Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:59, дипломная работа
Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:
1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;
2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;
3) составить программу деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;
4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.
Введение………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
1. 1 Современная российская семья как объект социальной работы……….….8
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12
1.3 Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18
Выводы по первой главе…………………………………………………………...28
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ
2.1 База практики и подготовка психолого – педагогической работы……....…29
2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ № 24 «Светлячок»………………………………………………………………………...33
2.3 Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43
Выводы по второй главе………………………………………………………..….50
Заключение………………………………………………………………..…...51
Список использованной литературы……………………...………..53
Приложения
11
Министерство образования республики Башкортостан
ГОУ СПО Белорецкий педагогический колледж
ПЦК Педагогика и Психологии
Допущен к защите
Председатель ПЦК
____________ Заворуева Т.И.
Выпускная квалификационная работа
«Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ»
Студента 5 курса группы «Е» __________________ Янтусов Ф.Н.
Специальность 050711 Социальная педагогика
Руководитель ______________________________
Рецензент ______________________________
Оценка ___________________ Дата ____________
г. Белорецк - 2009 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
1. 1 Современная российская семья как объект социальной работы……….….8
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12
1.3 Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18
Выводы по первой главе…………………………………………………………...
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ
2.1 База практики и подготовка психолого – педагогической работы……....…29
2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ № 24 «Светлячок»…………………………………………………
2.3 Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43
Выводы по второй главе………………………………………………………..….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………...………..53
Приложения
Введение
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный работник, педагог.
На сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй. Социальная работа в области семьи – это новое направление социального педагога, работника с проблемами в обществе.
Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.
Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение различных негативных влияний на ребенка в семье. В периодическом докладе о реализации РФ Конвенции о правах ребенка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в ней, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.
В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля должно быть включено требование знания Конвенции о правах ребенка.
Проблемами семьи занимались исследователи такие, как В.Г.Бочарова, Г.А.Воронина, М.А.Галагузовой, М.П.Гурьянова, Н.Ю.Клименко, Ф.А.Мустаева, М.В.Шакурова, П.А.Шептенко и др. таким образом, важное значение для нашего исследования имели работы, рассматривающие различные аспекты социально-педагогической поддержки семьи, а именно: необходимость создания в стране института социальных педагогов, профессиональное становление социального педагога и социального работника (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульф, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, И.А. Липский, А.И. Ляшенко, А.В. Мудрик, В.А. Сластёнин, В.Д. Семёнов, Г.Н. Филонов, Е.И. Холостова, Т.Ф. Яркина и др.).
В настоящее время в имеющейся сегодня психолого-педагогической литературе деятельность социальных работников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке, рассматривается лишь в общем виде. В ней не редко усилия различных специалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи, предоставляются тождественными работе с семьёй. Во многом такое упрощение обусловлено, с одной стороны не разработанностью психолого-педагогической теории социальной работы с семьёй, а с другой – не развитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё это закономерно порождает расширенное толкование самого понятия «социальная работа с семьёй», за которым в реальной практике не учитываются специфические социально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности как активной социальной системы.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы данной выпускной квалификационной работы: «Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ».
Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.
Объектом исследования является процесс работы социального педагога.
Предметом исследования является методы и средства социально педагогической работы с семьей в ДОУ.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс деятельности социального педагога с семьей в условиях ДОУ будет наиболее эффективным, если:
1) если своевременно будет выявляться неблагополучие семьи нуждающиеся в помощи и поддержки;
2) при взаимодействии семья и воспитанника будут использованы различные психолого-педагогические подходы: консультирование, беседы, тренинги;
3) если работа будет проводиться в индивидуальной и коллективной форме традиционной и нетрадиционной.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:
1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;
2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;
3) составить программу деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;
4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.
При написании данной выпускной квалификационной работы мы использовали следующие методы исследования:
- Теоретические (анализ литературы, контент-анализ архивной документации).
- Эмпирические (диагностические методы и методики, а также занятия по различным программам).
- Социологический (проведение анкетирования).
База исследования ДОУ №24 «Светлячок» г. Белорецк Республика Башкортостан.
Новизна исследования, была сделана попытка систематизировать информацию об особенностях работы с социально педагогической семьей в условиях ДОУ, разработана программа; по формированию эффективных взаимоотношений в семье дошкольника.
Теоретические основы: исследование опиралось на труды различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различные аспекты социально-педагогической работы с семьёй: становление и укрепление семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.); профессиональное становление социального работника (А.И. Ляшенко, А.М. Панов, В.А. Сластёнин, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро и др.); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К. Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в деятельности социальных педагогов в условиях МДОУ.
Структура исследования: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе рассматривается теоретические аспекты деятельности социального педагога с семьей, современная российская семья как объект социальной работы, социальные проблемы семьи и причины их возникновения, технология работы социального работника с семьей в ДОУ.
Во второй главе мы описали результаты психолого - педагогической работы с семьей в условиях ДОУ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ.
1. 1. Современная российская семья как объект социальной работы.
В данной главе мы рассмотрим направления деятельности и основные задачи социального педагога с семье в условиях МДОУ.
Семья есть основанная на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий "семья" и "брак". Часто первое более широкое понятие сводят ко второму. Но семья - это не только супружеские связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, но и горизонтальные, т.е. отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками. В тоже время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. И потому «войти в семью» - означает принять и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще всего отторгает.
Много написано о «нуклеарной семье», знаменующей современный тип семьи. Само название происходит от слова «нуклон», что на латинском означает «ядро». Понятие «нуклеарная семья» подразумевает семью с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах [16; 31].
Меняется само представление о семье, сегодня семья- это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике - создание многоядерной, а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифамильной. Такая семья, как и в предшествующих формах, создает собственную субкультуру, но, в отличие от прежних форм семьи, они представляются более открытыми для интегрирования разных культур. Культура мультинуклеарной семьи носит интернациональный характер (см. приложение 1).
Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе.
К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного - культурного наследия [6;153].
Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ