Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;

2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;

3) составить программу деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;

4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ

1. 1 Современная российская семья как объект социальной работы……….….8

1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12

1.3 Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18

Выводы по первой главе…………………………………………………………...28



Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ



2.1 База практики и подготовка психолого – педагогической работы……....…29

2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ № 24 «Светлячок»………………………………………………………………………...33

2.3 Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43

Выводы по второй главе………………………………………………………..….50



Заключение………………………………………………………………..…...51

Список использованной литературы……………………...………..53

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Данные таблицы 5 наглядно представлены в диаграмме 4.

 

Диаграмма 4.

 

       Анализ полученных данных позволил составить картотеку семей МДОУ (полный анализ микроклимата семьи, социальный паспорт семьи) и провести типологию семей для дальнейшей коррекционной работы.
Результатом исследования стала карта типов семей

       Всего 22 семьи , таким образом, из 86% благополучных семей 30% семей педагогически грамотные, 56% - позитивно ориентированные на воспитание детей; из 14% неблагополучных семей 10% педагогически несостоятельные, 4% - конфликтные.

       Кроме психологических исследований, включенных в методы, было проведено еще социологическое исследование семей в виде заочного опроса (анкетирования).                            

В ходе проведенной нами  диагностики семьи  нами получены следующие результаты:

1. Образование родителей детей составляет:  высшее – 24,6%; неполное высшее –14,2%;  среднее – 25,4%;

среднее специальное – 35,8%.

1.           Вторым пунктом была диагностика  семейного положения. По результатам диагностики мы пришли к выводам. что полная семья составляет 77%; неполная семья – 23%; из них вдовы – 5%;  разведенные –10.

Диагностика занятости в народном хозяйстве родителей составила бюджетная сфера – 41,1%;  коммерческая сфера – 43,5%;  совмещение бюджетной и коммерческой – 6,1%;  безработные – 9,3%.

       Нами была проведена диагностика социального статуса родителей, в ходе, которой мы выявили, что  предприниматели  составляют 11,7%; служащие – 20,8%; рабочие – 29,8%;  интеллигенция – 26%; гетерогенные семьи – 11,7%.

       Результаты диагностики длительность брака показали, что до 5 лет – 40,7%;  от 5 до 10 лет – 37,2%;  от 10 до 15 лет – 12,4%;

более 15 лет – 9,7%.

По количеству детей в семье было выявлено:

1 ребенок – 66%; 2 ребенка – 25,5%; многодетные – 8,5%.

       Таким образом, в ходе поэтапного диагностического изучения взаимоотношений детей и родителей в семье с помощью приведенных методик, мы получили возможность наметить пути их эффективности на основании дифференцированного и индивидуального подхода к родителям.

Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

       Основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Межличностные отношения рассматривались и оценивались в основном количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности). Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки. Субъективней образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные особенности других людей оставались за рамками данного исследования.

  Далее мы приступили к реализации следующего блока нашей программы для формирования у детей представления о семье и своём месте в ней было проведено занятие под названием «Семья».

На первом этапе детям  мы предложили выполнить следующее задание: выбрать нарисованный домик и заселиться в нём. Дети  с интересом выполнили его.      Ксения Б., Света О., Наташа Д., выбрали красочные, яркие домики – это говорит о жизнерадостном восприятии мира. Василий Т., Радмир С. выбрали дома серого и темного цвета – это говорит о каком – либо благополучии в семье.

    Далее дети дали характеристику своим мамам. На вопрос: «За что вы любите маму?» - Дети ответили: «За то, что покупают игрушки, конфеты, готовит обед, стирает.». Мальчики  отметили, за то, что читает книги, рассказывает сказки, отводит в детский сад.

На вопрос: «Какая она?» все дети ответили: «Хорошая, добрая,ласковая.»

Далее дети поселили маму в домик, кто- на верхний этаж, кто- рядом с собой. Это показывает на различные взаимоотношения с мамами.

      На  следующем этапе выяснили, за что любят дети своих пап . Наташа Д., Даша Е., Григорий Л.Алина Ф. – за то, что катает на машине, Венера М.  и Александра А. за то, что учит ездить на велосипеде. И тоже поселили папу в домик, результаты оказались разными, мы выяснили, что у многих хорошие отношения с папами . Интересным было «расселение» в домике братьев, сестер и бабушек, дедушек. Почти все дети расположили старших рядом, а с младшими не все пожелали жить вместе.

В заключении занятия детям была предложена пальчиковая игра «Семья», в которой каждому пальцу отводилась своя роль. Все дети с удовольствием  продемонстрировали, как дружно живут пальчики, то есть они сами в своей семье.

Следующим этапом нашей работы было проведение занятия «Кто я такой?». Мы выяснили, что все дети знают полное имя, отчество, фамилию, адрес, домашний телефон, страну, родной язык и сведения о родителях. В ходе беседы о солдате, который потерял память после ранения, дети с сочуствием отнеслись к переживаниям родных и поняли, насколько необходимо знать, все сведения о себе, чтобы не потеряться в жизни и не доставить личных тревог родственникам. Далее мы предложили рассмотреть семейные альбомы, которые они принесли на занятие. Во время просмотра мы провели беседу о тех, кто изображён на фотографии. Ребята с большим удовольствием рассматривали и рассказывали о родителях, братьях, сёстрах, бабушках и дедушках, где работают, чем любят заниматься. В заключении мы выяснили то, что дети с любовью относятся к родным, осознавая и свою значимость для них.

«О моём любимом папе» - так называлось следующее занятие, в начале которого мы выяснили, какие характеристики дают папам дети. Почти все отметили такие качества, как мужество, доброту, весёлый характер, что все папы умеют что то мастерить, пилить, рубить, строгать. С папой интересно играть в футбол, кататься на коньках и велосипеде. Дети показали хорошее отношение к папе, когда рассказывали о них. После проведения физкультминутки в форме игры «Имитация» мы выяснили, что дети знают как выполняются некоторые виды мужской работы.

  Интересно, увлекательно прошла игра «Позвони своему папе», когда дети угадывали голоса своих пап  на аудиокассете. В заключении дети поделились личным опытом общения с папой в разных ситуациях своей жизни. Данное  занятие показало то, как дети относятся к близким людям.

Далее наша работа заключалась в проведении занятия «Мамин портрет», необходимо было помочь детям почувствовать, какое это счастье жить в семье, сформировать у детей позитивное представление о семье, о своём месте в ней.

Детям предложили составить портрет своей мамы, включая в него  основные представления о ней- что любит делать, что её больше всего радует и расстраивает, чему она может и хочет научить, что дарят ей на день рождения и она им. В ходе проведения мы выяснили, как дети помогают маме, как сочувствуют ей, когда она болеет, как успокаивают её. В  конце провели игру «Кто поможет маме, где дети определили, какие негативные ситуации могут расстроить любимую маму и выразили большую благодарность ей за то, что она всегда найдёт выход из любой ситуации.

Завершающим этапом реализации нашей программы было собрание - праздник, объединившее родителей и детей «Мы  спортивные друзья, дети, взрослые и я». Разделившись  на две команды «Сороконожки» - дети и «Черепахи» - родители, участники с большим воодушевлением и верой в победу, выполняли предлагаемые задания. Это очень хорошо воздействовало на настроение детей, когда они видели, как родители старались сделать всё без нарушений. Всегда всем помогала взаимовыручка.  В итоге победила дружба и все участники остались довольны. А  мы выяснили, каковы отношения в семьях между взрослыми и детьми.

Таким образом, после реализации программы получили результаты:

- Дети и родители почти во всех семьях стремятся к взаимопониманию, даже неблагополучие в семье  сглаживается, если отношения между всеми её членами очень тёплые, дружеские, основанные на взаимопомощи.

- Весь воспитательный процесс в МДОУ должен происходить с учетом психологических и возрастных особенностей  детей.

- На наш взгляд социально – педагогическая деятельность в МДОУ №24 ведется многогранно, в коллективе поддерживается здоровый климат, сложились позитивные отношения с родителями.

В конце нашего исследования мы выяснили, что задачами социального педагога в ДОУ являются:

1.          Создание в коллективе;

2.          Гуманизация межличностных отношений;

3.          Содействие реализации способностей каждого ребенка;

4.          Защита интересов личности ребенка;

5.          Организация досуга, включение в социально полезную деятельность;

6.          Поддержка постоянной связи с семьями дошкольников;

7.          Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;

8.          Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;

9.          Содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.

  Мы как будущие социальные педагоги во время практики, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями, координировали работу педагогического коллектива с детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой; периодически старались информировать педагогический коллектив ДОУ о психологическом климате который должен складываться в группах, о возможных путях оказания помощи семье.

       Дошкольник не знает социальных норм поведения, поэтому мы совместно с социальным педагогом, осуществляя социальную защиту, давали воспитанникам знания об их правах, а родителям -о социальных гарантиях.

      Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Мы  знакомили родителей с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также во время проведения занятий по программе формировали у детей нравственные чувства и привычки; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д., советовали родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении.

       Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.

    Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.

        Формы работы нас и социального педагога с родителями были разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Велась эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

       Мы наблюдали индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организовывались общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи.
Общаясь с родителями индивидуально, мы получили возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

        Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате это поможет дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

              Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывали о тех огорчениях, которые порой были в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

       На наш взгляд, особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть — в зависимости от условий — самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту. Мы создали баннер, на котором поместили разделы:

«О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились делать. 
«Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания.

«Чем мы сегодня занимались» кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы.

       На наш взгляд, проведенные нами мероприятия помогли правильно организовать и улучшить деятельность социального педагога в условиях МДОУ, сделать общение между детьми, родителями и МДОУ более продуктивным и эффективным.

 

Выводы по второй главе:

 

       Рассмотрев практическую деятельность социального педагога в условиях МДОУ, а именно проведя диагностику семьи в МДОУ, мы пришли к следующим выводам:     

1) Мы провели диагностику семьи в МДОУ № 24 «Светлячок». Объектом диагностики выступили дети от 5-7 лет.   При проведении диагностики семьи нами был использован набор соответствующих методик: проективная методика Хаментаускаса, «Кинетический рисунок семьи» (КРС), анализ семейных взаимоотношений (АСВ), опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина, измерение родительских установок и реакций (РАКУ) Е. Шеффера, анкета «Социальный статус и состав семей».

2) В ходе диагностики нами были получены следующие результаты:
наиболее благополучные семьи - 21,7%, семьи, которые вызывают беспокойство, так как в эмоциональном состоянии и микроклимате семьи, наблюдаются тревожность и наличие конфликтности - 39,5 %,семьи, где явно выявлено неблагополучие - 38.8 %.

Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ