Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности, новый подход к оценке гармонии во взаимодействии полов.
В условиях выраженных изменений в полоролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей практически любого исследования в области социально-гуманитарных наук, претендующего на объективность и научность. Мужчина и женщина - два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений.
Введение
1. Теоретические основы гендерного подхода в педагогике: основные понятия и категории.
2. Технологии реализации гендерного подхода в образовании.
Заключение.
Список литературы
Под "гендерной чувствительностью"
мы подразумеваем способность
В-третьих, рождение новых педагогических терминов связано с тем, что иные, на первый взгляд, близкие по значению термины: "половое воспитание", "полоролевое воспитание", "полоролевая социализация" и их вариации, не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в российской культуре имеются многочисленные и неадекватные коннотации слова "пол".
С этой проблемой, судя по всему, сталкивались наши предшественники - авторы работ по половому воспитанию школьников в 60 - 80-е годы (Э.Г. Костяшкин, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, Л.Н. Тимошенко, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др.) [12]. Многие из них указывали на взаимодействие природного и социального в становлении женственности и мужественности, на необходимость учета факторов социального окружения, влияния родителей, сверстников, значимых взрослых, специально организованного просвещения для девочек и мальчиков. Но, как правило, все их дальнейшие сентенции сводились к "природному предназначению" полов. Рекомендованное в методических пособиях содержание деятельности по "подготовке к половой роли" можно отнести к морализаторству о "современном мужчине и современной женщине", утверждению сложившейся половой сегрегации в сферах домашнего и общественного труда и информированию о половой гигиене.
Отсутствие в профессиональном и научном языке категории "гендер", соответствующей культурному корреляту пола, как теперь стало понятно, неизбежно приводило к дефициту языка, умолчанию собственно сути процесса конструирования женственности и мужественности на общественном, групповом и индивидуальном уровнях, роли в этом процессе педагогических технологий.
Возможно поэтому в структуре теории коммунистического воспитания "половое воспитание" занимало периферийное положение. В профессиональном педагогическом сознании оно более ассоциировалось с санпросветом и медико-гигиени-ческими аспектами половой жизни, нежели с педагогикой социальных процессов.
Разработка гендерных подходов в образовании, по нашему мнению, является новым шагом в развитии науки человековедения, педагогической антропологии. Задача разработки теории гендерного образования и воспитания состоит в том, чтобы, интегрируя и перерабатывая знания, полученные другими науками о человеке,
• выявить и показать обществу педагогические аспекты процесса гендерной социализации девочек и мальчиков как субъектов школьного воспитания, влияния сложных и многонаправленных взаимодействий с родителями, сверстниками, педагогами, материалом школьных учебников и курсов на становление гендерной идентичности индивидов обоего пола;
• проанализировать роль школы как социального института в гендерной социализации девочек и мальчиков, способствовать ликвидации дискриминации по полу, преодолению наиболее жестких гендерных стереотипов в педагогической школьной практике;
• выявить закономерности и методики педагогического влияния учителя на гендерные идентичности учеников, чтобы в процессе педагогического взаимодействия, корректируя влияние среды, расширять индивидуальные возможности самореализации учеников.
Мы предполагаем, что если в процессе гендерной социализации школьников удастся создать условия для воспитания отношений между полами, свободных от жестких стереотипов маскулинности и фемининности в традиционном патриархатном смысле, то это может стать залогом воспитания новой личности с высокими интенциями открытости и адаптивности к различным культурам, приоритетами миролюбия и паритетной демократии во всех сферах жизни, неограниченными возможностями индивидуального жизненного выбора и самореализации.
Методологические основы разработки проблемы гендерного измерения в образовании включают в себя:
̶ аксиологию, как философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, систему педагогических взглядов, основанную на понимании и утверждении ценности личности, человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования;
̶ культурно-историческую теорию развития личности, признающую примат социального над натурально- биологическим в психическом развитии человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.);
̶ постмодернистские идеи о конструктивистской природе культуры, социально-конструктивистской природе человеческого знания и опыта, о половой принадлежности и сексуальности человека;
̶ идеи социологов и психологов о гендерной идентичности как базовой структуре личности на всех этапах её развития, о непрерывности процесса конструирования и реконструкции гендера каждым индивидом на протяжении всей его жизни, о природе отношений ребенка и общества в процессе гендерной социализации, о школе (обучении и воспитании) как одной из важнейших гендерных технологий;
̶ учение об андрогинии (С. Бем) как условии эффективного развития и самореализации личности;
̶ педагогическую антропологию как философскую базу воспитания (Б.М. Бим-Бад) [19].
Круг вопросов, который требует своей разработки и исследований в связи с декларированием нового педагогического направления, определяется исходя из проблематики гендерной социализации индивида.
В первую группу исследовательских проблем, условно названную "Общество, пол, гендер", входят проблемы взаимоотношений природного и социального в гендерной социализации, анализ последствий гендерной асимметрии для развития личности ребенка, конструирование технологий воздействия социума на индивида с целью формирования определенной модели гендерной идентичности.
Для последующего определения
критериев эффективности
Ко второй группе проблем с условным названием "Гендер и педагогика" относятся: историческая ретроспектива отношения педагогики как науки и практики к вопросам полоролевой социализации детей, анализ работ 60 - 80-х годов по половому воспитанию, исследование различий в процессе гендерной социализации девочек и мальчиков, роли школьных предметов, взаимодействия с учителями обоего пола в достижении гендерного равенства.
Для эффективного внедрения гендерного подхода в работу с детьми необходимо исследовать, какие факторы педагогической среды (агенты и технологии) влияют и наиболее предпочтительны в процессе формирования гендерной идентичности воспитанников разного возраста, какие формы школьной работы значимы для гендерной социализации и ресоциализации.
В третью группу "Проблемы
внедрения гендерного подхода в
работу школы и подготовку педагогического
персонала" мы отнесли вопросы
методологии и методики, стратегии
и тактики продвижения
Нам предстоит изучить наиболее устойчивые и распространенные гендерные стереотипы педагогов, выявить способы их репрезентации воспитанникам, изучить методы и приемы их эффективной деконструкции и реконструкции.
Гендерные исследования отличаются
от имеющихся традиционных исследований
по "половому воспитанию" школьников.
Во-первых, в биологически ориентированных
теориях "полового" воспитания становление
женской и мужской идентичности
рассматривалось как
Гендерно ориентированные исследования социализации детей по полу, не отрицая значения и влияния биологического пола, отдают предпочтение влиянию социума на становление и конструирование гендерной идентичности индивидов и гендерных отношений.
Во-вторых, гендерная педагогика берет за основу то, что гендерная идентичность не является единообразной, жесткой, одинаковой для всех мужчин и для всех женщин в рамках своего пола. Исследователи исходят из признания множественности, индивидуальности, пластичности гендерных различий.
В-третьих, с индивидуализацией гендерной идентичности внимание исследователей гендерной социализации переносится с анализа объективных функций и статусов полов в обществе на изучение субъективных смыслов и значений создания той или иной модели идентичности каждым индивидом.
В-четвертых, с переходом от тематики и проблематики "полового воспитания" в медико-гигиеническом смысле к проблематике гендерного воспитания, медико-пе-дагогические модели уступают место более перспективным психолого-педагогичес-ким и социально-педагогическим моделям реконструкции объектов исследования.
Это не означает, что биология полов и сексуальности должна быть исключена из объектов внимания педагогов. Напротив, педагоги и школьные психологи, врачи-педиатры призваны быть в курсе новейших открытий биологии, медицины, генетики в вопросах пола.
Итак, целью гендерного подхода
в образовании выступает
Таким образом, в результате
внедрения гендерного подхода в
образование будут созданы
2. Технологии реализации
гендерного подхода в
Реформирование российского образования призвано способствовать улучшению его качества и развитию человеческого потенциала. С социально-философской точки зрения, инновации в образовании являются средством и способом развития института образования, который должен обеспечить формирование субъекта социальных отношений в соответствии с новыми реалиями. В данной главе показаны возможности, которые открывает освоение гендерной теории в плане формирования субъекта. Проанализирован вклад гендерного подхода в содержание учебных программ и методы преподавания.
В XXI в. меняются приоритеты общественного развития, на первый план выходит человеческий фактор. Степень развитости демократии и гражданского общества измеряется возможностями развития человеческого потенциала. Одним из основных критериев и ресурсов развития общества на современном этапе становится образование, прогрессивная модель которого должна иметь механизмы динамичного саморазвития, то есть обладать таким качеством, как инновационность.
Термины "инновация" и "инновационная деятельность" часто используются представителями педагогической, экономической и правовой науки, тем не менее четкого, разделяемого всеми исследователями определения они не имеют. Большинство исследователей, оперирующих понятием "инновация", трактуют его либо как аналог понятий "нововведение" и "новшество", относящихся к педагогическим, экономическим, политическим процессам, либо как средство изменения и трансформации данных процессов, либо как способ их саморазвития [8].
С социально-философской точки зрения, инновации в образовании являются средством и способом развития института образования, способного обеспечить формирование субъекта социальных отношений. Субъект как носитель профессионального знания и культурных ценностей, должен, с одной стороны, воспроизводить и поддерживать существующие социальные отношения [18], с другой - обладать творческим потенциалом, способностью к их изменению. Инновации в образовании ориентированы на производство множественного, пластичного, индивидуального субъекта, способного действовать не по шаблону.
Инновации в образовании
реализуются на четырех уровнях.
Во-первых, это инновации, меняющие
содержание образования. В качестве
примера такого рода инноваций можно
привести переход к образовательным
стандартам нового поколения, в которых
системообразующей основой
Информация о работе Особенности реализации гендерного подхода в современном общем образовании