Особенности социальной адаптации детей в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

 

– одна из важнейших проблем в детском доме – потребность детей-сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей, рекомендуем уделять каждому ребенку персонально 15–20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем;

 

– учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения;

 

– использовать полученные нами данные для реструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности, чтобы социальная адаптация имела положительную динамику.

 

Заключение

 

В процессе теоретического изучения данной проблемы мы рассмотрели понятия «адаптация» и «социальная адаптация». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь – это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира».

 

Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей.

 

Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности

 

Мы узнали, что молодые люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда, а полученные профессии – невостребованные.

 

После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает. Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14–18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. Получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни.

 

Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников).

 

Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.

 

Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.

 

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

 

Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.

 

Социальный педагог, осуществляет профессиональную деятельность в условиях детского дома, является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе он является организатором работы по формированию социальной адаптированности воспитанников. Формирует у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека».

 

В процессе экспериментального изучения данной проблемы было установлено следующее:

 

Результаты проведенного исследования не подтвердили существующую гипотезу о том, что если сформировать у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека», то социальная адаптация будет иметь положительную динамику.

 

Из полученных результатов видно, что уровень дезадаптированности у детей-сирот детского дома выше, чем у их сверстников, так как мы выяснили, что чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в Тарногском детском доме, это далеко не так.

 

У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний».

 

Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.

 

То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.

 

Черты, которые отличают детей-сирот от сверстников, имеющих нормальное семейное окружение:

 

– иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;

 

– трудности в общении;

 

– инфантилизм, замедленное самоопределение, непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

 

– перегруженность отрицательным опытом, негативными образцами поведения.

 

– учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения.

 

Результаты могут быть использованы в работе психологом и социальным педагогом детского дома. На основании результатов работы были даны рекомендации по организации работы с воспитанниками Тарногского детского дома с целью повышения уровня их социальной адаптации.

 

Литература

 

1. ФЗ «О дополнительных  гарантиях по социальной защите  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей» 1996 год.

 

2. ФЗ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации» 1998 год.

 

3. Альманах психологических  тестов. – М.: «КСП», 1995, 400 с.

 

4. Астониц М. «Дети –  сироты в России: социокультурная  обусловленность личностных характеристик  ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2004. №3

 

5. Беличева С.А. Социально  – педагогические методики оценки  социального развития дезадаптированных  подростков // Вестник психосоциальной  и коррекционно-реабилитационной  работы: 1995, №1

 

6. Владимирова Л. Дети  и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9

 

7. Гологузова М.Н. Социальная  педагогика. М., 1999

 

8. Гулина М.А. Словарь-справочник  по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

 

9. Дементьева И.Ф. Социальная  адаптация детей-сирот. Совремённые  проблемы и перспективы в условиях  рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992

 

10. Диагностика и коррекция  нарушений социальной адаптации  подростков. Под редакцией С.А. Беличевой  и И.А. Коробейникова. – М., 1995

 

11. Дубровина И.В., Лисина  М.И. Особенности психического развития  детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического  развития детей. – М., 1998 – 110 с.

 

12. Ежов И.В. Введение в  психологию духовного развития  личности ребёнка // психологические  основы духовной педагогики. М, 1997 – 56 с.

 

13. Жмыриков А.Н. Диагностика  социально-психологической адаптированности  в новых условиях деятельности  и общения.

 

14. Кон И.С. Психология  ранней юности. – М., 1989

 

15. Кондратьев М.Ю. социальная  психология закрытых образовательных  учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

 

16. Кривцова С.В. Подросток  на перепутье эпох. Проблемы и  перспективы социально-психологической  адаптации подростков. М., 1997

 

17. Кулаков С.А. на приеме  у психолога – подросток. –  СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001

 

18. Кульневич С.В., Лакоценина  Т.П. Воспитательная работа в средней  школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр  «Учитель», 2000

 

19. Мудрик А.В. Введение  в социальную педагогику. – М., 1997

 

20. Мудрик А.В. Общение  школьников. – М., 1987

 

21. Назарова И.Б. адаптация  и возможные модели мобильности  сирот. М., Московский общественный  научный фонд, 2000

 

22. Назарова И.Б. Возможности  и условия адаптации сирот // Социологические  исследования, 2001, №4

 

23. Нестерова О. Сирота  до востребования/ Труд. – 2005 – 23 сент., с. 1,2

 

24. Овчарова Р.В. Справочная  книга социального педагога. –  М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

 

25. Одинцова Л.Н., Шамахова  Н.н. Детский дом семейного типа. – 2000, Вологда: ВИРО – 56 с.

 

26. Охрана прав детей. Социально-педагогическая  поддержка и реабилитация. МГПУ, 1999

 

27. Платонова Н.М. Основы  социальной педагогики. – СПб, 1997

 

28. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС  ПРЕСС, 2000

 

29. Прихожан А.М., Толстых  Н.Н. Психология сиротства. 2 – е  изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.: ил. – (Серия  «Детскому психологу).

 

30. Психология развития, СПб, Издательство «Питер», 2000

 

31. Психология. Словарь/ под  общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494

 

32. Реан Л.А. К проблеме  социальной адаптации личности // Вестник СПб, серия №6, выпуск 3, 1995

 

Приложение 1

 

Планирование работы в детском доме

 

Защита социальных прав детей1 Защита финансовых интересов 1 раз в квартал Дедюкова М.И.

1.1 Контроль над выплатой пенсий, алиментов. 1 раз в квартал

1.2 

Работа со ССП по выплате алиментов:

 

Никулины – Бабушкинский район;

 

Барунин – город Вологда;

 

Маслухин А. – Кадников;

 

Петровы – Тотемский район;

 

Смирнова Валерия – г. В. Устюг сентябрь

1.3 Работа со ССП по розыску родителей – должников. Бородачев Вадим – Новгород. В течение года

1.4 Оформление пенсий воспитанников, перевод пенсий (Гаврилов, Пилюгина) По мере необходимости

2 Право на жильё

2.1 Продолжить контроль над состоянием жилья Колтаковой Анастасии – Никольский район. Для вновь прибывших воспитанников создать запрос в администрацию поселения об очерёдности на получение жилья. В течение года

2.2 Провести мониторинг закреплённого жилья вновь прибывших воспитанников. В течение года

3 Работа в социуме, суде, отделе ЗАГС, прокуратуре, отделе по социальным вопросам, ОВД, Сбербанке. 2 раза в месяц

4 Работа с личными делами: Степановых, Липунова, Колтаковой.

5 Оформить паспорта

2. Работа с воспитанниками

Подготовить и провести занятия по конвенции ООН «О правах ребёнка», «Право ребёнка на имя», «Право ребёнка жить и воспитываться в семье».

Отслеживание процесса адаптации вновь прибывших воспитанников По мере поступления

Создать социальные паспорта вновь прибывшим

Индивидуальное консультирование воспитанников по личным вопросам, учёбе, поведении, их прав и обязанностей. В течение года

3. Взаимодействие со структурными  подразделениями детского дома

3.1 Взаимодействие с воспитателями, учителями (Учеба, проблемы воспитанников, помощь в решении проблем). В течение года

3.2 Взаимодействие с медицинской службой в оформлении документации: для военкомата, ВОПБ, оформление в дом – интернаты. В течение года

3.3 Выступать на совещании воспитателей с информацией В течение года

4. Работа с документацией  и информацией

4.1 Оформление документации для военкомата 

По запросу

 

РВК

4.2 Оформление документации в ЦЗ населения, отдел социальной защиты по летнему трудоустройству несовершеннолетних. Март, апрель, май, июнь, июль, август

5. Работа с семьёй

5.1 Поддерживать связь с родственниками воспитанников с целью дальнейшей поддержки их в жизни посредством переписки, личных встреч (Никулины, Петровы, Барунин, Липунов, Степановы, Бороздина, Расторгуев, Коптевы). В течение года

6. Сопровождение

Информация о работе Особенности социальной адаптации детей в условиях детского дома