Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывания предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта[18].

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 90.22 Кб (Скачать файл)

Итоги выполнения методики «Опознание наложенных изображений» детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием представлены в таблице 5.

 

Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием при выполнении методики «Опознание наложенных изображений».

 

Таблица 5

Список детей

Количество изображений, которые нужно назвать

Количество названных изображений

Уровень развития восприятия

Мария М.

15

Восемь

Средний уровень развития восприятия

Вова А.

15

Шесть

Ниже среднего уровень развития восприятия

Олег О.

15

Семь

Средний уровень развития восприятия

Оксана П.

15

Восемь

Средний  уровень развития восприятия

Даша А.

15

Четыре

Низкий уровень развития восприятия

Ольга А.

15

Пять

Ниже среднего уровень развития восприятия

Миша М.

15

Семь

Средний уровень развития восприятия


 

Проведенная методика «Опознание наложенных изображений» показала что, среди детей с нормальным интеллектуальным развитием преобладает 42% из 100% сделанной ими работы на среднем уровне. Рассмотрим данные  Миша М. (шесть лет восемь месяцев), а так же Олег О. (шесть лет 10 месяцев), они  выполнили задание на среднем уровне развития восприятия. При заполнении бланка ответов испытуемые проявляли большую заинтересованность и внимание к заданию, мало допускали ошибок. Так же, среди детей дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием 57%  выполнили задание на уровне ниже среднего.  Дети внимательно  выполняли задания, но ими были допущены некоторые ошибки. К примеру, Ольга А. (шесть лет восемь месяцев),  выполняя методику, отвлекалась, делала гораздо больше ошибок, чем дети со средним уровнем развития восприятия. 14% детей с нормой выполнили задание на низком уровне развития восприятия. Выполняя задание,   было замечено следующее: повышенная отвлекаемость, невнимание, много допущенных ошибок. Выполнение задания на высоком уровне выявлено не было.

Соотношение показателей  при выполнении методики «Опознание наложенных изображений» детьми старшего дошкольного возраста в процентах представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

 

Рис.1. Соотношение показателей  при выполнении методики «Опознание наложенных изображений» детьми старшего дошкольного возраста.

Результаты, полученные в ходе проведения методики «Опознание незаконченных изображений» среди детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития рассмотрим в таблице 6.

 

 

 

 

 

Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений».

                   Таблица 6 

Список детей

Количество изображений, которые нужно назвать

Количество названных изображений

Уровень развития восприятия

Даниил А.

12

 Семь

Средний уровень развития восприятия

Дмитрий С.

12

 Пять

Ниже среднего уровень развития восприятия

Алина И.

12

 Семь

Средний уровень развития восприятия

Паша О.

12

Шесть

Ниже среднего уровень развития восприятия

Денис Б.

12

Пять

Ниже среднего уровень развития восприятия

Максим С.

12

Пять

Ниже среднего уровень развития восприятия

Ярослав П.

12

Семь

Средний уровень развития восприятия


 

43% старших дошкольников с задержкой психического развития выполнили методику на среднем уровне развития восприятия. К примеру,  испытуемый Даниил А. (шесть лет три месяца),  выполняя задание, не отвлекался, внимательно слушал исследователя, замечаний не было, очень мало допускал ошибок. На уровне ниже среднего выполнили задание 57% детей. Рассмотрим данные Дмитрия С. (шесть лет девять месяцев). При выполнении методики были замечены отвлечения от работы, незаинтересованность, были допущены ошибки. Высокий и низкий уровни при выполнении методики детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития  выявлены не были.

Итоги выполнения методики «Опознание незаконченных изображений» детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием представлены в таблице 7.

 

Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений».

 

Таблица 7

Список детей

Количество изображений, которые нужно назвать

Количество названных изображений

Уровень развития восприятия

Мария М.

12

Восемь

Средний уровень развития восприятия

Вова А.

12

Восемь

Средний уровень развития восприятия

Олег О.

12

Семь

Средний уровень развития восприятия

Оксана П.

12

Девять

Средний уровень развития восприятия

Даша А.

12

Семь

Средний уровень развития восприятия

Ольга А.

12

Шесть

Ниже среднего уровень развития восприятия

Миша М.

12

Семь

Средний уровень развития восприятия


 

Так, среди детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием, 85% детей выполнили  методику «Опознание незаконченных изображений», на среднем уровне развития восприятия. К примеру, Миша М. (шесть лет восемь месяцев), выполняя задание, не отвлекался, был сосредоточен на задании, активно приступал к работе, допускал мало ошибок. Испытуемый Даша А. (шесть лет пять месяцев),  внимательно слушала  задание  экспериментатора и преступила к данной работе, не отвлекалась, мало допущенных ошибок. 15% старших дошкольников выполнили задание на уровне ниже среднего. Рассмотрим, данные Ольги А. (шесть лет восемь месяцев),  выполняя задание, часто отвлекалась, не могла сосредоточиться, допускала много  ошибок. Высокий и низкий уровни при выполнении методики детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием не были выявлены.

Соотношение показателей при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений» детьми старшего дошкольного возраста отображены на рисунке 2.

 

Рис.2. Соотношение показателей при выполнении методики «Опознание незаконченных изображений» детьми старшего дошкольного возраста.

Итоги выполнения методики «Посмотри и узнай» детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлены в таблице 8.

Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития при выполнении методики «Посмотри и узнай».

Таблица 8

Список детей

Количество изображений, которые нужно назвать

Количество названных изображений

Уровень развития восприятия

Даниил А.

Шесть

 Четыре

Средний уровень развития восприятия

Дмитрий С.

Шесть

 Два

Низкий уровень развития восприятия

Алина И.

Шесть

 Четыре

Средний уровень развития восприятия

Паша О.

Шесть

Пять

Средний уровень развития восприятия

Денис Б.

Шесть

Три

Ниже среднего уровень развития восприятия

Максим С.

Шесть

Три

Ниже среднего уровень развития восприятия

Ярослав П.

Шесть

Два

Низкий уровень развития восприятия


 

Так, исходя из данных в таблице 8,  42% детей с задержкой психического развития выполнили методику «Посмотри и узнай» на среднем уровне развития восприятия. К примеру,  Даниил А. (шесть лет три месяца), выполняя задание, был сосредоточен, не отвлекался внимательно слушал исследователя и активно приступал к заданию, однако им было допущено две ошибки, Алина И. (шесть лет восемь месяцев) также выполнила данный вид работы на среднем уровне развития восприятия, при выполнении методики были замечены некие отвлечения, но,  не смотря на это с заданием справилась успешно, Паша О. (шесть лет восемь месяцев), выполняя данную методику,  проявлял интерес к заданию, с большим вниманием выслушал задание, активно включился в работу, допустил одну ошибку тем самым выполнил задание на среднем уровне развития восприятия. 28% детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития выполнили методику на уровне ниже среднего. Рассмотрим данные Дениса Б. (шесть лет пять месяцев), выполняя данную методику не отвлекался, но отсутствовал интерес к работе,  таким образом им было допущено три ошибки. Максим С. (шесть лет шесть месяцев) также выполнил  данную методику на уровне ниже среднего, не внимательно слушал исследователя, отвлекался, длительное время не мог приступить к работе. 28% детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития выполнили задание на низком уровне развития восприятия. Рассмотрим данные Дмитрия С. (шесть лет 9 месяцев), не серьезно отнесся к данной работе, не выслушал задание до конца начал отвлекаться, допустил много ошибок,  тем самым эта методика была выполнена на данном уровне. Ярослав П. (шесть лет четыре месяца), не мог долго включится в работу, на замечание исследователя, не обращал ни какого внимания, когда все же он включился в работу присутствовала яркая отвлеченность, невнимательность, он давал поспешные ответы,  не подумав, тем самым допустил много ошибок. Среди детей с задержкой психического развития, чьи показатели были бы равны высокому уровню развития произвольного внимания, не оказалось.

Итоги,  полученные в результате проведения методики «Посмотри и узнай» детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием представлены в таблице 9.

 

Оценка результатов исследования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием при выполнении методики «Посмотри и узнай».

Таблица 9

Список детей

Количество изображений, которые нужно назвать

Количество названных изображений

Уровень развития восприятия

Мария М.

Шесть

Шесть

Высокий уровень развития восприятия

Вова А.

Шесть

Три

Ниже среднего уровень развития восприятия

Олег О.

Шесть

Шесть

Высокий уровень развития восприятия

Оксана П.

Шесть

Четыре

Средний  уровень развития восприятия

Даша А.

Шесть

Три

Низкий уровень развития восприятия

Ольга А.

Шесть

Пять

Средний уровень развития восприятия

Миша М.

Шесть

Четыре

Средний уровень развития восприятия


 

28% процентов детей старшего  дошкольного возраста с нормальным  интеллектуальным развитием выполнили  данную методику на высоком  уровне развития восприятия. Так, к примеру, Олег О. (шесть лет 10 мес.) выполнил задание на высоком уровне развития произвольного внимания. При выполнении задания, испытуемый проявил глубокий интерес  к работе, не допускал ошибок. Также среди детей старшего дошкольного возраста с нормальным  интеллектуальным развитием выполнили методику на среднем уровне, что составляет 42%. Дети, достаточно внимательно выполняли задание, но имела  место отвлекаемость в процессе выполняемой работы, ошибки также были допущены. 14% детей с нормой выполнили задание на уровне ниже среднего. Например, Вове А. (шесть лет 11 мес.) понадобилось на много больше времени, чем детям  с нормой, которые выполнили  работу на среднем уровне. Среди детей с нормальным интеллектуальным развитием 14% выполнили работу на низком уровне, что свидетельствует  о невнимательности детей при выполнении задания. Рассмотрим, данные Даши А. (шесть лет пять мес.), при выполнении данной методики, испытуемый делал ошибки, часто отвлекался, тем самым исследователю требовалось больше напоминаний о том, что надо продолжить работу.

Информация о работе Особенности развития воприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития