Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:45, дипломная работа
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми[9;31].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера[9;32].
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложени
( в баллах) Общее кол-во баллов Уровень сформированности
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
Ахметжанов Айрат 2 2 2 2 2 2
Галкина Катя 3 3 3 3 3 3 3 21 3 3 2 2
Моисеев Ваня 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2
Крылова Настя 3 3 3 3 3 3 3 21 2 2 2
Таблица 3. Сформированность
культурно-гигиенических
Таблица. 4 Сформированность
культурно-гигиенических
Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах) Кол-во баллов Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) Кол-во баллов
Уровень сформированности навыка пользования носовым платком
( в баллах) Общее кол-во баллов Уровень сформированности
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
Буклеев Максим 2 2 2 2 2 2 2 14 1 1 1
Дмитриева Оля 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2
Мягков Кирилл 2 2 1 1 1 1 1 9
Милихина Даша 2 2 2 2 2 2 2
Как мы можем увидеть
из таблицы 4, у одного ребенка
повысился уровень до высокого
(Галкина Катя), у Ахметжанова
Айрата уровень повысился до
среднего, но мальчик по прежнему
испытывает трудности в
Настя подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ване.: Дали уже воду, да, Ваня?
Ваня: Где мое полотенце?
Настя: Там вот висит.
Ваня намыливает руки,
затыкает кран рукой, смеется,
отворачивается от брызг.
Настя берет мыло, намыливает руки и смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Девочка подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, достает полотенце из своей ячейки, тщательно вытирает руки, складывает полотенце и вешает его в свою ячейку, выбегает из туалетной комнаты.
Кроме того, после сна
девочка самостоятельно
Двое детей остались
на среднем уровне, но у них
совершенствовались действия
Есть и положительные
моменты, все дети
На рис. 3 можно проследить
динамику сформированности
Рис. 3 Динамика сформированности
культурно -гигиенических навыков
у детей экспериментальной
В контрольной группе изменения произошли незначительные. Один ребенок повысил свой уровень до среднего, один остался на том же уровне, что и на констатирующем этапе эксперимента. Двое детей немного улучшили свои результаты при выполнении отдельных навыков.
Приведем пример наблюдения за Олей.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Оля. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу к Насте.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Роме.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
Наметилась положительная
динамика и у детей, которые не
принимали участие в нашей
исследовательской работе, т.к. воспитатели
стали часто в своей работе
сопровождать действия показа словами,
стали добавлять художественное
слово. В самостоятельной деятельности
дети стали часто пользоваться дидактическими
играми, способствующими закреплению
культурно-гигиенических
Мы составили график (Рис.4), из которого можно увидеть результативность проделанной нами работы.
Рис.4. Результативность проделанной
работы на формирующем этапе
Таким образом после проведенного
нами эксперимента мы можем говорить
о том, что рациональная организация
обстановки в ДОУ, которая включает
не только обеспечение воспитательно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К первоочередным задачам
воспитания маленького ребенка
следует отнести воспитание
Прежде всего, необходимо
вызвать у детей желание
Показ, сопровождаемый
объяснением, позволяет быстро
перейти к словесным указаниям
или требованиям. Следует
Если постоянно пользоваться
запретом: «Нельзя брызгаться водой,
нельзя трогать вещи, нельзя бросать
куклу», то у малыша уже в
этом возрасте может развиться
упрямство и своеволие. Ведь
складывается понятие, что
Постепенно повышая
требования к ребенку,
Анализ теоретических
положений и методических
В процессе работы
были замечены такие изменения:
Разумеется, данное исследование
не претендует на достаточно
полное, и вопрос остаётся актуальным.
Однако в плане рациональной
организации обстановки в ДОУ
переработаны известные
Исходя из анализа
опытно-экспериментальной
Теоретико-методологическую
базу исследования составили
три группы источников. К первой
отнесены авторские издания по
исследуемой проблематике. Ко второй
отнесена учебная литература (учебники
и учебные пособия, справочная
и энциклопедическая
Воспитание культурно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом.-М.: Изд.АСТ, 1997.-394с.
Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с.
Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.
Бондаренко А.К. Дидактические
игры в детском саду.-М.:
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001-121с.
В детский сад пришла проверка:
ваши действия./Под редакцией
Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.
Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003-32с.
Игуменова Н. Скатерть-
Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2008-№ 11-35-39с.
Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
Конина Е.Ю. Формирование
культурно-гигиенических
Лабораторный практикум
по дошкольной педагогике и методикам:
Учеб пособие./Под редакцией
Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991-63с.
Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.
Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987-256 с.
Названова Л. Чтобы
зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.
Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-96с.
Смирнова Т. Собираем
куклу на прогулку.// Дошкольное
образование. – 2008-№10-53-
Теплюк С. Об опрятности
и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№
Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами.- К.: Рад.шк, 1987-144с.
26. Яковенко Т., Ходонецких
З. О воспитании культурно-