Особенности реализации гендерного подхода в современном общем образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности, новый подход к оценке гармонии во взаимодействии полов.
В условиях выраженных изменений в полоролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей практически любого исследования в области социально-гуманитарных наук, претендующего на объективность и научность. Мужчина и женщина - два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы гендерного подхода в педагогике: основные понятия и категории.
2. Технологии реализации гендерного подхода в образовании.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

В данной главе обсуждается  вопрос о роли инновационного потенциала гендерного образования в формировании субъекта социальных отношений. Из четырех  уровней реализации инноваций в  образовании - содержательного, методического, уровня форм контроля и административного - акцентируем внимание на первых двух, то есть рассмотрим инновации, привносимые  гендерным образованием в содержание знания и в способы его передачи.

Российское образование  находится в процессе реформирования и модернизации в соответствии с  принципами Болонского соглашения, которое  предъявляет новые требования к  организации и содержанию процесса обучения [23]. Образование в соответствии с принципами Болонской декларации предполагает овладение основами гендерных знаний и реализацию гендерного подхода в образовании.

В российском научном и  образовательном пространстве с  начала 1990-х гг. присутствуют гендерные  исследования и гендерный подход, тем не менее, несмотря на заметные достижения в области гендерных  исследований, степень его институционализации  остается низкой. Трудности в освоении гендерной теории, связанные с  терминологическим импортом и сложностью методологии, отождествление гендерной  теории с феминизмом, укорененность идей о женском и мужском предназначении в массовом сознании - все это является барьером на пути распространения гендерной теории в общем образовании.

В отличие от традиционной теории пола, основывающейся на идеях  взаимодополнительности женского и мужского начал, и феминистской теории пола, критикующей дискриминацию женщины во всех сферах общества, гендерная теория пола отказывается от эссенциализма в определении субъекта пола. Вместо понятий "мужчина" и "женщина" гендерная теория использует термин "гендер", показывающий множество вариантов в реализации субъекта пола, осуществляющихся на пересечении таких категорий, как класс, раса, возраст. Гендерная теория акцентирует внимание на отношениях власти между различными гендерами в обществе. Сегодня в социальных и гуманитарных науках под видом гендерной реализуется либо традиционная, либо феминистская теория полов, что отрицательно сказывается на развитии гендерного образования на российской почве.

Гендерное образование как  процесс и результат усвоения знания состоит в формировании позитивной гендерной субъективности, свободной  от гендерных стереотипов. Их отрицательная  роль заключается в том, что они  жестко предписывают качества, нормы  поведения, сферы реализации представителям обоих полов. Следование гендерным  стереотипам лишает индивида выбора.

Разграничение активности полов, по которому за женщиной закреплялась приватная (частная), а за мужчиной публичная (общественная) сфера, в философских, социальных и гуманитарных науках долгое время считалось нормой. Эти устойчивые схемы отношений воспроизводились, закреплялись и определяли жизненную  стратегию индивида. Проблема социокультурной  обусловленности представлений  об отношениях полов, осознанная благодаря  второй волне феминизма, активно  разрабатывается в рамках гендерной  теории, где предписанность социальной роли субъекта пола связывается с понятием гендерно маркированной субъективности.

Угнетающее влияние социальных и культурных стандартов на формирование женского субъекта подверглось критике  в феминистской теории. Гендерная  теория дистанцируется от феминизма, что  выражается в отказе от политического  активизма- на уровне практики и в изменении объекта исследования - на уровне теории. Гендерная теория равным образом нацелена на изучение представителей и женского, и мужского пола.

Понятие гендерно-маркированной  субъективности, которое эволюционировало из понятия "женская субъективность", в западном научном дискурсе является дискуссионным. В западной науке  оно разрабатывается в основном на примере психоаналитических и  постмодернистских теорий. Мы будем  понимать под гендерным субъектом  действующего и познающего индивида, которому общество приписывает пол (его социальные и культурные характеристики могут различаться) и который сам идентифицирует себя с определенным полом.

Концепция социокультурного пола требует особого подхода  к пониманию субъекта, субъективности, согласно которому субъект нельзя мыслить  как нечто неизменное и изначально готовое, поскольку он всегда находится  в процессе становления. Становление  субъекта зависит от социокультурного контекста, особая роль в котором  принадлежит коммуникациям, присутствующим на уровне межличностного общения индивидов.

Значение гендерной маркированности и способ, которым она проявляет себя в микровзаимодействиях, привлекают особое внимание исследователей. В концепции культурно-исторической спецификации отношений полов М. Фуко провел анализ производства гендерно маркированного субъекта, используя понятие диспозитива сексуальности. В концепции драматургического интеракционизма Гофмана для этих целей было введено понятие "гендерный дисплей", которое помогает объяснить механизм воспроизводства устойчивых представлений о различиях полов и роль этих различий в их жизни. Согласно Гофману, гендерная составляющая субъективности формируется в коммуникации, межличностном общении. Механизмом ее формирования становится гендерный дисплей как дисплей идентичности, с помощью которого воспроизводятся гендерные стереотипы.

Концепция гендерного дисплея, разработанная Гофманом, иллюстрирует пути, посредством которых женщины  и мужчины позиционируют себя в социальных ситуациях. Попадая  в социальную ситуацию, которую Гофман понимает как единицу социальной организации, индивид использует свое лицо и тело, чтобы набросать свой социальный портрет, высказать то, что  он полагает своей социальной идентичностью, и обнаружить свои чувства и намерения. В процессе создания социального портрета (одежда, мимика, содержание и стиль общения), в соответствии с традиционными нормами отношений полов, индивид не столько выражает субординацию и иерархию полов, сколько частично ее конституирует, поэтому принятие индивидом норм, основанных на гендерных стереотипах, способствует их воспроизводству [10].

Воспроизводство и передача гендерно асимметричных норм происходит в процессе социализации, которая, как  и один из ее важнейших институтов - образование, является значимым ресурсом гендерного дисплея. Получение гендерного образования и гендерная субъективация помогают индивиду избежать ловушки гендерных стереотипов, которая ограничивает области приложения его талантов, разрешая ему реализацию только в строго обозначенных сферах реальности и полностью закрывая другие.

Эффект от реализации гендерного подхода к содержанию образования  и методам преподавания возможен при условии непрерывности гендерного образования, которое не должно ограничиваться рамками. Этап гендерного образования играет особую роль, поскольку здесь происходит процесс освоения теоретического знания. Специфика его освоения состоит в том, что вместе с ним усваиваются и определенные подходы, методологии, применяемые как в теоретической деятельности, так и на практике. Знание гендерной теории, освоенной в таком деятельностном ключе, способствует актуализации личностного потенциала субъекта.

Инновационность гендерного образования реализуется, прежде всего, на содержательном уровне. Это выражается в том, что, во-первых, в содержательном плане гендерное образование отходит от традиционных идеалов женственности и мужественности, предписывающих активность, рациональность, агрессивность - мужчинам и пассивность, эмоциональность и послушание - женщинам.

Гендерный подход к содержанию образования предполагает создание программ, учебников и учебных  пособий, в которых вместо утверждения  об "особом предназначении" мужчины  и женщины в обществе будет  заявлено об индивидуальном выборе сфер деятельности и реализации, вместо непропорционального акцента на различиях полов будет уделено  внимание их сходству, вместо традиционной субъективности, одинаковой для всех мужчин и женщин в рамках своего пола, будет предложена гендерная субъективность, признающая множественность, индивидуальность и пластичность гендерных различий.

Во-вторых, в качестве методологического  основания гендерная теория опирается  на теорию социального конструктивизма, психоаналитические, структуралистские  и постмодернистские концепции, поэтому ее освоение полезно не только для развития позитивной гендерной  субъективности студентов, но и для  их общего развития.

Инновации гендерного образования  реализуются на методическом уровне. Овладение гендерным знанием  предполагает изменение установок  и отказ от стандартных представлений  о мужском и женском. Необходимость в новаторских методах преподавания определяется содержанием гендерной теории.

Гендерное преподавание предполагает такие взаимоотношения между обучаемым и обучающим, которые отменяют классическую субъект-объектную схему. Для классического преподавания, восходящего к средневековым традициям, характерно доминирование учителя над учеником, которое выражается в форме лекции-монолога и семинара-опроса, где монополия на истину и власть принадлежит учителю. С точки зрения сторонников гендерной теории, такое тоталитарное преподавание следует модифицировать в сторону большей толерантности [28]. Центральным принципом гендерного преподавания является идея "субъект-объектной взаимности", в которой преодолевается субъект-объектная оппозиция с помощью специальных коммуникативных практик, цель которых - установление взаимодействия между обучающим и обучаемым. Дихотомия "учитель/ученик" становится неуместной.

Гендерное образование использует новые методы преподавания в процессе обучения. Гендерное преподавание, наряду с традиционными классическими методами - лекцией и семинаром, - использует такие нетрадиционные методы, как метод "партисипаторного (участвующего) знания"; метод "коллаборативного (партнерского) писания", метод триангуляции (одновременного сочетания нескольких методических стратегий) [31]. Кроме того, гендерное преподавание использует социально-коммуникативные тренинги, сценарные и ролевые игры, психодраму (по Дж. Морено), психосинтез (по Т. Ассаджиоли), эвристические диалоги, упражнения по расширению сознания.

Гендерное преподавание отказывается от полоролевого подхода в образовании, который выражается в том, что учитель ожидает определенных успехов в зависимости от пола учеников и не всегда принимает во внимание их индивидуальные различия и задатки. Например, от девушек учителя ожидают ориентации на гуманитарные дисциплины, а от юношей - на точные и естественные науки.

Полоролевой подход в образовании применяется "по умолчанию", часто не осознается преподавателем и реализуется посредством того, в феминистском дискурсе обозначается как "скрытый учебный план". Стиль преподавания, формы коммуникации в учебной аудитории, организация образовательного учреждения являются факторами, влияющими на гендерную социализацию учащихся. "Например, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнование за оценки поощряет пресловутую "мужественность". От этого страдают как девочки, так и мальчики, хотя бы потому, что у тех и у других не развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать и решать проблему"  [32]. Гендерный подход в преподавании выражается в отказе от авторитарного стиля в пользу деликатности и уважения, что приводит к гуманизации процесса образования в целом [24]. Инновационная деятельность гендерного образования состоит в выявлении скрытого учебного плана и тех ограничений, которые он накладывает на становление личности.

Результатом гендерного образования, основанного на плюралистичной методологии, становится формирование субъекта, способного воспринимать ценности демократии и гражданского общества. Умение вырабатывать самостоятельную позицию в отношении того, что кажется безусловным, большая степень свободы, основанная на рациональности, возрастание интеллектуального потенциала, умение анализировать жизненные ситуации - все это способствует формированию личности демократического типа, которая не разделяет гендерные стереотипы и ориентируется на достижение гендерного равенства.

Гендерное образование вносит свой вклад в формирование базовых  компетенций, таких как гражданственность, гуманистическая ориентированность, готовность к социально-культурному  диалогу, способность к критическому осмыслению своего профессионального  и личного социального опыта [14].

 

 

Заключение

 

Таким образом, проведенное  исследование показало, что разработка гендерного подхода в педагогике является необходимым условием формирования гендерной культуры в современном  обществе.

Гендерный подход в педагогике дает возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксированности  гендерных моделей поведения, а  также позволяет обеспечивать и  поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Работа показывает необходимость переориентации воспитания на гендерные проблемы детей, ценностно-смысловое гендерное развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды гендерного воспитания.

Проведенное исследование показало важность гендерного измерения личности, индивидуальности человека, востребованность этих знаний образовательной практикой  и результативность использования  наших рекомендаций. Поэтому мы считаем, что гендерный подход может рассматриваться  как принцип современного воспитания, предполагающий гармонизацию гендерного взаимодействия на основаниях эгалитаризма.

Практика показала, что  совместная деятельность мальчиков (юношей) и девочек (девушек), организованная педагогом с учетом принципов  и с использованием методов гендерного подхода, способствует получению детьми позитивного гендерного опыта, расширению знаний о моделях гендерного поведения, установлению искренних, доверительных, уважительных человеческих взаимоотношений  между полами.

 

Список литературы

Информация о работе Особенности реализации гендерного подхода в современном общем образовании