Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;

2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;

3) составить программу деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;

4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ

1. 1 Современная российская семья как объект социальной работы……….….8

1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12

1.3 Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18

Выводы по первой главе…………………………………………………………...28



Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ



2.1 База практики и подготовка психолого – педагогической работы……....…29

2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ № 24 «Светлячок»………………………………………………………………………...33

2.3 Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43

Выводы по второй главе………………………………………………………..….50



Заключение………………………………………………………………..…...51

Список использованной литературы……………………...………..53

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)


11

 

Министерство образования республики Башкортостан

ГОУ СПО Белорецкий педагогический колледж

 

 

ПЦК Педагогика и Психологии

Допущен к защите

Председатель ПЦК

____________ Заворуева Т.И.

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

«Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

Студента 5 курса группы «Е» __________________ Янтусов Ф.Н.

Специальность 050711 Социальная педагогика

Руководитель _______________________________ Цыброва И.П.

Рецензент __________________________________

Оценка ___________________ Дата ____________

 

 

 

 

г. Белорецк - 2009 г.

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ

1. 1   Современная российская семья как объект социальной работы……….….8

1.2      Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12

1.3    Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18

Выводы по первой главе…………………………………………………………...28

 

Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ

 

2.1 База практики и  подготовка психолого – педагогической работы……....…29

2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях  ДОУ № 24  «Светлячок»………………………………………………………………………...33

2.3 Методические рекомендации  по организации деятельности  социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43

Выводы по второй главе………………………………………………………..….50

 

Заключение………………………………………………………………..…...51

Список использованной литературы……………………...………..53

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

 

Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.

Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.

Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный работник, педагог.

На сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй. Социальная работа  в области семьи – это новое направление социального педагога, работника с проблемами в обществе.

Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.

       Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение различных негативных влияний на ребенка в семье. В периодическом докладе о реализации РФ Конвенции о правах ребенка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в ней, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля должно быть включено требование знания Конвенции о правах ребенка.

       Проблемами семьи занимались исследователи такие, как В.Г.Бочарова, Г.А.Воронина, М.А.Галагузовой, М.П.Гурьянова, Н.Ю.Клименко, Ф.А.Мустаева, М.В.Шакурова, П.А.Шептенко и др. таким образом, важное значение для нашего исследования имели работы, рассматривающие различные аспекты социально-педагогической поддержки семьи, а именно: необходимость создания в стране института социальных педагогов, профессиональное становление социального педагога и социального работника (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульф, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, И.А. Липский, А.И. Ляшенко, А.В. Мудрик, В.А. Сластёнин, В.Д. Семёнов, Г.Н. Филонов, Е.И. Холостова, Т.Ф. Яркина и др.).

В настоящее время в имеющейся сегодня психолого-педагогической литературе деятельность социальных работников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке, рассматривается лишь в общем виде. В ней не редко усилия различных специалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи, предоставляются тождественными работе с семьёй.  Во многом такое упрощение обусловлено, с одной стороны не разработанностью психолого-педагогической теории социальной работы с семьёй, а с другой – не развитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё это закономерно порождает расширенное толкование самого понятия «социальная работа с семьёй», за которым в реальной практике не учитываются специфические социально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности как активной социальной системы.

       Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы данной выпускной квалификационной работы: «Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ».

Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.

Объектом  исследования  является  процесс работы социального педагога.

Предметом исследования является методы и средства социально  педагогической работы с семьей в ДОУ.

       В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс деятельности социального педагога с семьей в условиях ДОУ будет наиболее эффективным, если:

1) если своевременно будет выявляться неблагополучие семьи нуждающиеся в помощи и поддержки;

2) при взаимодействии семья и воспитанника будут использованы различные психолого-педагогические подходы: консультирование, беседы, тренинги;

3) если работа будет проводиться в индивидуальной и коллективной форме традиционной и нетрадиционной.

       В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;

2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;

3) составить программу  деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;

4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.

       При написании данной выпускной квалификационной работы мы использовали следующие методы исследования:

- Теоретические  (анализ литературы, контент-анализ архивной документации).

-   Эмпирические (диагностические методы и методики, а также занятия по различным программам).

- Социологический  (проведение анкетирования).

       База исследования  ДОУ №24 «Светлячок» г. Белорецк Республика Башкортостан.

      Новизна исследования, была сделана попытка систематизировать информацию об особенностях работы с социально педагогической семьей в условиях ДОУ, разработана программа; по формированию эффективных взаимоотношений в семье дошкольника.

       Теоретические основы: исследование опиралось на труды различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различные аспекты социально-педагогической работы с семьёй: становление и укрепление семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.); профессиональное становление социального работника (А.И. Ляшенко, А.М. Панов, В.А. Сластёнин, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро и др.); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К. Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).

       Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы  данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в деятельности социальных педагогов  в условиях МДОУ.

   Структура исследования: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе рассматривается теоретические аспекты деятельности социального педагога с семьей, современная российская семья как объект социальной работы, социальные проблемы семьи и причины их возникновения, технология работы социального работника с семьей в ДОУ.

Во второй главе мы описали результаты психолого - педагогической работы с семьей в условиях ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ.

 

1. 1. Современная российская семья как объект социальной работы.

 

       В данной главе мы рассмотрим направления деятельности  и основные задачи социального педагога с семье в условиях МДОУ.

Семья  есть  основанная  на  браке  или кровном родстве объединение людей,  связанных  общностью  быта и взаимной ответственностью.  Прежде всего,  следует  обратить  внимание на различие  понятий  "семья"  и  "брак".  Часто  первое  более  широкое понятие  сводят ко второму.  Но  семья - это не  только  супружеские  связи,  уходящие  в  глубь  времен на  несколько  поколений, но и  горизонтальные,  т.е.  отношения между  родителями,  детьми,  братьями,  сестрами,  и  другими родственниками.   В  тоже  время каждая  семья  создает собственную  культурную  среду  в  рамках  общей  культуры определенного  народа,  конфессии,  государства.  И  потому «войти в  семью» - означает  принять  и  усвоить  ее  суб­культуру.  Тех,  кто  не  признает  такой  порядок,  семья чаще  всего  отторгает.

Много  написано  о  «нуклеарной семье»,  знаменующей  сов­ременный  тип  семьи.  Само  название  происходит  от  слова «нуклон»,  что  на латинском  означает «ядро». Понятие «нуклеарная  семья» подразумевает  семью  с  одной  брачной парой  и  их  неженатыми  детьми  или  без  них.   Процесс урбанизации  значительно  модернизировал  семью. Зачастую взрослые  дети  и  их родители живут  в  разных  домах,  в разных  частях  одного  и  того же  города или  вообще  в разных городах [16; 31].

Меняется  само  представление  о  семье,  сегодня семья- это  не  только  люди,  живущие  под одной  крышей. Современная тенденция  во  внутрисемейной  политике - создание многоядерной,  а  если  придерживаться латинских  терминов, то  мультинуклеарной,  или  мультифамильной.   Такая  семья, как  и в  предшествующих  формах,  создает  собственную субкультуру,  но,  в  отличие от прежних форм  семьи,  они представляются  более  открытыми для  интегрирования разных культур.   Культура мультинуклеарной  семьи носит  интерна­циональный  характер (см. приложение 1). 

Если  объектом культуры  в  целом являются огромные массы  людей,  то  семейная культура обращена  к  отдельному человеку,  его  конкретной  личностной  судьбе.

К  основным  функциям  семьи  относятся:  поддержание биологической  непрерывности  благодаря  рождению детей  и обеспечению  биологического  существования   пищи,  жилища, одежды; создание культурной непрерывности,  передача  новым поколениям общественного - культурного наследия [6;153].

Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ