Особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями.
Объектом исследования являются неполные семьи. Предметом исследования является особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями. Задачи исследования:
Проанализировать сущность понятия «неполные семьи».
Изучить особенности воспитания детей в неполных семьях.
.Определить особенности работы воспитателя с неполными семьями.
Разработать программу работы воспитателя с неполными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………………………...5
Социально-педагогическая сущность понятия «неполные семьи»……………………………………………………………………………...5
Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи…….9
Особенности работы воспитателя с неполными семьями……….…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………..18
2.1 Анализ работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями…………………………………………………………………………...18
2.2 Формы и методы работы воспитателя с неполными семьями……..37
2.3 Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи…………….....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...........................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности работы воспитателя дошкольного.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

Повышенная  моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

Затем, после  проведения первого этапа исследования нами была разработана и внедрена в практической работе программа социально педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков. После реализации вышеупомянутой программы, которая позволила максимально скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном, был проведен повторный срез с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).

На этапе  диагностики для определения  ситуации в неполной семье по тесту «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, по которым можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации:

  • благоприятная семейная ситуация – 25% (3 чел.);
  • тревожность в семье – 25% (3 чел.);
  • конфликтность в семье – 25% (3 чел.);
  • чувство неполноценности – 50% (6 чел.);
  • враждебность в семейной ситуации – 16,7% (2 чел.).

Полученные  данные представлены на рис. 3.

 

Рис. 3. Результаты исследования внутрисемейных отношений

 

Тест «Кинетический  рисунок семьи» позволил выявить, насколько  благополучно складываются взаимоотношения в семьях детей. Данные результаты подтверждают, что взаимоотношения между матерью и сыном в 75% семей складываются неблагополучно. Этому, в первую очередь, способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом. Кроме того, можно предположить, что в семьях 50-ти% детей вообще отсутствует социальная роль отца. В рисунках этих детей прослеживается чувство неполноценности из-за несформированности отношений между мальчиком и его отцом. Отсюда следует, что в семье, где мать одна воспитывает сына проблем возникает больше, чем в семье, где мама одна воспитывает дочь.

Далле для определения  типа родительского воспитания мы провели тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга – В.В. Столина. Настоящим тестом было выявлено, что наиболее часто используются такие типы родительского отношения, как «симбиоз» – 58,3% и «авторитарная гиперсоциализация» – 25%. Реже используется матерями тип отношения «маленький неудачник» – 16,7%. Кроме того, был выявлен такой тип родительского отношения к детям как «отвержение» – 16,7%. Такой тип родительских отношений как «кооперация» выявлен не был.

Полученные  результаты представлены на рис. 4.

 

Рис. 4. Результаты исследования типа родительского отношения

 

Из представленных результатов  можно сделать вывод, что почти  у 17% матерей присутствует отвержение в типе родительского отношения  к детям. Вероятно, что такие отношения наблюдаются из-за того, что сын напоминает матери своего бывшего мужа, с которым не так давно был развод. В результате чего на ребенка может выплескиваться агрессия, которая предназначается для бывшего супруга.

Для того, чтобы определить адекватность полученных результатов, нами был проведен сравнительный анализ полученных рисунков мальчиков и ответов их матерей. В ходе анализа было выявлено, что у 25% неполных семей отношения матери к сыну и сына к матери совпадают. В полученных рисунках прослеживается благоприятная семейная ситуация, а матери в своих ответах указывают на «Симбиоз» в отношениях с ребенком. Детям в этом возрасте матери должны уделять большое эмоциональное и межличностное влияние. Поэтому такое родительское отношение матери к сыну как «симбиоз» в данном случае является адекватным поведением.

Далее при сравнительном  анализе было определено, что в 16,7% неполных семей мальчики испытывают чувство неполноценности в семейных отношениях. Полученные результаты подтверждаются ответами при опросе родителей. 16,7% матерей относятся к своим сыновьям как к «маленьким неудачникам», т.е. приписывают ему личную и социальную несостоятельность.

Необходимо рассмотреть  еще один тип отношений и провести сравнительный анализ. В 25% рисунках мальчиков прослеживается тревожность в семейных отношениях. Также 25% матерей этих детей в отношениях с сыновьями придерживаются авторитарной гиперсоциализации. Это проявляется в том, что матери требуют от своих детей достижения высоких социальных успехов. В связи с этим у мальчиков повышается уровень тревожности, который может способствовать психологическим нарушениям в личности детей. Отсутствие помощи со стороны отца только усиливает возникновение тревожности в личности ребенка.

Еще один тип отношений, который  требует сравнения, это «отвержение» со стороны матерей. Данная ситуация прослеживается в ответах 16,7% родителей. Мальчики, чьи матери испытывают отвержение к детям, в своих рисунках отмечают враждебность в семейной ситуации. Эта тенденция наблюдается у всех мальчиков из этой части семей.

Для выраженности типов нарушений в семейном воспитании мальчиков в неполных семьях нами был проведен дополнительный опрос матерей с помощью опросника «Анализ семейного воспитания». Результаты представлены на рис.5.

Рис. 5. Результаты исследования типов семейного воспитания

Результаты  по данной методике показывают, что  у 25% матерей из исследуемых семей явно выраженные нарушения типов семейного воспитания. Этому, в первую очередь, способствует отсутствие в семейном воспитании роли мужчины. Кроме того, этому также способствует то, что матери одной очень трудно воспитать в мальчике мужские качества.

На основе полученных данных можно выделить ряд причин, мешающих становлению мужских черт характера в поведении мальчиков:

  • ошибки в семейном воспитании матери-одиночки;
  • отсутствие мужского влияния на формирование характера мальчиков из неполных семей;
  • недостаток проявления родительской любви.

На основе выделенных причин нами была разработана и реализована  программа  помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков. Программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями, где воспитанием мальчиков занимается одна мать. Это необходимо для того, чтобы обучить мальчиков навыкам мужского поведения, позволяющим им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи.

Цель  программы: максимально помочь мамам скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном.

Задачи:

  1. Обеспечить общение мальчиков, воспитывающихся одними матерями для передачи мужского опыта.
  2. Помочь мальчикам скорректировать свое поведение.
  3. Объединить усилие педагога-психолога воспитателей по работе с неполными семьями, воспитывающими мальчиков.

Таблица 1. Основные мероприятия  программы

№ п/п

 

Мероприятия

 

Цель

 

Участники

Время проведения занятий

1.

Беседы с  матерями

Способствовать  формированию навыков воспитания мальчиков. Обеспечить знаниями о проявлении и воспитании мужского характера.

 педагог-психолог, воспитатели

2 раза в месяц по 20 минут (4 беседы)

2.

Субботник с  привлечением мужчин

Познакомить мальчиков с проявлением мужского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина.

воспитатели, родители мужского

пола,

1 раз в месяц

3.

Спортивные  вечера

Сформировать у мальчиков желание к проявлению мужественности

воспитатели, родители мужского пола

1 раз в месяц

4.

Спортландии

Сформировать  у мальчиков тягу к мужским видам спорта

Родители мужского

пола

2 раза в месяц по 35 минут

5.

Туристические походы

Сформировать у мальчиков навыки мужского поведения

воспитатели, родители мужского пола

2 раза в месяц

6.

 «Ремонтная 

мастерская»

Сформировать  у мальчиков умение самостоятельно пользоваться инструментами и производить несложный ремонт

 родители  мужского пола

2 раза в месяц


 

Представленные  в рамках программы мероприятия  предполагают участие в них родителей  мужского пола из других семей. Следует  отметить, что не все мужчины отреагировали  положительно на участие в программе. Но те из них, которые согласились, восприняли возможность оказать помощь в воспитании позитивно и с интересом.

В начале реализации программы мужчины-отцы отмечали, что  мальчики из неполных семей не отказывались от мужского общения. Родители утверждали, что 75% мальчиков были настроены положительно на взаимное общение с ними, а 25% не хотели участвовать в мероприятиях.

В ходе реализации программы было проведено четыре беседы с матерями, которые одни воспитывают ребёнка

Беседа 1.

Цель: познакомиться с семьями, провести диагностическое исследование особенностей семейного воспитания, познакомить родителей с основными целями реализации программы.

В ходе этой беседы был налажен  контакт с матерями их исследуемых  неполных семей. По началу реакция 58,3% семей на проведение этой программы была отрицательная. Они считали, что самостоятельно могут справиться с сложившимися проблемами. Некоторые из них утверждали, что у их сыновей нет проблем, связанным с нарушением мужской роли. Но после проведение беседы, где матери познакомились с мужчинами, которые будут участвовать в данной программе, матери согласились в участии.

Беседа 2.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков после реализации таких мероприятий как субботник с участием других родителей мужского пола и во время проведения мероприятия «ремонтная мастерская».

 Вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего ребёнка после мероприятия посвященного субботнику на территории дошкольного учреждения?
  • Чему научился Ваш сын в совместной деятельности с родителями мужского пола?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Считаете ли данное мероприятие, посвященное субботнику необходимым условием в воспитании мальчика и почему?
  • Как Вы способствуете развитию у Вашего сына мужских качеств?
  • Чем Ваш ребенок занимается по дому? Есть ли в этом элементы чисто мужской работы?

Беседа 3.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков после реализации таких мероприятий как  туристический поход с мужчинами.

Вопросы беседы:

-    Как Ваш ребенок оценивает поход?

  • Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Нет ли привязанности к данному отцу <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'T

Информация о работе Особенности работы воспитателя дошкольного учреждения с неполными семьями