Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности, новый подход к оценке гармонии во взаимодействии полов.
В условиях выраженных изменений в полоролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей практически любого исследования в области социально-гуманитарных наук, претендующего на объективность и научность. Мужчина и женщина - два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений.
Введение
1. Теоретические основы гендерного подхода в педагогике: основные понятия и категории.
2. Технологии реализации гендерного подхода в образовании.
Заключение.
Список литературы
В данной главе обсуждается вопрос о роли инновационного потенциала гендерного образования в формировании субъекта социальных отношений. Из четырех уровней реализации инноваций в образовании - содержательного, методического, уровня форм контроля и административного - акцентируем внимание на первых двух, то есть рассмотрим инновации, привносимые гендерным образованием в содержание знания и в способы его передачи.
Российское образование находится в процессе реформирования и модернизации в соответствии с принципами Болонского соглашения, которое предъявляет новые требования к организации и содержанию процесса обучения [23]. Образование в соответствии с принципами Болонской декларации предполагает овладение основами гендерных знаний и реализацию гендерного подхода в образовании.
В российском научном и
образовательном пространстве с
начала 1990-х гг. присутствуют гендерные
исследования и гендерный подход,
тем не менее, несмотря на заметные
достижения в области гендерных
исследований, степень его
В отличие от традиционной теории пола, основывающейся на идеях взаимодополнительности женского и мужского начал, и феминистской теории пола, критикующей дискриминацию женщины во всех сферах общества, гендерная теория пола отказывается от эссенциализма в определении субъекта пола. Вместо понятий "мужчина" и "женщина" гендерная теория использует термин "гендер", показывающий множество вариантов в реализации субъекта пола, осуществляющихся на пересечении таких категорий, как класс, раса, возраст. Гендерная теория акцентирует внимание на отношениях власти между различными гендерами в обществе. Сегодня в социальных и гуманитарных науках под видом гендерной реализуется либо традиционная, либо феминистская теория полов, что отрицательно сказывается на развитии гендерного образования на российской почве.
Гендерное образование как процесс и результат усвоения знания состоит в формировании позитивной гендерной субъективности, свободной от гендерных стереотипов. Их отрицательная роль заключается в том, что они жестко предписывают качества, нормы поведения, сферы реализации представителям обоих полов. Следование гендерным стереотипам лишает индивида выбора.
Разграничение активности полов,
по которому за женщиной закреплялась
приватная (частная), а за мужчиной публичная
(общественная) сфера, в философских,
социальных и гуманитарных науках долгое
время считалось нормой. Эти устойчивые
схемы отношений
Угнетающее влияние социальных и культурных стандартов на формирование женского субъекта подверглось критике в феминистской теории. Гендерная теория дистанцируется от феминизма, что выражается в отказе от политического активизма- на уровне практики и в изменении объекта исследования - на уровне теории. Гендерная теория равным образом нацелена на изучение представителей и женского, и мужского пола.
Понятие гендерно-маркированной субъективности, которое эволюционировало из понятия "женская субъективность", в западном научном дискурсе является дискуссионным. В западной науке оно разрабатывается в основном на примере психоаналитических и постмодернистских теорий. Мы будем понимать под гендерным субъектом действующего и познающего индивида, которому общество приписывает пол (его социальные и культурные характеристики могут различаться) и который сам идентифицирует себя с определенным полом.
Концепция социокультурного пола требует особого подхода к пониманию субъекта, субъективности, согласно которому субъект нельзя мыслить как нечто неизменное и изначально готовое, поскольку он всегда находится в процессе становления. Становление субъекта зависит от социокультурного контекста, особая роль в котором принадлежит коммуникациям, присутствующим на уровне межличностного общения индивидов.
Значение гендерной
Концепция гендерного дисплея, разработанная Гофманом, иллюстрирует пути, посредством которых женщины и мужчины позиционируют себя в социальных ситуациях. Попадая в социальную ситуацию, которую Гофман понимает как единицу социальной организации, индивид использует свое лицо и тело, чтобы набросать свой социальный портрет, высказать то, что он полагает своей социальной идентичностью, и обнаружить свои чувства и намерения. В процессе создания социального портрета (одежда, мимика, содержание и стиль общения), в соответствии с традиционными нормами отношений полов, индивид не столько выражает субординацию и иерархию полов, сколько частично ее конституирует, поэтому принятие индивидом норм, основанных на гендерных стереотипах, способствует их воспроизводству [10].
Воспроизводство и передача
гендерно асимметричных норм происходит
в процессе социализации, которая, как
и один из ее важнейших институтов
- образование, является значимым ресурсом
гендерного дисплея. Получение гендерного
образования и гендерная
Эффект от реализации гендерного
подхода к содержанию образования
и методам преподавания возможен
при условии непрерывности
Инновационность гендерного образования реализуется, прежде всего, на содержательном уровне. Это выражается в том, что, во-первых, в содержательном плане гендерное образование отходит от традиционных идеалов женственности и мужественности, предписывающих активность, рациональность, агрессивность - мужчинам и пассивность, эмоциональность и послушание - женщинам.
Гендерный подход к содержанию образования предполагает создание программ, учебников и учебных пособий, в которых вместо утверждения об "особом предназначении" мужчины и женщины в обществе будет заявлено об индивидуальном выборе сфер деятельности и реализации, вместо непропорционального акцента на различиях полов будет уделено внимание их сходству, вместо традиционной субъективности, одинаковой для всех мужчин и женщин в рамках своего пола, будет предложена гендерная субъективность, признающая множественность, индивидуальность и пластичность гендерных различий.
Во-вторых, в качестве методологического основания гендерная теория опирается на теорию социального конструктивизма, психоаналитические, структуралистские и постмодернистские концепции, поэтому ее освоение полезно не только для развития позитивной гендерной субъективности студентов, но и для их общего развития.
Инновации гендерного образования реализуются на методическом уровне. Овладение гендерным знанием предполагает изменение установок и отказ от стандартных представлений о мужском и женском. Необходимость в новаторских методах преподавания определяется содержанием гендерной теории.
Гендерное преподавание предполагает такие взаимоотношения между обучаемым и обучающим, которые отменяют классическую субъект-объектную схему. Для классического преподавания, восходящего к средневековым традициям, характерно доминирование учителя над учеником, которое выражается в форме лекции-монолога и семинара-опроса, где монополия на истину и власть принадлежит учителю. С точки зрения сторонников гендерной теории, такое тоталитарное преподавание следует модифицировать в сторону большей толерантности [28]. Центральным принципом гендерного преподавания является идея "субъект-объектной взаимности", в которой преодолевается субъект-объектная оппозиция с помощью специальных коммуникативных практик, цель которых - установление взаимодействия между обучающим и обучаемым. Дихотомия "учитель/ученик" становится неуместной.
Гендерное образование использует новые методы преподавания в процессе обучения. Гендерное преподавание, наряду с традиционными классическими методами - лекцией и семинаром, - использует такие нетрадиционные методы, как метод "партисипаторного (участвующего) знания"; метод "коллаборативного (партнерского) писания", метод триангуляции (одновременного сочетания нескольких методических стратегий) [31]. Кроме того, гендерное преподавание использует социально-коммуникативные тренинги, сценарные и ролевые игры, психодраму (по Дж. Морено), психосинтез (по Т. Ассаджиоли), эвристические диалоги, упражнения по расширению сознания.
Гендерное преподавание отказывается от полоролевого подхода в образовании, который выражается в том, что учитель ожидает определенных успехов в зависимости от пола учеников и не всегда принимает во внимание их индивидуальные различия и задатки. Например, от девушек учителя ожидают ориентации на гуманитарные дисциплины, а от юношей - на точные и естественные науки.
Полоролевой подход в образовании применяется "по умолчанию", часто не осознается преподавателем и реализуется посредством того, в феминистском дискурсе обозначается как "скрытый учебный план". Стиль преподавания, формы коммуникации в учебной аудитории, организация образовательного учреждения являются факторами, влияющими на гендерную социализацию учащихся. "Например, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнование за оценки поощряет пресловутую "мужественность". От этого страдают как девочки, так и мальчики, хотя бы потому, что у тех и у других не развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать и решать проблему" [32]. Гендерный подход в преподавании выражается в отказе от авторитарного стиля в пользу деликатности и уважения, что приводит к гуманизации процесса образования в целом [24]. Инновационная деятельность гендерного образования состоит в выявлении скрытого учебного плана и тех ограничений, которые он накладывает на становление личности.
Результатом гендерного образования, основанного на плюралистичной методологии, становится формирование субъекта, способного воспринимать ценности демократии и гражданского общества. Умение вырабатывать самостоятельную позицию в отношении того, что кажется безусловным, большая степень свободы, основанная на рациональности, возрастание интеллектуального потенциала, умение анализировать жизненные ситуации - все это способствует формированию личности демократического типа, которая не разделяет гендерные стереотипы и ориентируется на достижение гендерного равенства.
Гендерное образование вносит
свой вклад в формирование базовых
компетенций, таких как гражданственность,
гуманистическая
Заключение
Таким образом, проведенное исследование показало, что разработка гендерного подхода в педагогике является необходимым условием формирования гендерной культуры в современном обществе.
Гендерный подход в педагогике
дает возможность отойти от предопределенности
мужских и женских
Проведенное исследование показало важность гендерного измерения личности, индивидуальности человека, востребованность этих знаний образовательной практикой и результативность использования наших рекомендаций. Поэтому мы считаем, что гендерный подход может рассматриваться как принцип современного воспитания, предполагающий гармонизацию гендерного взаимодействия на основаниях эгалитаризма.
Практика показала, что совместная деятельность мальчиков (юношей) и девочек (девушек), организованная педагогом с учетом принципов и с использованием методов гендерного подхода, способствует получению детьми позитивного гендерного опыта, расширению знаний о моделях гендерного поведения, установлению искренних, доверительных, уважительных человеческих взаимоотношений между полами.
Список литературы
Информация о работе Особенности реализации гендерного подхода в современном общем образовании