Особенности формирования математических представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:32, дипломная работа

Краткое описание

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель - изучить особенности формирования элементарных математических представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи данной работы:
1. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Определить значение занимательного математического материала, как средства развития представлений о форме предметов.
4. Выявить возможности задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования элементарных математических представлений о форме у детей старшего дошкольного
возраста.…..……………………………………………………………………..…..7
1.1 Особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного
возраста………………………………………………………………...…….7
1.2. Формирование элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста………………………………………...……..12
1.3 Методика формирования представлений о форме предметов у детей
старшего дошкольного возраста…………………………………..………26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
элементарных математических представлений о форме у детей старшего
дошкольного возраста …………………………………………………………...35
2.1. Описание исследования……………………………..………………...35
2.2 Характеристика уровня развития представлений о форме предметов
у детей подготовительной к школе группы на констатирующем этапе
эксперимента…………………………………………….…………………37
2.3 Проведение занятий на развитие представлений о форме предметов
у детей экспериментальной группы…………………….………………..42
2.4. Определение уровня развития представлений о форме предметов у
детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе
эксперимента……………………………………………….……………...46
Заключение…….……………………………………………..…….…………….50
Список используемой литературы….……..…………….……….……………52

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 549.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….………..4

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования элементарных математических представлений о форме у детей  старшего дошкольного 

возраста.…..……………………………………………………………………..…..7

1.1 Особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного

возраста………………………………………………………………...…….7

1.2. Формирование элементарных математических  представлений у 

детей дошкольного возраста………………………………………...……..12

1.3 Методика формирования представлений  о форме предметов у детей

старшего дошкольного возраста…………………………………..………26

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию

элементарных математических представлений о форме у детей  старшего

дошкольного возраста …………………………………………………………...35

2.1. Описание исследования……………………………..………………...35

2.2 Характеристика уровня  развития представлений о форме  предметов 

у детей подготовительной к школе группы на констатирующем этапе 

эксперимента…………………………………………….…………………37

2.3 Проведение занятий  на  развитие представлений о  форме предметов

у детей экспериментальной  группы…………………….………………..42

2.4. Определение уровня развития  представлений о форме предметов  у 

детей контрольной и экспериментальной  групп на контрольном этапе 

эксперимента……………………………………………….……………...46

Заключение…….……………………………………………..…….…………….50

Список используемой литературы….……..…………….……….……………52

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

На протяжении детства  ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

К пяти годам ребенок  легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

Первые представления  о форме, размерах и взаимном положении  предметов в пространстве, дети накапливают  в процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. К 6 – 7 годам многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями предметов.

Основой формирования у  детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

Представлению формы  предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка  умений узнавать в соответствии с  эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у дошкольников большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

Проблемой нашего исследования стал вопрос как происходит  формирование элементарных математических представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста.

Соответственно были выделены объект исследования – дети старшего дошкольного возраста и предмет исследования - процесс развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом объекта и  предмета исследования была сформулирована цель - изучить особенности формирования элементарных математических представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью  исследования были определены задачи данной работы:

1. Изучить психологические  особенности восприятия формы  предметов детьми дошкольного возраста.

2. Рассмотреть методику  развития представлений о форме  предметов у дошкольников.

3. Определить значение  занимательного математического  материала, как средства развития  представлений о форме предметов.

4. Выявить возможности  задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

Была выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что уровень развития представлений о форме предметов у старших дошкольников зависит от различных форм использования занимательного математического материала, а именно от применения задач-головоломок.

Для осуществления исследовательской  работы нами были определены следующие методы:

- теоретический  анализ психолого-педагогической  и методической литературы,

- педагогическое  наблюдение за деятельностью  дошкольников,

- изучение продуктов  деятельности дошкольников,

- проведение  констатирующего, формирующего и  контрольного экспериментов.

В этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А.Михайлова, Л.С. Метлина.

Дипломная работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования элементарных математических представлений о форме у детей  старшего дошкольного возраста.

 

1.1 Особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста

 

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного  возраста является восприятие. Оно  выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный  образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.

Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.

В психологии одним из свойств восприятия выделяют целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечивает накопление жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не умеют разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно смешивать части и целое. Восприятие вещей остается глобальным, без различения деталей. Дети воспринимают детали как самостоятельный объект, а не как части целого, и именно поэтому они оказываются чувствительны к ним. При восприятии предметов существенное значение играет то, какая часть рассматривается, какую роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства. Важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это, как правило, происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники выполняют различные действия с предметами: конструируют предмет и составные элементы; узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т.д. Основная цель таких игр – это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным признакам или частям.[4; с.109].

Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста.

В противоположность заявлениям Г. Фолькельта и других ученых о том, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме», советские исследователи не только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, но и вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета. Так, при изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика из цветной мозаики).

Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. По мнению, психолога З.М. Богуславской огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно.

Исключив «конфликтность» в предложенном детям-дошкольникам задании (или форма, или цвет), психолог С. Н. Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно.

В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы. Так, трех-, четырехлетние дети в треугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз,- воронку, в прямоугольнике - окно. Пяти-, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик - как кусок мыла, а цилиндр - как будто стакан.

Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь - это прямоугольник, колпак лампы - шар, а воронка - это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.[3; с.27]

Спорным в детской психологии является и вопрос о том, на что опирается ребенок в своем восприятии предмета: на его целостное отражение или на узнавание отдельных частей. Исследования (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет однозначного и единственно правильного ответа. С одной стороны, в восприятии целого незнакомого предмета ребенок, по утверждению Г. Фолькельта, передает лишь свое общее «впечатление от целого»: «нечто дырявое» (решетка) или «нечто колющее» (конус). Находясь «во власти целого» (Зейферт), дети якобы не умеют выделять составляющие его части. На эту же «власть целого» указывают и многие авторы, изучавшие детские рисунки. Они объясняют такие факты якобы неспособностью ребенка-дошкольника к познавательной аналитической деятельности из-за его слишком ярко выраженной эмоциональности.

Информация о работе Особенности формирования математических представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста