Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:45, дипломная работа
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми[9;31].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера[9;32].
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложени
Закатать рукава;
Смочить руки;
Взять мыло, намыливать до появления пены;
Смыть мыло;
Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
Пользоваться расческой.
Навыки снимания и
надевания одежды в
Расстегнуть пуговицы;
Снять платье (брюки);
Аккуратно повесить;
Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
Снять обувь;
Снять колготки, повесить на рубашку(платье);
Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно
выполнял все действия
правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;
действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;
неумение выполнять действие – 1 балл.
Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.
Уровни сформированности
культурно-гигиенических
Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62-
40 баллов) – один и более навыков,
находятся в стадии
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Анализ результатов показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей(75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка(25%) навыки не сформированы.
Так, Галкина Катя, Моисеев
Ваня, Крылова Настя умеют
У Ахметжанова Айрата
ни один из навыков не
По результатам проведенного
исследования (Таблица 2) у большинства
детей(75%) контрольной группы навыки
не сформированы. Так, Мягков Кирилл
во время принятия пищи суп
ел чайной ложечкой, на вопрос
воспитателя почему он ест
маленькой ложечкой, мальчик ответил,
что дома ему дают такую
ложку. Вилкой большинство
В обеих группах
было замечено, что дети не
говорят спасибо, выходя из-за
стола по окончании еды. Руки
дети вытирают не всегда
Анализируя условия,
созданные в группе для
Для привития культурно-
Формирование культурно-
По результатам
Рис. 1 Показатели сформированности
навыков у детей
Рис.2. Показатели сформированности
навыков у детей
Пояснение к диаграммам.
Для показателей сформированности навыков мытья рук, опрятной еды, снимания и надевания одежды в определенном порядке:
7-10 баллов – формирование
навыка вызывает сильные
11-17 баллов – формирование
навыка вызывает
18-21- формирование навыка не вызывает затруднения.
Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:
1 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;
2- формирование навыка
вызывает незначительные
3- формирование навыка не вызывает затруднения
Таким образом, исходя из результатов
констатирующего этапа
Мероприятия по формированию
культурно-гигиенических
Для успешного формирования
культурно-гигиенических
организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
индивидуальная работа с
каждым ребенком, учет уровня его развития
и темпов овладения культурно-
организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
В ходе формирующего
этапа эксперимента были
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений.
В процессе работы
нами были применены наглядные
приемы обучения навыкам –
показ, пример, которые занимают
особенно большое место в
Объяснение нового
действия сначала давалось
В своей работе мы
широко использовали прием
В некоторых случаях
приходилось использовать
Одним из ведущих
приемов, которые мы
Существенной частью
педагогического процесса по
формированию культурно-
Была проведена беседа
с педагогами и обслуживающим
персоналом, работающими на данной
группе о необходимости иметь
аккуратный внешний вид,
Обязательным условием
для формирования культурно-
Режимные моменты
При рациональной организации
обстановки обязательным
Знание особенностей
состояния нервной системы
Широко использовали
мы в своей работе
Т.к. культурно-гигиеническое
воспитание, осуществляемое в дошкольном
учреждении, должно не прерываться
и в домашних условиях, были
разработаны рекомендации для
родителей по формированию
На этом формирующий
этап эксперимента был
Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для проверки эффективности
проделанной нами работы на
формирующем этапе
Данные представлены в таблицах 3,4.
Имя, фамилия ребенка
Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах) Кол-во баллов Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) Кол-во баллов
Уровень сформированности навыка пользования носовым платком