Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:45, дипломная работа

Краткое описание

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми[9;31].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера[9;32].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложени

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

 

 В воспитании культурно-гигиенических  навыков, так же как в любом  другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников  детского учреждения и родителей.  Поэтому, нужно выработать общие  критерии в оценке отдельных  действий, установить общий порядок  выполнения этих действий, четко  определить места расположения  вещей, игрушек, порядок их  уборки и хранения.

 

 Культурно-гигиенические  навыки нуждаются в постоянном  закреплении. Изменение системы  воспитательной работы, отсутствие  внимания к формированию и  использованию навыков может  привести к их быстрой утрате.

 

 

Пути формирования культурно-гигиенических  навыков

 

 

 Формирование культурно-гигиенических  навыков совпадает с основной  линией психического развития  в раннем возрасте - становлением  орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение  предметом-орудием, с помощью  которого человек воздействует  на другой предмет, например, ложкой  ест суп. С помощью соотносящих  действий предметы приводятся  в соответствующие пространственные  положения: малыш закрывает и  открывает коробочки, кладёт мыло  в мыльницу, вешает полотенце  за петельку на крючок, застёгивает  пуговицы, зашнуровывает ботинки.  Взрослые должны помнить об  этом и создавать соответствующие  условия: в ванной (туалетной)  комнате обязательно должны быть  крючочки, полочки, расположенные  на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть  петельки и т. д.

 

 По мере освоения  культурно-гигиенические навыки  обобщаются, отрываются от соответствующего  им предмета и переносятся  в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление  нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно  поначалу) бытовые действия, прежде  всего потому, что они ему хорошо  знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.

 

 Чтобы ускорить формирование  культурно-гигиенических навыков  необходимо в процессе игр  напоминать ребёнку: "Ты всегда  моешь руки перед едой. Не забыл  ли ты помыть руки своей  дочке?". Таким образом, усвоенные  культурно-гигиенические навыки  обогащают содержание детских  игр, а игры в свою очередь  становятся показателем усвоения  культурно-гигиеническими навыками.

 

 Культурно-гигиенические  навыки связаны не только с  игрой. Они лежат в основе  первого доступного ребёнку вида  трудовой деятельности - труда по  самообслуживанию. Малыш научился  одевать платье, колготки, туфли  и начинает осваивать последовательность  одевания: что сначала, что потом.  При этом сформированные навыки  объединяются, образуя схему действий  в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То  есть происходит укрупнение единиц  действия, когда малыш работает  уже не с одним элементом,  а с их группой. Постепенно  трудовые действия объединяются  в сложные формы поведения.  При этом он переносит отношение  к себе на отношение к предметам,  начинает следить за чистотой  не только своего внешнего  вида, но и своих вещей, за  порядком.

 

 Таким образом, можно  утверждать, что сформированные  культурно-гигиенические навыки  обеспечивают переход к более  сложным видам деятельности, стимулируют  их развитие, обогащают содержание  этой деятельности.

 

 Дошкольник 3-х лет осознает  необходимость выполнения культурно-гигиенических  требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что  потом будем есть». Для детей  этого возраста очень важным  является мотив своей внешней  привлекательности: «Надо причесываться,  чтобы красивым быть». Выразить  в речи составляющую навык  последовательность операций, условия  их выполнения младшие дошкольники  еще затрудняются. Легче они выделяют  предметы, необходимые для проведения  бытового процесса, например для  умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает  сам бытовой процесс. Но особенно  значимым становится выполнение  действии в правильной последовательности, потому что ее положительно  оценивает взрослый.

 

 В дошкольном возрасте  у ребенка расширяется круг  культурно- гигиенических навыков,  совершенствуются способы выполнения  бытовых действий, и изменяется  их структура. Дети, как правило,  хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид,  чистоту тела, умеют самостоятельно  замечать и устранять неполадки  в своем внешнем виде.

 

 Культурно-гигиенические  навыки выступают как важная  составная часть культуры поведения  (С.В. Петерина). Действия ребенка  все более автоматизируются, а  его сознание освобождается для  анализа условий, в которых  они протекают, и для контроля  за качеством их выполнения. Навыки  усложняются и постепенно превращаются  в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного  возраста культурно-гигиенические  навыки все больше объединяются  с трудовыми. Теперь ребенок  следит за чистотой одежды  и приводит ее в порядок,  самостоятельно подготавливает  условия для бытового процесса.

 

 Ребенок регулирует  свое поведение в соответствии  со сформированным представлением  о способе поведения в бытовых  процессах. 

 

 Высокое качество выполнения  одного действия приносит ребенку  удовлетворение и позволяет перейти  к другому. Поэтому он сначала  раздевается после прогулки, потом  идет мыть руки и после этого  садится обедать. И если сначала  действие побуждалось мотивом,  лежащим вне его, например в  требовании взрослого или в  понимании необходимости его  выполнения, то потом мотивом  становится сама потребность  выполнить действие.

 

 Таким образом, освоенные  культурно-гигиенические навыки  превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования  привычек выступает положительное  отношение ребенка к бытовой  деятельности и систематическое  повторение бытовых процессов,  предполагающих его известную  самостоятельность. 

 

 Привычки выполнять  требования личной гигиены и  культурного поведения проявляются  в разных жизненных ситуациях.  А бытовые процессы выполняются  без напоминания взрослых. Постепенно  возрастает сознательное отношение  к своему поведению и контроль  за ним. То есть дошкольник  переходит от импульсивного поведения  к личностному, произвольно регулируемому  на основе усвоенного образца.  Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно  выполнять бытовые процессы. Режим  дня в дошкольном возрасте  продолжает играть важнейшую  роль в организации бытовой  деятельности и усвоении правил  поведения. 

 

 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

 Воспитание культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания  являются одним из важнейших  направлений воспитательной работы  в детском саду. Работа по формированию  культурно-гигиенических навыков  и навыков самообслуживания должна  проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

 

 Контроль над правильностью  выполнения движений должен осуществляться  поэтапно. Важно применение различных  средств поощрения и наглядных  средств для повышения заинтересованности  детей. Хорошие результаты дает  применение системы М. Монтессори  – упражнения в практической  жизни. «Чем раньше мы начинаем  воспитывать в детях стремление  самим добиваться своих целей,  тем скорее создадим сильных  и свободных людей», – говорила  М. Монтессори. [9;67] Педагог способствует  этому, соответствующим образом  подготавливая среду. Ребенку  предоставляется возможность упражняться  в заботе о самом себе. Он  учится обращаться с ложкой, ножницами,  салфеткой и т. д. Он застегивает,  расстегивает одежду, ухаживает  за ней: стирает, гладит. Затем  ребенка учат заботиться об  окружающей среде. Он протирает  пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к  ребенку не с помощью наставлений  и объяснений, а в результате  постоянных упражнений, самостоятельной  деятельности в специальной организованной  для этого среде. Для каждого  упражнения должен быть подобран  рабочий материал, который предъявляется  ребенку индивидуально, строго  определенным образом и в соответствующей  последовательности.

 

 В соответствии с  требованиями Программы воспитания  и обучения в детском саду  ребенок к 4 годам должен следить  за своим внешним видом, уметь  правильно пользоваться мылом,  аккуратно мыть руки, лицо, уши;  насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место,  пользоваться расческой и носовым  платком, освоить элементарные  навыки поведения за столом: правильно  пользоваться столовой и чайной  ложками, вилкой, салфеткой; не  крошить хлеб, пережевывать пищу  с закрытым ртом, не разговаривать  с полным ртом.

 

 Нами были определены  задачи экспериментальной части  исследования:

 

Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков  у детей второй младшей группы.

 

Определить сформированность культурно-гигиенических навыков  у детей второй младшей группы.

 

Разработать мероприятия  по формированию культурно-гигиенических  навыков и привычек у детей  младшего дошкольного возраста

 

Определить эффективность  разработанных мероприятий.

 

 Эксперимент состоял  из 3-х этапов:

 

Констатирующего;

 

Формирующего;

 

Контрольного.

 

 База исследования: воспитанники  второй младшей группы ДОУ  № 17 г.Сызрани. 

 

 

Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков  у детей младшего дошкольного  возраста

 

 

 Для участия в дальнейшем  исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в  каждой (Приложение 1). Одну группу  мы определили как экспериментальную,  а другую как контрольную. 

 

 Цель констатирующего  эксперимента: изучить объем и  уровень сформированности навыков  и умений и определить условия  воспитания культурно-гигиенических  навыков у детей второй младшей  группы. Для этого необходимо:

 

 а) установить объем  культурно-гигиенических навыков,  предусмотренный для детей данной  возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования  носовым платком, поддержания  порядка в костюме и прическе;

 

 б) выявить и оценить  уровень сформированности навыков:  рациональность и последовательность  операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.

 

 г) выявить условия,  созданные в группе для формирования  культурно-гигиенических навыков;

 

 д) выявить формы  организации, приемы обучения  и приучения, их специфику и  эффективность;

 

 е) выяснить отношение  детей к требованиям и указаниям  взрослого, их самостоятельность,  активность, взаимопомощь.

 

 Мы вели наблюдение  за работой воспитателя и восьмью  детьми экспериментальной и контрольной  групп исследования в течение  3-х дней. Наблюдение проводилось  по схеме, которую мы предварительно  разработали на основании требований  «Программы воспитания в детском  саду».

 

 

 Таблица 1. Сформированность  культурно-гигиенических навыков  у детей экспериментальной группы.

Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов 

Сформированность навыка опрятной еды

 

(в баллах) Кол-во баллов Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) Кол-во баллов 

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком 

 

( в баллах) Общее кол-во баллов Уровень сформированности

 

1 2 3 4 5 6 7 

1 2 3 4 5 6 7 

1 2 3 4 5 6 7 

 

 

 

 

Ахметжанов Айрат 1 1 1 1 1 1 2 8 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 2 24 Н

Галкина Катя 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 44 С

Моисеев Ваня 2 2 2 2 1 1 2 12 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 43 С

Крылова Настя 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 45 С

 

 

 

 

 Т

 

 Таблица. 2 Сформированность  культурно-гигиенических навыков  у детей контрольной группы.Имя,  фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов 

Сформированность навыка опрятной еды

 

(в баллах) Кол-во баллов Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) Кол-во баллов 

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком 

 

( в баллах) Общее кол-во баллов Уровень сформированности

 

1 2 3 4 5 6 7 

1 2 3 4 5 6 7 

1 2 3 4 5 6 7 

 

 

 

 

Буклеев Максим 2 2 2 2 2 2 2 14 1 1 1 1 1 2 2 9 1 1 1 1 1 1 1 7 2 32 Н

Дмитриева Оля 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 45 С

Мягков Кирилл 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 2 2 2 2 2 2 2 14 2 30 Н

Милихина Даша 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 22 Н

 

 

 

 Примечание.

 

 Навыки опрятной еды  включают умение :

 

Правильное пользование  столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

 

Не крошить хлеб;

 

Пережевывать пищу с закрытым ртом;

 

Не разговаривать с  полным ртом;

 

Тихо выходить по окончании  еды из-за стола;

 

Благодарить;

 

Пользоваться только своим  прибором.

 

 Навыки мытья рук  и личной гигиены включают  умение:

 

Мыть лицо, уши, руки

Информация о работе Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста