Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:45, дипломная работа

Краткое описание

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми[9;31].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера[9;32].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложени

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

 

( в баллах) Общее кол-во баллов Уровень сформированности

 

1 2 3 4 5 6 7 

1 2 3 4 5 6 7 

1 2 3 4 5 6 7 

 

 

 

 

Ахметжанов Айрат 2 2 2 2 2 2 2 14 1 1 1 1 1 2 2 9 2 2 1 1 1 1 1 9 3 35 С

Галкина Катя 3 3 3 3 3 3 3 21 3 3 2 2 2 2 3 16 3 3 3 3 3 3 3 21 3 62 В

Моисеев Ваня 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 45 С

Крылова Настя 3 3 3 3 3 3 3 21 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 52 С

 

 Таблица 3. Сформированность  культурно-гигиенических навыков  у детей экспериментальной группы 

 

 

 Таблица. 4 Сформированность  культурно-гигиенических навыков  у детей контрольной группы.Имя,  фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов 

Сформированность навыка опрятной еды

 

(в баллах) Кол-во баллов Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) Кол-во баллов 

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком 

 

( в баллах) Общее кол-во баллов Уровень сформированности

 

1 2 3 4 5 6 7 

1 2 3 4 5 6 7 

1 2 3 4 5 6 7 

 

 

 

 

Буклеев Максим 2 2 2 2 2 2 2 14 1 1 1 1 2 2 2 10 1 1 1 1 1 1 1 7 2 33 Н

Дмитриева Оля 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 45 С

Мягков Кирилл 2 2 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 7 2 2 2 2 2 2 2 14 2 32 Н

Милихина Даша 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 1 1 1 2 11 2 41 С

 

 

 

 Как мы можем увидеть  из таблицы 4, у одного ребенка  повысился уровень до высокого (Галкина Катя), у Ахметжанова  Айрата уровень повысился до  среднего, но мальчик по прежнему  испытывает трудности в применении  навыка опрятной еды. Мальчик  не умеет пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно раскрошив  его, набивает полный рот пищей  и при этом разговаривает. У  Крыловой Насти уровень остался  прежним, но девочка хорошо  овладела навыком мытья рук.  Приводим запись наблюдения за  Настей.

 

 Настя подходит к  раковине, открывает кран, обращается  к Ване.: Дали уже воду, да, Ваня?

 

 Ваня: Где мое полотенце? 

 

 Настя: Там вот висит. 

 

 Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется,  отворачивается от брызг. Подходит  Катя.

 

 Настя берет мыло, намыливает  руки и смывает пену с рук,  обращаясь к Кате: Я уже все.  Вот, иди, вот (показывает на  раковину).

 

 Девочка подходит к  полотенцу, рассматривает свою  картинку, достает полотенце из  своей ячейки, тщательно вытирает  руки, складывает полотенце и  вешает его в свою ячейку, выбегает  из туалетной комнаты. 

 

 Кроме того, после сна  девочка самостоятельно подходила  к своей ячейке, брала от туда  расческу и подходила к воспитателю  с просьбой причесать её.

 

 Двое детей остались  на среднем уровне, но у них  совершенствовались действия по  выполнению отдельных навыков.

 

 Есть и положительные  моменты, все дети экспериментальной  группы освоили навык пользования  носовым платком.

 

 На рис. 3 можно проследить  динамику сформированности культурно-гигиенических  навыков у детей экспериментальной  группы отдельно по каждому  навыку.

 

 

Рис. 3 Динамика сформированности культурно -гигиенических навыков  у детей экспериментальной группы.

 

 

В контрольной группе изменения  произошли незначительные. Один ребенок  повысил свой уровень до среднего, один остался на том же уровне, что  и на констатирующем этапе эксперимента. Двое детей немного улучшили свои результаты при выполнении отдельных  навыков.

 

Приведем пример наблюдения за Олей.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня  нам на завтрак приготовили рисовую  кашу, чай с молоком и булочку  с маслом. Приятного аппетита.

 

Оля. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает  поближе тарелку, приговаривает  негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к  соседке по столу к Насте.) А  мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего  стола, к Роме.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает  кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)

 

Наметилась положительная  динамика и у детей, которые не принимали участие в нашей  исследовательской работе, т.к. воспитатели  стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению  культурно-гигиенических навыков.

 

Мы составили график (Рис.4), из которого можно увидеть результативность проделанной нами работы.

 

 

 

Рис.4. Результативность проделанной  работы на формирующем этапе эксперимента.

 

 

Таким образом после проведенного нами эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация  обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической  базой, а и наличие правильно  организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических  навыков, приносит положительные результаты.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 К первоочередным задачам  воспитания маленького ребенка  следует отнести воспитание культурно-гигиенических  навыков.

 

 Прежде всего, необходимо  вызвать у детей желание действовать  определенным образом. Этому во  многом могут способствовать  условия детского сада: благоустроенное  помещение, мебель, соответствующая  возрасту детей. Но мало вызвать  желание, надо научить ребенка  действовать соответствующим образом.  Деятельность детей носит ярко  выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять  внимание показу как держать  ложку, чашку, как двигать руками  при умывании.

 

 Показ, сопровождаемый  объяснением, позволяет быстро  перейти к словесным указаниям  или требованиям. Следует учитывать,  что маленькому ребенку трудно  отказаться от своих желаний,  трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать,  поэтому в своих требованиях  надо стараться отвлечь ребенка  от ненужного действия и переключить  его на нужное.

 

 Если постоянно пользоваться  запретом: «Нельзя брызгаться водой,  нельзя трогать вещи, нельзя бросать  куклу», то у малыша уже в  этом возрасте может развиться  упрямство и своеволие. Ведь  складывается понятие, что взрослые  «мешают» ребенку интересно действовать:  вертеть, крутить, двигать, стучать.  А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить  малыша с ненужного действия  на полезное.

 

 Постепенно повышая  требования к ребенку, необходимо  проводить работу с семьей. Приглашать  родителей в группу, показывать  условия жизни их детей и  приемы обучения. Чаще посещать  ребенка дома, смотреть какие  условия созданы для развития  самостоятельности у детей, а  в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок  и что нужно продолжать закреплять  дома.

 

 Анализ теоретических  положений и методических выводов  позволил предоставить результаты  опытно-экспериментальной работы, проведённой  на базе ДОУ № 17 . Была прослежена  динамика изменения уровня сформированности  культурно-гигиенических навыков  в процессе экспериментальной  работы. При прочих равных условиях  на начальном этапе эксперимента  уровень сформированности детей  был приблизительно одинаков. Анализ  результатов до и после формирующего  эксперимента свидетельствует об  эффективности разработанной нами  методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один  ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего  уровня.

 

 В процессе работы  были замечены такие изменения:  дети стали опрятнее одеваться,  стали следить за своим внешним  видом, по назначению использовать  носовой платок, без напоминания  убирать за собой игрушки, благодарить  друг друга и взрослых. Некоторые  заметно улучшили свое поведение  во время приема пищи свои  знания, за счет общения с другими  детьми. Малыши стали больше проявлять  инициативы в подготовке к  занятиям или приему пищи. Дети  начали замечать неполадки во  внешнем виде друг друга или  окружающей обстановке. Большинство  ребят стали бережно обращаться  с игрушками, поддерживать чистоту  и порядок.

 

 Разумеется, данное исследование  не претендует на достаточно  полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной  организации обстановки в ДОУ  переработаны известные методические  аспекты и адаптированы для  детей младшего дошкольного возраста  в конкретных условиях детского  учреждения.

 

 Исходя из анализа  опытно-экспериментальной работы, можно  прийти к выводу, что гипотеза  о том, овладение детьми младшего  дошкольного возраста культурно-гигиеническими  навыками будет успешнее, благодаря  организации обстановки, способствующей  поддержанию интереса к выполнению  культурно-гигиенических навыков,  подтвердилась. 

 

 Теоретико-методологическую  базу исследования составили  три группы источников. К первой  отнесены авторские издания по  исследуемой проблематике. Ко второй  отнесена учебная литература (учебники  и учебные пособия, справочная  и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные  статьи в периодических журналах  по исследуемой проблематике.

 

 Воспитание культурно-гигиенических  навыков у детей – первооснова  всей дальнейшей работы и основа  для развития физически крепкого  ребенка. К тому же культурно-гигиенические  навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью  и основой для трудового воспитания.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с

 

Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы  заведующей детским садом.-М.: Изд.АСТ, 1997.-394с.

 

Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с.

 

Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с

 

Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.

 

Бондаренко А.К. Дидактические  игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.

 

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001-121с.

 

В детский сад пришла проверка: ваши действия./Под редакцией Савельевой Н.Ю.-Ростов н/Д: Феникс, 2004-672с.

 

Дошкольная педагогика/под  редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой  П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.

 

 Здоровый малыш: Программа  оздоровления детей в ДОУ. /Под  ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003-32с. 

 

 Игуменова Н. Скатерть-самобранка  и ложка-невидимка, или о роли  предметов-заместителей в детской  игре.// Дошкольное образование-2004-№  1-51-52с.

 

 Ипатова Ю. Волшебный  колпак повара, или График дежурства  для малышей.// Дошкольное образование-2008-№  11-35-39с.

 

Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.

 

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков  у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

 

Лабораторный практикум  по дошкольной педагогике и методикам: Учеб пособие./Под редакцией Логиновой  В.И. - М.:Просвещение, 1981-159с.

 

 Лурри Ю.Ф. Физическое  воспитание детей дошкольного  возраста.- М.: Просвещение, 1991-63с.

 

Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.

 

Мир детства: Дошкольник. / Под  ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987-256 с.

 

 Названова Л. Чтобы  зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№14-13-17с.

 

 Программа воспитания  и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.

 

 Петерина С.В. Воспитание  культуры поведения у детей  дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

 

 Степаненкова Э. Физическое  воспитание в детском саду. Программа  и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-96с.

 

 Смирнова Т. Собираем  куклу на прогулку.// Дошкольное  образование. – 2008-№10-53-59с.

 

 Теплюк С. Об опрятности  и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.

 

 Фролова А.Н. Игры-занятия  с малышами.- К.: Рад.шк, 1987-144с.

 

26. Яковенко Т., Ходонецких  З. О воспитании культурно-гигиенических  навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№  8-15-20с.


Информация о работе Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста