Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:45, дипломная работа

Краткое описание

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми[9;31].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера[9;32].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложени

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

 

Закатать рукава;

 

Смочить руки;

 

Взять мыло, намыливать до появления  пены;

 

Смыть мыло;

 

Сухо вытереть руки, аккуратно  сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

 

Пользоваться расческой.

 

 Навыки снимания и  надевания одежды в определенном  порядке включают умение:

 

Расстегнуть пуговицы;

 

Снять платье (брюки);

 

Аккуратно повесить;

 

Снять рубашку и аккуратно  её повесить на брюки;

 

Снять обувь;

 

Снять колготки, повесить на рубашку(платье);

 

Надеть в обратной последовательности.

 

 Если ребенок правильно  выполнял все действия входящие  в навык, то за:

 

 правильно выполненное  действие ребенок получал - 3 балла;

 

 действие выполненное  с небольшими неточностями -2 балла;

 

 неумение выполнять  действие – 1 балл.

 

 Наибольшее количество  баллов, которое мог набрать ребенок  по каждому критерию - 21.

 

 Уровни сформированности  культурно-гигиенических навыков

 

 Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы  прочно;

 

 Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков,  находятся в стадии становления;

 

 Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не  сформированы.

 

 Анализ результатов  показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей(75%) экспериментальной  группы навыки находятся в  стадии становления, у одного  ребенка(25%) навыки не сформированы.

 

 Так, Галкина Катя, Моисеев  Ваня, Крылова Настя умеют пользоваться  столовой и чайной ложками,  аккуратно после принятия пищи  пользуются салфеткой. Во время  принятия пищи за столом не  разговаривают, пользуются столовыми  приборами; одежду снимают в  определенной последовательности, но во время надевания эта  последовательность у этих детей  нарушается. Дети стараются соблюдать  правила личной гигиены: моют  руки перед едой и после  посещения туалета. Все дети  с желанием убирают игрушки,  книжки и строительный материал, но не в места их определения. 

 

 У Ахметжанова Айрата  ни один из навыков не сформирован.  Для ребенка характерны отказные  операции. Мальчик очень замкнутый,  на замечания реагирует плачем  или замыкается. К данному мальчику  необходимо соблюдать индивидуальный  подход.

 

 По результатам проведенного  исследования (Таблица 2) у большинства  детей(75%) контрольной группы навыки  не сформированы. Так, Мягков Кирилл  во время принятия пищи суп  ел чайной ложечкой, на вопрос  воспитателя почему он ест  маленькой ложечкой, мальчик ответил,  что дома ему дают такую  ложку. Вилкой большинство детей  не умеют пользоваться. Салфетку  применяют по назначению и  без напоминания воспитателя  только 2 человека (Дмитриеева Оля,  Буклеев Максим). Дети контрольной  группы во время принятия пищи  разговаривают за столом. Кирилл, после того, как съел свое печенье  стал отнимать у Оли её.

 

 В обеих группах  было замечено, что дети не  говорят спасибо, выходя из-за  стола по окончании еды. Руки  дети вытирают не всегда своими  полотенцами, вешают их не на  свои места. У многих детей  как экспериментальной, так и  контрольной групп замечено проявление  негативной реакции на предложение  воспитателя причесаться. 

 

 Анализируя условия,  созданные в группе для формирования  у детей культурно-гигиенических  навыков следует отметить следующее.  Все требования САНПина соблюдены,  т. е мебель подобрана в соответствии  с ростом детей, в группе  соблюдается тепловой и воздушный  режим, степени освещенности соответствует  требованиям, но в группе достаточно  мало дидактических игр, которые  способствовали бы наилучшему  усвоению культурно-гигиенических  навыков, воспитатели в своей  работе очень редко используют  художественное слово.

 

 Для привития культурно-гигиенических  навыков педагоги данной группы  применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые  приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических  навыков у детей этого возраста  осваивается, прежде всего, в  дидактических играх и игровых  ситуациях. 

 

 Формирование культурно-гигиенических  навыков должно осуществляться  детским садом в тесном контакте  с семьей. В данной группе отсутствует  единая линия в требованиях,  в создании условий, которые совершенно необходимы для выработки и закреплении у детей культурно-гигиенических навыков.

 

 По результатам констатирующего  эксперимента мы составили диаграмму  (Рис1, Рис.2) из которой видно формирование  каких навыков вызывает наибольшее  затруднение .

 

 

 

Рис. 1 Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной  группы (в баллах).

 

 

 

Рис.2. Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной  группы (в баллах).

 

 

Пояснение к диаграммам.

 

Для показателей сформированности навыков мытья рук, опрятной еды, снимания и надевания одежды в  определенном порядке:

 

7-10 баллов – формирование  навыка вызывает сильные затруднения;

 

11-17 баллов – формирование  навыка вызывает незначительные  затруднения;

 

18-21- формирование навыка  не вызывает затруднения.

 

Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:

 

1 - формирование навыка  вызывает сильные затруднения;

 

2- формирование навыка  вызывает незначительные затруднения;

 

3- формирование навыка  не вызывает затруднения

 

Таким образом, исходя из результатов  констатирующего этапа эксперимента мы наметили дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков  у детей экспериментальной группы исследования.

 

 

 Мероприятия по формированию  культурно-гигиенических навыков  у детей младшего дошкольного  возраста

 

 

 Для успешного формирования  культурно-гигиенических навыков  необходимы следующие условия:

 

организация привлекательной  и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском  саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие  росту детей, закрепленные места  хранения вещей, доступные для пользования  и т.д.);

 

разделение осваиваемых  действий, следующих в строго установленном  порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных  динамических стереотипов;

 

многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;

 

индивидуальная работа с  каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

 

организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых  детьми в непривычной обстановке действий;

 

безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и  культурных требований.

 

 В ходе формирующего  этапа эксперимента были разработаны  мероприятия по формированию  у детей экспериментальной группы  культурно-гигиенических навыков.  В ходе реализации данных мероприятий  мы использовали такие методы  и средства как:

 

- личный пример работников  детского сада, родителей; 

 

- использование художественной  литературы, фольклора; 

 

- схемы-модели (последовательность  этапов для отдельных режимных  моментов);

 

- полоскание полости рта  после приема пищи с целью  профилактики кариеса;

 

- обеспечение чистоты  среды; 

 

- соблюдение правил этикета; 

 

- психологическая культура  взаимоотношений.

 

 В процессе работы  нами были применены наглядные  приемы обучения навыкам –  показ, пример, которые занимают  особенно большое место в работе  с маленькими детьми. Показы мы  сопровождали пояснениями. Показ  любого действия давался детям  таким образом, чтобы были выделены  отдельные операции – вначале  наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке  с небольшим интервалом( не более  5-10 секунд). Показ действия малышам  обязательно сопровождался проговариванием  («Теперь возьмем полотенце и  вытрем каждый пальчик»). Это помогает  детям видеть наиболее существенные  моменты, осмыслить действие в  целом. 

 

 Объяснение нового  действия сначала давалось очень  подробно, потом постепенно сужалось  и сводилось к напоминанию  правила, которое было обращено  ко всем или отдельным детям.  Особенно удачной являлась косвенная  форма, когда мы заранее выражали  уверенность в том, что дети  правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как  дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали как нужно правильно выполнить это указание.

 

 В своей работе мы  широко использовали прием поощрения,  но старались этим не злоупотреблять. Мы старались делать так, чтобы  выполнение требований взрослого  стало нормой поведения, потребностью  ребенка.

 

 В некоторых случаях  приходилось использовать порицание,  но делали это в косвенной  форме, не называя имен детей.

 

 Одним из ведущих  приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед  мытьем: «Покажите, как вы засучили  рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты  руки. Хорошей формой упражнения  детей в освоении культурно-гигиенических  навыков явились дидактические  игры.

 

 Существенной частью  педагогического процесса по  формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста являются игры-занятия  с куклой. Нами были спланированы  и проведены следующие игры: «Кукла  Катя проснулась» (Приложение 2), «Кукла Катя обедает» (Приложение 3), «Подбери посуду для куклы»(Приложение 4). Были изготовлены настольно-печатные  игры (Приложение 5).

 

 Была проведена беседа  с педагогами и обслуживающим  персоналом, работающими на данной  группе о необходимости иметь  аккуратный внешний вид, подавать  пример по соблюдению культурно-гигиенических  правил. В противном случае дети  никогда не усвоят эти правила  и не будут твердо убеждены  в том, что они действительно  необходимы, а в дальнейшем могут  пренебрегать ими совсем.

 

 Обязательным условием  для формирования культурно-гигиенических  навыков является соблюдение  детьми режима дня. Поэтому,  совместно с медицинскими работниками  мы вели постоянный контроль  за выполнением режима дня  детьми данной группы. Режим- это  твердо установленный, педагогически,  физиологически обоснованный распорядок  жизни детей, направленный на  полноценное физическое и психическое  развитие каждого ребенка.

 

 Режимные моменты способствуют  воспитанию у детей культурно-гигиенических  навыков, привычек, дисциплинирует  воспитанников, помогает им быть  активными, самостоятельными.

 

 При рациональной организации  обстановки обязательным условием  явился индивидуально-дифференцированный  подход к детям. Нами было  учтено, что у воспитанников имеются  индивидуальные различия: то что  легко дается Насте и Кате, не под силу выполнить Айрату  и Ване. Таким образом, индивидуально-дифференцированный  подход осуществлялся по отношению  к каждому ребенку. Приемы и  методы использовались в зависимости  от особенностей состояния здоровья  и развития ребенка.

 

 Знание особенностей  состояния нервной системы каждого  ребенка позволило нам использовать  наиболее адекватные педагогические  приемы индивидуальной работы  как на занятиях, так и в  свободное время, в процессе  игры.

 

 Широко использовали  мы в своей работе художественное  слово, народный фольклор (потешки,  прибаутки) для создания положительных  эмоций у детей в процессе  выполнения действий культурно-гигиенических  навыков. 

 

 Т.к. культурно-гигиеническое  воспитание, осуществляемое в дошкольном  учреждении, должно не прерываться  и в домашних условиях, были  разработаны рекомендации для  родителей по формированию данных  навыков в период выходных  дней и на время отпуска.. Если  в детском саду педагог приучает  каждого воспитанника к самостоятельности  при одевании, раздевании, приеме  пищи, во время других бытовых  процессов, а дома все это  за ребенка делают взрослые, то  у ребенка не вырабатываются  устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным  при необходимости выполнить  даже самые простые действия.

 

 На этом формирующий  этап эксперимента был закончен.

 

Проверка эффективности  проделанной работы на формирующем  этапе эксперимента

 

 

 Для проверки эффективности  проделанной нами работы на  формирующем этапе эксперимента  был использован тот же диагностический  материал, что и на констатирующем  этапе.

 

 Данные представлены  в таблицах 3,4.

 

Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов 

Сформированность навыка опрятной еды

 

(в баллах) Кол-во баллов Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) Кол-во баллов 

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком 

Информация о работе Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста