Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель - выявить особенности работы социального педагога в детском саду по поддержки семьи в ДОУ.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой нами решались следующие актуальные задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы рассмотреть и исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по социальным проблемам семьи и причин их возникновения;

2) определить направления деятельности и технологии социального педагога в условиях ДОУ;

3) составить программу деятельности социального педагога по успешному взаимодействию с семьей в условиях ДОУ;

4) разработать ряд рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога в условиях ДОУ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ

1. 1 Современная российская семья как объект социальной работы……….….8

1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения……………..12

1.3 Технология работы социального работника с семьей в ДОУ…….……….18

Выводы по первой главе…………………………………………………………...28



Глава 2. Практическая деятельность социального педагога в условиях МДОУ



2.1 База практики и подготовка психолого – педагогической работы……....…29

2.2 Организация психолого – педагогической работы в условиях ДОУ № 24 «Светлячок»………………………………………………………………………...33

2.3 Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога в условиях МДОУ………………………………………………………..43

Выводы по второй главе………………………………………………………..….50



Заключение………………………………………………………………..…...51

Список использованной литературы……………………...………..53

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Знаменитую  гамлетовскую фразу: «Распалась связь времен!» можно читать как крик души о распавшейся семье.

Все  семейные  функции,  собственно  говоря,  сводятся  к  одной: обеспечение  связи  времен,  создание  условий для  непрерывного, точнее,  прерывно - непрерывного  развития  человечества. Благодаря  реализации  семейных функций,  исторический  поток, постоянно  эволюционизируя,  сохраняет  свой  социальный, биологический  и  культурный  смысл.

В  своем  единстве  перечисленные функции  представляют систему  семейных отношений,  возникновение  в  этой  системе дисфункции,  т.е.  рассогласования  в  их  взаимодействии  как целого,  приводит  систему  в  аномальное  состояние. Игнорирование,  а  порой  и  полный  отказ  семьи  по  тем или иным  причинам  от  выполнения  какой-либо функции  дестабили­зирует  семейный  образ  жизни,  возникает  угроза  ее  распа­да.   Семьи,  социальное  функционирование  которых  по субъективным  или  объективным  причинам  затруднено,  харак­теризуются  как  семьи  социального  риска [6; 201].

Растет  число  одиноких  матерей  и  их детей.   Так, если  в  2007  году доля  детей,  родившихся в  России у женщин,  не  состоящих  в  зарегистрированном браке,  соста­вляла 18%,  то  в  2008  году  она  превысила  25%.   Значит, ежегодно  каждый  четвертый - пятый  новорожденный  становится ребенком из  неполной  семьи,  относимой обычно  к семье риска.

Ежегодно,  по  данным Госкомстата,  распадается  500-600 тысяч  браков,  также  образуя  неполные  семьи,  и  почти столько  же  детей  в  возрасте  до 18 лет  становятся детьми семей  риска [9; 34-35].

Катастрофические  размеры  приняло  социальное  сиротство несовершеннолетних,  жестокое  с  ними  обращение.   По данным социологических  исследований,  от  2  до  4 млн.  безнадзорных детей  заняты  попрошайничеством,  ниществованием.

Давно  стала  тривиальной  фраза: «семья- ячейка  общества». Этим аксиоматичным  определением  обозначены  роль  и место семьи  в  обществе,  неразрывная  связь  процессов,  происходящих в  обществе  и  его  социальном  институте-семье. Экономический кризис  общества оборачивается  материальными  проблемами  для миллионов малообеспеченных семей.

Социальная  работа  призвана  смягчать  эти  тяготы, помочь  тем,  кто  самостоятельно  не  в  состоянии  справиться с  навалившимся  кризисом.   Главный  и  основной  государствен­ный  организатор  этой  работы -Федеральное  Министерство  труда и  социального  развития и  его  региональные  субструктуры.

Рассмотрим технологию   социальной  работы с семьей:

1.  для  преодоления  низкого  уровня  занятости  трудовых ресурсов  создаются  комплексные  региональные  программы по  созданию  и сохранению  рабочих  мест,  проводится профессиональное  обучение  новым,  дефицитным профессиям и  повышение  квалификации людей,  оставшихся  без  работы;

2.  контролируется  своевременность  выплаты  заработной  платы в  организациях  различных  форм  собственности.   Такой контроль  осуществляет  государственная  инспекция  труда;

3.  выплачиваются  государственные  пособия  на детей,  в первую  очередь  такие  пособия  получают  малообеспеченные семьи,  этим детям  выделяются  путевки  для  летнего оздоровления;

4.  особое  внимание  уделяется  детям-инвалидам,  для  них отроются детские дома-интернаты,  оснащенные  современным специальном  оборудованием;

5.  нуждающимся  гражданам  оказывают  финансовую    и натуральную  помощь в  виде  бесплатного  или льготного  горячего питания,  предоставления  бесплатных  или  по  льготным ценам  продуктовых  наборов,  обеспечения  на  зиму топли­вом  и  др.;

6.  оказание  психологической  помощи  конфликтным  семьям.

Бессмысленно  отрицать,  что  современная  семья во  всем мире  испытывает  глубочайший  кризис.   Это  далеко  не  пер­вый  кризис.   В  России  он  уже  второй,  первый пришелся  на  20-30  годы - это  был кризис  традицион­ной  семьи,  обусловленный  модернизацией  общества,  но  в большей  степени  спровоцированный  политикой  коммунистического государства.

Основными  причинами  нынешнего  кризиса  оказались обве­тшалость  и  беспомощность  пришедшего  в  полную  негодность господствующего  строя  и  декларируемых  им  нравственных ориентиров,  резкий  переход  к  новым  системам  общественных и личных  отношений. И  все  же  новый  кризис,  как  и  все предыдущие,  не  ведет  к  отмиранию  института  семьи. Не  случайно  все  социологические  опросы  свидетельствуют  о том,  что  семья  признается  высшей  человеческой  ценностью. Как  писал  еще  Платон:  «Каждый  из  нас - это  половина человека»,  поэтому  семья  есть  обретение  целостности.

В  теоретическом  плане  все еще  слабо  разработана проблема  сущности  семьи  отказавшись  от  ходульных  построений типа: «социалистический  образ  жизни»; «семья  социалисти­ческого  общества»  и  т.п., наука  о  семье  освободилась от  псевдонаучных  построений.   Но  необходим  следующий  шаг - объяснение новых реалий в  судьбе  семьи,  что  пока  остав­ляет  желать  лучшего.   Сущность  должна  объяснять  внутрен­нее  глубинное  содержание  объекта, выражающееся  в  единстве всех  его  сторон. Постижение  сущности  семьи,  всех  аспе­ктов  ее  изучения - демографического,  юридического,  экономи­ческого, социального, медицинского, сексуального, психоло­гического  и  др. Т.е.  охватывание  объекта  в  его  целост­ности  представляет  главную  цель  семьеведения – науки, стремящейся  постигнуть  сущность  семьи.

Важно  понять,  что  сущность  любого  объекта не есть  раз  и  навсегда  застывшая  данность,  она  находится в  постоянном  движении  и  видоизменениях.   Это  же  относит­ся  и к  сущности семьи; несмотря  на  то,  что  семья - одно из  наиболее  стабильных  явлений,  она  модифицируется  и  са­ма  по  себе,  и  под  влиянием  процессов,  происходящих  во всех других  социальных  институтах.   Семейные  часы,  отсчи­тывая домашнее  время,  отсчитывают  и  время  всей  планеты.   Следовательно,  теоретические  положения  о  сущности  семьи должны  подвергаться  постоянному  обновлению  в  контексте изучения  многообразия  социальных  проблем.

 

 

1.2. Социальные проблемы семьи и причины их возникновения

 

 

       Семья  во  все времена постоянно находилась  в центре внимания  передовой  общественной  мысли, прогрессивных  полити­ческих деятелей и ученых,  начиная  от  древних философов и кончая  современными  реформаторами.   И  это  неудивительно. Семья  представляет  собой  систему  социального  функционирования человека,  меняется  не  только  под  воздействием  социально политических условий,  но и  в  силу внутренних  процессов своего  развития.   Вот  почему  она является  одной  из  важных сфер  и  одним  из  главных  объектов  социальной  работы. Изменяются  виды  семейных отношений,  иными  становятся  сис­тема власти  и  подчинения  в  семейной  жизни,  роли и функцио­нальная  зависимость  супругов,  положение  детей,   многие ученые  характеризуют  нынешнее  состояние  семьи как  кризисное. Это  обусловлено  объективными  процессами  изменения  брачно-семейных  отношений  во  всех  экономически  развитых  странах, и  особенно  в  Европе,  в  сторону  автономизации  семьи, что  неизбежно  повлекло  за  собой  снижение  рождаемости, рост  числа  разводов  и  увеличение  числа  одиноких людей.

 

              Признание приоритета семейного воспитания требует совершен­
но иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна
этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаи­модействие».             

              Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не при­надлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

              Взаимодействие представляет собой способ организации совмест­ной деятельности, которая осуществляется на основании социаль­ной перцепции и с помощью общения.

              Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости
обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит про­
явлению истинных отношений.

Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления
одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

              Главный момент в контексте «семья—дошкольное учреждение» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспита­ния ребенка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.

       Для эффективного взаимодействия с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, стать основой для профессионального взаимодействия.

       Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка в дошкольном возрасте и зачастую неумение родителей правильно воспитывать свое дитя является одной из причин возникновения жестокости. На первый взгляд эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания зачастую лежат гораздо глубже – в родительских мотивах (иметь в своем распоряжении объект для манипулирования; бессознательная потребность перенести на малыша унижение, которому подверглись когда-то сами; страх и неприятие каких-то проявлений в своих детях, потому что это слишком напоминает себя, причем не с лучшей стороны; потребность найти выход для подавленных чувств и др.), причина может быть в сложившейся системе взаимоотношений в семье.

       Как ни прискорбно звучит, но маме может быть «выгоден» больной ребенок, чтобы удержать в семье мужа, бабушке может быть «выгоден» нервный ребенок, чтобы доказать дочери, что как мать она ни на что не годна и без неё, бабушки, все пропадут; папа может быть заинтересован (бессознательно) в неуспехах ребенка, чтобы иметь оправдание своим запоям: ему так тяжело, жена воспитала такого плохого сына (дочь), все кругом виноваты, и так далее. Учет этих сложнейших механизмов функционирования семьи осуществляется с помощью системного подхода.

Системный подход формирует объемный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность нарушения, на его комплексность. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может.

       Семья, как любая система, является самоорганизующейся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде правил, норм. Например, в глазах воспитателя, психолога семья может выглядеть благополучной, но на самом деле испытывать огромные трудности, которые до поры до времени скрывает от не слишком внимательных и наблюдательных глаз; семья может создать о себе любой миф (для окружающих), чтобы сохранить иллюзию целостности, от которого страдают сами члены семьи, особенно - дети.

       Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет новые требования всем членам семьи. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидаются совсем другое поведение. Разными будут требования к ребенку-дошкольнику и ребенку-первокласснику как со стороны членов семьи, так и со стороны общества. Если семья не справляется, возникает риск её дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной, то есть не справляющейся со своими функциями. Обычно подобная семья попадает в поле зрения специалистов.

       Системный подход означает, что семья - не просто сумма её членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая аналогия может лучше иллюстрировать это положение: ингредиенты для супа - не то же самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образуют суп как нечто особое, самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь, капуста и бульон.

       Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников. Ни один человек не является абсолютно автономным в семье. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы и одновременно само объясняется их влиянием.

       Благодаря системному подходу специалисты научились помогать изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистичными, агрессивными и обучать членов семьи ответственности за свои слова, поступки.

       Итак, кратко резюмируем сказанное.

   Семья - это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы (например, хроническая болезнь ребенка влияет на других членов семьи и их отношения друг с другом и с ребенком).

   Проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем,  ребенка или мамы, имеет разные причины. Важно увидеть причины, ведущие к усилению или ослаблению проблемного поведения. Например, ребенок ведет себя «ужасно», потому, что мама с папой все время ссорятся, а ребенок своим поведением пытается объединить их «против себя», тем самым, сохраняя семью.

   Циркулярности процессов в семье. Если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности. Например, девочка 4,5 лет отказывается ходить в сад, просится к бабушке, которая её жалеет, кормит вкусно и т.п. Повторяется постоянно в ситуациях ссоры бабушки и мамы.

Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьей в условиях ДОУ