Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями.
Объектом исследования являются неполные семьи. Предметом исследования является особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями. Задачи исследования:
Проанализировать сущность понятия «неполные семьи».
Изучить особенности воспитания детей в неполных семьях.
.Определить особенности работы воспитателя с неполными семьями.
Разработать программу работы воспитателя с неполными семьями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………………………...5
Социально-педагогическая сущность понятия «неполные семьи»……………………………………………………………………………...5
Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи…….9
Особенности работы воспитателя с неполными семьями……….…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………..18
2.1 Анализ работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями…………………………………………………………………………...18
2.2 Формы и методы работы воспитателя с неполными семьями……..37
2.3 Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи…………….....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...........................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...46
- затрудняюсь ответить
2
Ответы на вопрос: 7. «Хватает ли у Вас времени на занятия, игры с ребенком (детьми)?»
Кол-во ответов, ед.
- да, всегда
5
- да, но не всегда
9
- нет, на это времени почти никогда нет
Ответы на вопрос: 8. «А остается ли у Вас время на себя?»
Кол-во ответов, ед.
- да, всегда
- да, но не всегда
5
- нет, на это времени почти никогда нет
Ответы на вопрос: 9. В каком режиме Вы работаете?
- неполный день (½ ставки)
- на одной работе полный рабочий день
- подрабатываю на нескольких работах
Кол-во ответов, ед.
- неполный день
(½ ставки)
- на одной работе полный рабочий день 9 50,0
- подрабатываю на нескольких работах 5 27,8
- другое
Ответы на вопрос: 10. «Должно ли государство оказывать одиноким матерям материальную помощь?
Кол-во ответов, ед.
- да
- скорее да, чем нет 2 11,1
- нет
0
-затрудняюсь
ответить
2
Ответы на вопрос: 11. «Есть ли у Вас время, чтобы общаться с друзьями (подругами)?»
Кол-во ответов, ед.
- да, всегда
- очень редко
- нет, на это
времени практически нет 7
- другое (нет
ответа)
Ответы на вопрос:
12. «Вы испытываете чувство
Кол-во ответов, ед.
- да, очень часто
- да, иногда
- нет, почти никогда
- другое (нет ответа)
Ответы на вопрос: 13. «Вы счастливы?»
Кол-во ответов, ед.
- да
- скорее да, чем нет
8
- скорее нет, чем да
2
- нет
- затрудняюсь ответить (или
нет ответа) 2
Ответы на вопрос: 14. «Как вы считаете, справедливо ли мнение о том, что в неполных семьях дети часто растут психологически ущербными?»
Кол-во ответов, ед.
- да
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
- затрудняюсь ответить (или нет ответа) 1 5,6
В целом результаты проведенного опроса одиноких матерей показали, что неполные семьи, безусловно, нуждаются в поддержке со стороны государства. Однако эта поддержка не может ограничиваться только лишь выплатой материальных пособий низкодоходным неполным семьям.
Необходим целый комплекс мер адресной социальной поддержки, который должен быть направлен на решение таких вопросов, как:
- повышение защищенности одиноких матерей на современном рынке труда (например, обучение их конкурентоспособным профессиям со свободным графиком работы);
- разработка адекватных правовых норм и механизмов, регулирующих обязательства отцов по отношению к детям из неполных семей;
- оказание содействия
повышению социальной
- организация
служб домашней поддержки
Для выявления особенностей взаимоотношений в семьях и семейного воспитания, нами были выбраны и проведены такие методики, как тест «Кинетический рисунок семьи», разработанный Р. Бернсом и С. Кауфманом, тест-опросник родительского отношения к детям представленный А.Я. Варга и В.В. Столиным, а также опросник «Анализ семейного воспитания».
Для получения информации о субъективной семейной ситуации исследуемых учащихся нами был использован тест «Кинетический рисунок семьи». Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них (см. приложение 3).
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
1) анализ структуры
рисунка семьи (сравнение
2) анализ особенностей
рисунка отдельных членов
Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.
Для теста КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации.
Для выявления отношения матери к сыну нами была проведена диагностика с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Данная методика представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними (см. приложение 4).
Родительское отношение
Далее, для того, чтобы определить тип семейного воспитания матери в отношении ребёнка и характер его нарушений нами был использован опросник «Анализ семейного воспитания» [24, с. 468](см.приложение 5). В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции – сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:
1) гиперпротекция (чрезмерная);
2) гипопротекция (недостаточная).
2. Степень удовлетворения
потребностей – в какой мере
деятельность родителей
1) потворствование
(стремление родителей к
2) игнорирование
потребностей ребенка (
3. Уровень требовательности
к ребенку в семье. Они
1) чрезмерность
требований-обязанностей
2) недостаточность
требований-обязанностей привод
3) чрезмерность
требований-запретов формирует
4) недостаточность
требований-запретов
5) чрезмерность
санкций – чрезмерное
6) минимальность
санкций – упование на
4. Неустойчивость стиля воспитания – резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания. Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у детей.
Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Информация о работе Особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями