Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывания предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта[18].

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 90.22 Кб (Скачать файл)

           Страдает также и целостность восприятия. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой либо его части, сами образы предметов в  представлении детей не достаточно точны и само количество образов – представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми[5].

           Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Например, если нормально развивающемуся ребенку показать на экране три произвольно расположенные точки, он сразу же непроизвольно воспримет их как вершины воображаемого треугольника. При задержке психического развития формирование подобного единого образа требует большего времени. Эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего – то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картинки[4].

Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедления процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы не видимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

             Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом,  наличие по соседству других аналогичных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии)[17].

             А. Н. Цимбалюк считает, что детям с задержкой психического развития свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». Данная особенность обусловливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в: ограниченном объеме анализа; преобладание анализа над синтезом; смешении существенных и не существенных признаков; преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов; редком использовании обобщенных терминов, понятий.

         У детей с задержкой психического развития отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятии они не использовали (зрительный, тактильный или  слуховой). Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью[17].

           З. М. Дунаева, исследуя процесс пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, пришла к выводу о том, что у данной категории детей грубо нарушена ориентировка в пространстве. Это в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании графических навыков письма и чтения.

       С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия[19].

По данным Л. И. Переслени, динамики времени и реакции выбора на тактильные сигналы у детей с задержкой психического развития с 8 до 13 лет свидетельствует о постепенном приближении скорости их восприятия к наблюдаемой у нормально развивающихся сверстников.

         Недостатки зрительного зрительного и слухового восприятии у детей, относимых нами к задержке психического развития, отмечаются и зарубежными авторами, такими как, В. Крукшанк; М. Фростиг; С. Куртис и др.

          Рассмотренные недостатки восприятия могут преодолеваться путем специальных коррекционных занятий, которые должны включать развитие ориентировочной деятельности, формирования перцептивных операций, активное оречевление  процесса восприятия и осмысления образов[17].

    Таким образом, у детей с задержкой психического  развития отмечаться такие особенности  восприятия как, замедленность восприятия  и переработки информации; снижение  активности восприятия; недостаточная  полнота и точность восприятия; недостаточная целенаправленность; низкий уровень аналитического  восприятия; нарушена зрительно-моторно  координация; материал ребенком с задержкой психического развития воспринимается поверхностно.

         

 

 

 

 

 

 

        

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

  2.1  Организация и проведение исследования  восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Эмпирическое исследование  проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  детском саде комбинированного вида № 67 г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании принимало участие 14 детей (возраст шесть-семь лет), из которых семеро детей с задержкой психического развития, а семеро  детей с нормальным интеллектуальным развитием (см. Приложение 1).

Целью нашего исследования является изучить особенности восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития

Нами были использованы следующие методики: «Опознание наложенных изображений», «Опознание незаконченных изображений» и «Посмотри и узнай»[8].

Исследование методики «Опознание наложенных изображений» позволило выявить степень дифференциации восприятия. Детям предъявляли бланк с наложенными изображениями и  предлагали назвать эти изображения. При ошибках ребенку сначала оказывали помощь, а затем предлагали обвести контур. При неправильном обведении контура, исследователь выполнял задание сам, чтобы помочь ребенку выработать стратегию опознания. При выполнении детьми задания предлагалась инструкция: «Назови предметы, которые здесь изображены».

Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Опознание наложенных изображений» представлено в таблице 1.

 

Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Опознание наложенных изображений».

Таблица 1

Уровень развития восприятия

Количество названных изображений

Высокий уровень восприятия

От 11 до 15 изображений

Средний уровень восприятия

От семи до 10 изображений

Ниже среднего уровень восприятия

От пяти до шести изображений

Низкий уровень восприятия

Менее пяти изображений


 

При выполнении методики «Опознание незаконченных изображений» необходимо было выявить уровень восприятия. Использовался бланк с незаконченными изображениями. Детям предъявляли незаконченные изображения и предлагали их назвать. Предлагалась  инструкция: «Назови, что здесь должно быть нарисовано».

Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений» представлено в таблице 2.

 

Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений».

                                                                                                                   Таблица 2

Уровень развития восприятия

Количество названных изображений

Высокий уровень развития восприятия

От 10 до 12 изображений

Средний уровень развития восприятия

От семи до девяти изображений

Ниже среднего уровень развития восприятия

От пяти до шести изображений

Низкий уровень развития восприятия

Менее пяти изображений


 

При выполнении методики «Посмотри и узнай» необходимо было выявить уровень развития восприятия. Ребенку предлагался бланк с пунктирным изображением знакомых предметов. К данной методике прилагалась инструкция: «Посмотри внимательно на предметы,  которые тут изображены и назови мне их».

Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Посмотри и узнай» представлено в таблице 3.

 

Критерии оценки развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста при выполнении методики «Посмотри и узнай».

Таблица 3

Уровень развития восприятия

Количество названных изображений

Высокий уровень развития восприятия

Названы все шесть изображений

Средний уровень развития восприятия

Названы от четырех до пяти изображений

Ниже среднего уровень развития восприятия

Названы только три изображения

Низкий уровень развития восприятия

Названо до двух изображений


 

 

 

Критерии уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень:   ребенок внимательно  слушает исследователя, активно берется за работу. При выполнении работы допускает некоторые ошибки, но не значительные.

Средний уровень: ребенок достаточно внимательно слушает исследователя, практически не отвлекается. Берется за выполнение задания, уже присутствуют некие подсказки. Аналогично допускает ошибки.

Уровень ниже среднего: на данном уровне ребенок уже не настолько внимателен, как на среднем уровне, чаще отвлекается, делает гораздо больше ошибок.

Низкий уровень: Ребенок вообще не заинтересован в задании, очень много отвлекается, не обращает внимание на замечания исследователя, допускает очень много ошибок.

          Таким образом, учитывая данные  критерии и описание  предложенных  методик, мы провели исследование  восприятия у детей старшего  дошкольного возраста с задержкой  психического развития и у  детей с нормальным интеллектуальным развитием.

2.2 Анализ результатов  исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рассмотрим результаты, полученные с помощью проведения  методики «Опознание наложенных изображений» детьми старшего дошкольного возраста  с задержкой психического развития, они предложены в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития при выполнении методики «Опознание наложенных изображений».

 

             Таблица 4 

Список детей

Количество изображений, которые нужно назвать

Количество названных изображений

Уровень развития восприятия

Даниил А.

15

Семь

Средний уровень развития восприятия

Дмитрий С.

15

Пять

Ниже среднего уровень развития восприятия

Алина И.

15

Три

Низкий уровень развития восприятия

Паша О.

15

Пять

Ниже среднего уровень развития восприятия

Денис Б.

15

Четыре

Низкий уровень развития восприятия

Максим С.

15

Пять

Ниже среднего уровень развития восприятия

Ярослав П.

15

Шесть

Ниже среднего уровень восприятия


 

Проведенная методика «Опознание наложенных изображений» среди детей с задержкой психического развития показала следующее: 14% детей  выполнили методику на среднем уровне развития восприятия. Рассмотрим данные Даниила А. (шесть лет три месяца), при заполнении бланка ответов испытуемый практически не отвлекался, был сосредоточен на выполнении данного задания, однако в процессе работы им все ровно были допущены ошибки. 57%  детей с задержкой психического развития  выполнили задание на уровне ниже среднего. К примеру, Ярослав П. (шесть лет четыре месяца) и Паша О. (шесть лет восемь месяцев). При выполнении задания время от времени отвлекались,  имели место замечания исследователя, его просьбы продолжить работу, допускали намного больше ошибок.  На низком уровне развития восприятия выполнили данную методику  28% детей,  Алина И. (шесть лет восемь месяцев)  выполняя методику, не была заинтересована в выполнении задания, при выслушивании исследователя часто отвлекалась, допускала ошибки. Высокий уровень развития восприятия среди детей с задержкой психического развития  при выполнении методики «Опознание наложенных изображений» не был выявлен.

Информация о работе Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития