Особенности социальной адаптации детей в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

 

Формы работы:

 

– разработка методических рекомендаций для наблюдаемого воспитанника;

 

– отслеживание динамики социализации ребенка через карту наблюдения.

 

Социальная адаптация в условиях детского дома:

 

– осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

 

– самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям;

 

– адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

 

– гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников;

 

– активное участие в жизни детского коллектива;

 

– удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

 

Социальная адаптация выпускников детских домов:

 

– психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедеятельности;

 

– наличие позитивно-ориентированных жизненных планов;

 

– профессиональное самоопределение;

 

– социальная активность;

 

– благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту работы;

 

– удовлетворенность своим статусом, отношениями [ 24] .

 

Для этого в детском доме планируется работа по профопределению воспитанников и их дальнейшему трудоустройству, которая включает в себя: сбор информации по профориентации воспитанников (тесты, диагностика); оформление карт индивидуального профопределения воспитанника; собрания, экскурсии, беседы с представителями разных профессий; социальная защита и самозащита детей (Приложение 1).

 

Сформировать у воспитанника способность самозащиты – это значит защитить его. Самозащита – это способность личности активно и гибко реагировать на изменение внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые нормы, установки и ценностные ориентации, противодействия негативным воздействиям социальной среды.

 

Подготовить ребенка к социальной самозащите – это значит сформировать комплекс качеств, свойств личности, позволяющих человеку успешно преодолевать трудности социальной адаптации. Работа по адаптации воспитанников в детском доме имеет большое значение в их социальной защите. Организация жизни в детском доме задает ребенку четко очерченные социально-ролевые позиции. Находясь, длительное время только в рамках этой позиции воспитанник теряет возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению. Вот почему так важно отнестись к поступившему в детский дом ребенку. В первую неделю происходит знакомство с ним, наблюдение, затем небольшая беседа с воспитанником и его воспитателем. Данные беседы, результаты проведенных тестов по выяснению интересов и возможностей, увлечений фиксируются. Воспитанник, исходя из них, определяется в кружок по интересам.

 

Таким образом, социальный педагог, осуществляет профессиональную деятельность в условиях детского дома, является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе он является организатором работы по формированию социальной адаптированности воспитанников. Формирует у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека».

 

2. Особенности социальной  адаптации детей на примере  Тарногского детского дома 

 

2.1 Организация и проведение  исследования 

 

Изучение особенностей социальной адаптации детей Тарногского детского дома.

 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

 

1. Измерить уровень социальной  адаптации в Тарногском детском  доме в возрасте от 12–17 лет.

 

2. Измерить уровень социальной  адаптации учеников 7 класса общеобразовательной  школы.

 

3. Провести анализ полученных  данных.

 

4. На основании результатов  работы дать рекомендации по  организации работы с воспитанниками  в Тарногском детском доме  с целью повышения уровня их  социальной адаптации.

 

База исследования:

 

ГОУ «Тарногский детский дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был открыт в августе 1995 года в деревне Игумновская, Тарногского района.

 

Тип учреждения: закрытый.

 

Ведомственная принадлежность: Министерство образования Российской Федерации, Департамент образования Вологодской области.

 

За эти годы было создано развитие материальной базы учреждения, разработана программа развития учреждения и подпрограммы: «Хозяин (хозяйка) крестьянского подворья», «Подготовка воспитанников к семейной жизни», «Привитие воспитанникам способов защиты и безопасного поведения», «Программа курса по экономике для воспитанников детского дома».

 

Детский дом работает по плану воспитательной работы. Каждый педагог имеет свой индивидуальный план, который реализует в процессе организуемой с детьми деятельности.

 

В детском доме разработаны правила охраны жизни и здоровья воспитанников.

 

В детском доме создано 6 групп. На каждой группе работают три воспитателя по сменам.

 

Цель детского дома: подготовка воспитанников к успешной адаптации в совремённом обществе.

 

Направления деятельности Тарногского детского дома:

 

1) изучение социальной  реабилитации детей в целостной  системе трудового воспитания  в детском доме 7 вида через  самостоятельность и индивидуальность  в учебно-воспитательном процессе.

 

2) продолжение работы  по формированию идейно – нравственных  ценностей общества: Родина, Мир, Человек, Труд, Знания;

 

3) повышение квалификации  педагогических работников через  самообразование, курсы, семинары;

 

4) расширение, укрепление  учебно-материальной базы учреждения;

 

5) создание условий для  социальной адаптации детей в  обновлённом детском коллективе  на основе трудового воспитания.

 

Задачи:

 

1) создать условия для  успешного прохождения 1 этапа становления  детского коллектива;

 

2) разработать и освоить  индивидуальные маршруты сопровождения  развития и саморазвития воспитанников  детского дома;

 

3) определить и апробировать  оптимальные способы организации  патронажа выпускников;

 

4) подготовить к аттестации 16 педагогических работников;

 

5) создание условий для  социальной адаптации детей в  обновлённом детском коллективе  на основе трудового воспитания;

 

6) продолжить совершенствование  системы трудового воспитания  через организацию работы дворника, животноводческих бригад и др.;

 

7) продолжить работу по  формированию идейно-нравственных  ценностей общества;

 

8) повысить роль физической  культуры и спорта в социальной  адаптации воспитанников детского  дома.

 

Содружество детского дома с другими учреждениями

 

- школы района;

 

- детские дома;

 

- дом детского творчества;

 

- дом культуры;

 

- детская спортивная школа;

 

- библиотека;

 

- музеи.

 

Режим работы детского дома круглосуточный.

 

Список администрации:

 

1) директор – Панова  Зинаида Станиславовна;

 

2) заместитель директора  – Архиповская Маргарита Ивановна;

 

3) заместитель директора  по учебно-воспитательной работе  – Вячеславова Татьяна Ивановна;

 

4) главный бухгалтер –  Вячеславова Елена Протогеновна;

 

5) кассир – Кузьмина  Тамара Николаевна.

 

Список специалистов:

 

1) социальный педагог  – Дедюкова Маргарита Ивановна;

 

2) логопед – Архиповская  Маргарита Ивановна;

 

3) психолог – Ульяновская  Марина Петровна;

 

4) инструктор по физическому  воспитанию – Науменко Сергей  Николаевич;

 

5) музыкальный руководитель  – Кузьмина Ольга Валерьевна;

 

6) библиотекарь – Ульяновская  Ольга Николаевна;

 

7) учитель по швейному  делу – Попова Александра Михайловна;

 

8) медицинские работники  – Силенская Светлана Игоревна;

 

9) учитель по столярному  и сапожному мастерству – Попов  Павел Николаевич.

 

Успех воспитательской деятельности по формированию у воспитанников готовности к самостоятельной жизни во многом зависит от усилий педагогического коллектива детского дома:

 

1) от целенаправленной  и систематической педагогической  деятельности;

 

2) от тщательного продумывания  и отбора форм и методов  работы;

 

3) от логичного и последовательного  планирования этапов деятельности;

 

4) от отслеживания и  постоянного анализа эффективности  педагогической деятельности;

 

5) от своевременной коррекции  нежелаемых результатов.

 

В детском доме проживает 40 воспитанников: 13 девочек и 27 мальчиков, разных возрастов. В детском доме содержаться дети трех возрастных групп: дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях (см. приложение 3, график 1). Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев, материальных и жилищных трудностей, роста внебрачной рождаемости, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, роста числа разводов и, как следствие, изменение отношения к детям.

 

Основными причинами увеличения числа «социальных сирот» являются:

 

- падение социального  престижа семьи;

 

- материальные и жилищные  трудности;

 

- межнациональные конфликты;

 

- рост внебрачной рождаемости;

 

- высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни;

 

- рост числа разводов;

 

- распространение жестокого  обращения с детьми.

 

Из полученных нами данных мы видим, что в 3 и 5 классе больше количество учащихся, а дошкольников, первоклассников, второклассников и восьмиклассников по 1 человеку.

 

В ходе работы по социальной адаптации были вскрыты следующие проблемы воспитанников:

 

1. Проблемы социального  характера:

 

– перегруженность детей отрицательным опытом, негативными образами, обусловленная изначальными пребыванием в неполноценной, опасной социальной ситуации;

 

– социальный статус ребенка-сироты – «ребенок государства».

 

2. Проблемы медицинского  характера:

 

– патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников;

 

– тяжелые психические травмы, нервные расстройства, задержка развития;

 

– ослабленность детского организма, отставание в физическом развитии.

 

3. Психологические проблемы:

 

– ранняя депривация, деформация эмоционально-чувственной сферы, вызванная недостатком родительской любви;

 

– эмоциональная холодность, зажатость, отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к ним;

 

– несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»;

 

– повышенная уязвимость воспитанников детского дома, неспособность к самоопределению, инфантилизм;

 

– нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам).

 

4. Педагогические проблемы:

 

– социально-педагогическая запущенность детей;

 

– девиантное поведение;

 

– низкий уровень культуры;

 

– высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости.

 

По результатам исследования проблем воспитанники отмечают, что сталкиваются с проблемами: в учебе, конфликт с взрослыми (учителя, воспитатели), тоска по дому.

 

В решении проблем респонденты отметили, что чаще обращаются к воспитателям, друзьям и учителям. К социальному педагогу, к психологу, к заместителю директора по УВР они обращаются с проблемами реже.

 

Полученные результаты говорят нам о необходимости организации социальной адаптации.

 

Для того чтобы оптимизировать данный процесс, мы рекомендуем следующее:

 

– реагировать на проблему воспитанника таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;

 

– непрерывно повышать активность и ответственность воспитанника;

 

– ограничивать влияние негативных социальных факторов;

 

– развивать навыки межличностного общения у учащихся;

 

– пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию;

 

– информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков;

 

– выявлять совместно с психологом и социальным педагогом причины и условия совершения подростками правонарушений;

 

– проводить первоначальные ознакомительные беседы.

 

Для измерения уровня социальной адаптации используется методика К. Роджерса и Р. Даймонда.

 

Данная методика разработана с целью диагностики неприспособленности, выявления отклонений в психологическом состоянии воспитанников детского дома, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения.

 

Предназначена для школьников 12–17 лет.

 

Описание методики:

 

Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов), как свойственные и не свойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится, до 6 – точно про меня).

 

Для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрия Джекоба Морено[28].

Информация о работе Особенности социальной адаптации детей в условиях детского дома