитание повышено. Эта семья нуждается в особом внимании и помощи, учитывая, что неполная семья более «закрыта» для воздействия извне, чем полная. Такт и терпение в установлении контакта с такими семьями, поддержание связи с отцами, не живущими вместе с детьми – это необходимая форма работы с неполной семьей.
Изучение лучшего опыта семейного воспитания в неблагополучных семьях, взаимопомощь в совместной работе.
В исследовании принимали участие 17 дошкольников старшей группы, 2 воспитателя ГУО «ясли-сад №547 г. Минска».
При составлении социально-
Рис.1 – Количественный состав семей группы дошкольников
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной группе 10 детей воспитываются в полных семьях, 6 в неполных (материнских) семьях, 1 ребенок воспитывается в замещающей семье, находится под опекой бабушки и дедушки.
С целью изучения эффективности деятельности воспитателей дошкольного учреждения с неполными семьями нами была изучена планирующая документация специалистов.
Особой популярностью у родителей неполных семей пользуется устный журнал «Поговорим о главном», «Наши дети», совместные мероприятия для детей и их родителей. Важной составляющей воспитательного процесса должно стать не выделение неполных семей, а тесная интеграция воспитательных усилий со всеми семьями.
Также в дошкольном учреждении осуществляется систематическая связь детского сада с неполными семьями по определенному плану в течение всего учебного года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми. В ходе опроса родителей нами были выявлены представлении родителей об организации воспитательного процесса (Рис.2).
Рис. 2 – Представления родителей об организации воспитательного процесса
26 родителей высказали
мнение о том, что им
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогами-психологами дошкольного учреждения проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность дошкольного учреждения. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Развитие детей в неполных материнских семьях может носить кризисный характер. Отсутствие интенсивных контактов с отцом наносит непоправимый вред детям, в равной мере мальчикам и девочкам. Степень выражения негативных последствий примерно одинакова. Однако дифференцируется характер их проявлений в зависимости от пола ребенка. Для мальчиков отец – объект самоидентификации, мужской образец поведения. Отсутствие такого примера для подражания в материнской семье приводят к искажению половой идентичности мальчика.
Для девочки отсутствие в семье отца – также чревато серьезными последствиями, т.к. в ее сознании не формируется реалистическое представление о мужской части общества. Интерес девочки к противоположному полу деформируется, особенно это заметно в переходном возрасте, либо она демонстрирует полное неприятие мужского общества (избегает контактов), либо ее поведение приобретает излишне сексуализированные формы (отсутствие чувства меры). Такие поведенческие девиации объясняются недостатком навыков общения с взрослыми представителями противоположного пола и ее пониманию об отце, которого она любила, и который оставил ее, совершив этим акт предательства («я не заслуживаю мужской любви»). С целью гармонизации детско-родительских взаимоотношений нами были проведены ряд консультаций и тематических встреч с родителями (см. приложение 1)
С целью изучения социального положения неполных семей, социально-психологического самочувствия одиноких матерей и их основных социально-экономических, бытовых, социально-педагогических и психологических проблем в рамках данной курсовой работы был проведен социологический опрос среди одиноких матерей.
Всего в опросе приняли участие 18 женщин из 4групп , воспитывающих своих детей без участия их отцов. Из них 11 являются матерями-одиночками, никогда не состоявшими в браке (61,1%), а остальные 7 (38,9%) – разведены. Как показали результаты проведенного опроса, большинству одиноких женщин, воспитывающих детей, мужчины, являющиеся биологическими отцами их детей, материально никак не помогают, даже не платят алименты, не говоря уже ни о каких других видах материальной поддержки. (см. приложение 2)
Ответы на вопросы
Ответы на вопрос: 1. «Если Вы воспитываете ребенка (детей) одна, то помогает ли Вам его (их) отец материально (алименты и др.)?»
Кол-во ответов, ед.
- да
7
- нет
11
Ответы на вопрос: 2. «Если да, то насколько регулярна эта материальная помощь?»
Кол-во ответов, ед. Частота, %
- регулярно
(ежемесячно) 3
- нерегулярно, с частыми перерывами (по два-три-четыре месяца)
- один-два раза в год 2 9,5
- один раз в несколько лет 1 4,8
- никогда
Ответы на вопрос: 3. «Достаточно ли Вам этой помощи?»
Кол-во ответов, ед.
- да, вполне достаточно 0 0,0
- нет, на достойную жизнь этих денег не хватает
- нет, этих денег не хватает даже на самое необходимое для ребенка
Ответы на вопрос: 4. «Если Вы воспитываете ребенка (детей) одна, то помогает ли Вам отец в его (их) воспитании?»
Кол-во ответов, ед.
- да, помогает
активно 0
- да, иногда
- нет
- другое (или нет ответа) 7
Ответы на вопрос: 5.«Вообще, встречается ли Ваш ребенок (дети) со своим отцом?»
Кол-во ответов, ед.
- да, регулярно
1
- да, иногда
- нет
Ответы на вопрос: 6. «Как вы считаете, достаточно ли Вашему ребенку (детям) мужского общения?»
Кол-во ответов, ед.
- моему ребенку
(детям) мужского общения
- такого общения ему (им) не хватает
12
- такое общение ребенку совсем необязательно
1
Информация о работе Особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями