Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывания предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта[18].

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 90.22 Кб (Скачать файл)

Соотношение показателей в процентах при выполнении методики «Посмотри и узнай» детьми старшего дошкольного возраста отображены на рисунке 3.

 

  

 Рис.3. Соотношение показателей  при выполнении методики «Посмотри и узнай» детьми старшего дошкольного возраста.

 

Таким образом, обработав результаты, полученные в ходе проведения методик «Опознание наложенных изображений», «Опознание незаконченных изображений» и «Посмотри и узнай» среди детей старшего дошкольного возраста как с задержкой психического развития, как и с нормальным интеллектуальным развитием можно говорить о том, что итоговые показатели каждой группы детей значительно отличаются. Так у детей с задержкой психического развития была выявлена замедленность восприятия и переработки информации; снижение активности восприятия; недостаточная полнота и точность восприятия; материал ребенком с задержкой психического развития воспринимается поверхностно. В то время как  у детей с нормальным интеллектуальным развитием в ходе проведения методик был выявлен высокий уровень развития восприятия.

2.3 Рекомендации  по развитию восприятия  у детей  старшего дошкольного возраста.

Рассмотренные недостатки восприятия у детей старшего дошкольного возраста могут преодолеваться путем специальных коррекционных занятий, которые должны включать развитие ориентировочной деятельности, формирование перцептивных операций, активное оречевление процесса восприятия и осмысление образов.

С возрастом восприятие детей  совершенствуется, и это проявляется как в качественных его характеристиках, прежде всего в полноте восприятия объектов,  так и в количественных показателях, к которым относятся скорость восприятия, динамика которой в пределах от семи до 13 лет прослежена Л.И Переслени и П.Б Шошиным (1984). Однако эти исследования не дают достаточных оснований для того, чтобы считать возможным полное достижение к концу школьного обучения показателей, которые соответствовали нормальному развитию.

Вместе с тем, несомненно, в процессе обучения и развития у детей формируется и совершенствуется перцептивные операции, целенаправленное восприятия (наблюдение), развиваются образы – представления.

Игры, включенные в этот раздел, помогают ребенку получить целостное представление о предмете, знакомят с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре. Надо стараться не отвлекать детей посторонними вопросами или громкими разговорами.

Данные рекомендации помогут родителям и педагогам в процессе обучения и развития детей с задержкой психического развития.

Упражнения.

Игра «Какой мяч больше».

Цель: формирование понятий «большой», «маленький».

Форма проведения: Индивидуальная.

Материал: большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры: Взрослый стоит на расстоянии 3-5 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленькие мячи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» - это или «маленький» мяч.

Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже самый маленький мяч.

Игра «Какой это формы».

Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусинок одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен два см., сторона квадратной бусины – два см. Тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.

Ход игры: Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит ребенка сделать их бусинок украшения.

Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик.

В конце занятия ребенок показывает кукле какие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.

Игра «Круг, квадрат».

 Цель: научить ребенка  различать предметы по форме.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры: Взрослый показывает пять кругов и пять квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки:

«вот такая – это квадрат, и такая – это круг».

Показав квадраты говорит, что будет класть их в одну сторону ,а другие фигурки в другую сторону.

Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?» накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые.

Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры.

Игра «Поручения».

Цель: обучение ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества; развитие слухового восприятия, совершенствования понимания речи.

Форма проведения: индивидуальная.

Материалы: большая и маленькие собачки, машинка, красный и синие мячи, большая и маленькие чашки, матрешка.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания: большую собаку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка «рычит» или отворачивается, показывая свое неудовольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки); Поставь матрешку рядом с кранным мячиком; маленькой собачке подари синий мячик; попляши вместе с куклой; возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; большую собаку посади рядом с маленькой.

В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребенка: «где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т.д. Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов «посадить, поставить, положить».

Игра «Елочки и грибочки».

Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: коробка с мозаикой, в которой лежит десять элементов зеленого цвета, десять кранного и по пять штук белого, желтого и синего цвета.

Ход игры: Взрослый, показывая детям мозаику, поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает у себя на панели елочку. Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, взрослый читает:

Елочки нарядные стали все в рядок,

И за каждой елочкой красненький грибок!

Затем ребенок продолжает выкладывать ряд елочек и грибков и работает с мозаикой самостоятельно.

Если ребенок ошибается, взрослый спрашивает: «Проверь, у тебя все правильно? Посмотри внимательно! » Некоторые дети могут разместить правильно две три пары элементов и начинают ошибаться.

Если ребенку трудно выполнять задание самостоятельно, взрослый диктует ему последовательность элементов.

Заключение.

Эмпирическое исследование  проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  детском саде комбинированного вида № 67 г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании принимало участие 14 детей (возраст шесть-семь лет), из которых семеро детей с задержкой психического развития, а семеро  детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Целью нашего исследования является изучить особенности восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития

Нами были использованы следующие методики: «Опознание наложенных изображений», «Опознание незаконченных изображений» и «Посмотри и узнай».    

 Гипотезой нашего исследования служило то, что   у детей старшего  дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются следующие особенности восприятия, а именно:  значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, низкая скорость осуществления перцептивных  операций и недостаточная сформированость образов – представлений – их нечеткость и неполнота.

После проведения исследования результатов было выявлено, что у детей с задержкой психического развития уровень продуктивности и устойчивости восприятия, в основном достиг ниже среднего уровня развития. Также было выявлено, что у данных детей уровень восприятия  обусловлен нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность.  Восприятие у этих детей имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.

Таки образом, данная гипотеза нашего эмпирического исследования была подтверждена.

 

Библиографический список

  1. Богословский В.В. Общая психология : Учебное пособие. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 1981. – 383с.
  2. 18. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей - М., Владос, 2003 (переиздана в 2008).
  3. Винник М.О. Задержка психического развития: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 154с.
  4. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.
  5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175с.
  6. Дефектологический словарь. – М.: Педагогика, 1970. – 503с.
  7. Дефектология: словарь – справочник / Б.П.Пузанова. – М.: ТЦ Сфера,2005. – 208с. – (учебное пособие)
  8. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: материал для самостоятельной работы студентов. – М.: В.Секачев, 2001. – 80с.
  9. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. Материалы для психолого педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классов школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144с.
  10.   Забрамная С.Д. Ваш ребенок учиться во вспомогательной школе: рабочая книга родителей. –М.: Педагогика, 1990. – 56с.
  11.   Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей и учителей. – М.: Новая школа, 2000. – 160с.
  12.   Исаева Т.Н., Забрамная С.Д. Изучаем обучая: Дети с ограниченными возможностями: Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью . - М., Сфера, 2007.
  13.     Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учебное пособие. – М.: Академия,2003. – 480с.
  14.   Лубовский В.И. Специальная психология : Учебное пособие. – 5-е издание. – М.: Академия, 2007. – 464с.
  15.   Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 7-е издание. – М.: Академия, 2007. – 400с.
  16.   Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс,2006. – 381с.
  17.   Новотворцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь: Учебное пособие. – 4-е издание. – СПб.: КАРО,2006. – 144с.
  18.   Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448с. 
  19.   Основы специальной психологии : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
  20.   Паваляева М.А. Коррекционная педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 352с.
  21.   Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. - № 3.
  22.   Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие. – Ярославль : Академия развития, 1999. – 144с.
  23.   Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 671с.
  24.   Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющего развития : Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320с.

Приложение

Приложение 1

Список детей

Возраст

Заключение ПМПК

Даниил А.

6 лет 3 мес.

ЗПР

Дмитрий С.

6 лет 9 мес.

ЗПР

Алина И.

6 лет 8 мес.

ЗПР

Паша О.

6 лет 8 мес.

ЗПР

Денис Б.

6 лет 5 мес.

ЗПР

Максим С.

6 лет 6 мес.

ЗПР

Ярослав П.

6 лет 4 мес.

ЗПР

Мария М.

6 лет 2 мес.

Норма

Вова А.

6 лет 11 мес.

Норма

Олег О.

6 лет 10 мес.

Норма

Оксана П.

6 лет 10 мес.

Норма

Даша А.

6 лет 5 мес.

Норма

Ольга А.

6 лет 8 мес.

Норма

Миша М.

6 лет 8 мес.

Норма



 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

    

 

 

 

    

   

 


Информация о работе Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития