Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить и теоретически обосновать условия формирования патриотизма у современной молодёжи.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основания формирования патриотизма у современной молодёжи.
2. Выявить специфику процесса патриотического воспитания в России.
3. Определить влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Проблема патриотизма в современном мире
1.1 Понятие патриотизма………………………………………………………...6
1.2 Отношение к патриотизму в истории России……………………………...13
Глава 2. Формирование и воспитание патриотических чувств
2.1 Процесс патриотического воспитания в России…………………….…....22
2.2 Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи………………………………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..39
Во времена Киевской Руси - смерть за родную землю считали почетной славой, обязанностью перед Родиной, а при Петре Первом - Отчизна начала отождествляться с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью.
Но, несмотря на давность своего происхождения, это понятие до сих пор не имеет четкого определения, назрела необходимость его более полного и всеобъемлющего рассмотрения.
Все многообразие подходов к определению понятия "патриотизм" можно условно разбить по таким направлениям:
1. Патриотизм, особенно если
иметь в виду его
2. Этическая, многовекторная категория в основе, которой преданность, любовь, активная социальная деятельность.
3. Патриотизм не только
грань жизни общества, но и
источник его существования и
развития, атрибут жизнеспособности,
информационная система,
4. Первым субъектом патриотизма
выступает личность, а патриотизм
является целостной
5. Истинный патриотизм наиболее полно проявляется в личности, группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
6. Является результатом
отображения Родины и
7. Проявление национального самосознания, осознание своей территории государственность, постулат этнического достоинства.
8. Признак высокой гражданской культуры, нравственный принцип, традиция, эмоционально- объединительный фактор.
9. Негативное чувство единства.
10. Окружен мифами и иллюзиями, близок к религии.
Патриотизм - это даже не система это - многомерная, разноплановая категория; синтез, компонентами которого являются отдельные качества эмоционального – чувственного, интеллектуального и деятельностно - поведенческого характера личности и социума. Постепенно осуществляется значительное поступательное обогащение и усложнение содержания патриотизма. Находят свое отражение новые компоненты. Патриотизм от чувственного переходит к рационально - идеологическому, дифференцируется, вбирает в себя философские, правовые, политические, моральные и эстетические элементы.
Патриотизм прежде всего предполагает ревностное отношение человека к конкретным каждодневным делам для улучшения политического, экономического и военного положения Отечества, его обустройства, роли в международном разделении труда, достойном развитии всех регионов государства, интересов защиты Родины.
Уважение к истории государства, его предкам означает благожелательность по отношению ко всем своим соотечественникам, прежде всего землякам, являющихся гражданами данного государства, осознание единого общественного организма, его героического прошлого.
Любовь к малой и большой Родине - это почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о них, уважение местных традиций, преданность родной земле до конца своей жизни. Эта любовь простирается от своего дома, улицы, села, поселка, города до границ данного территориального образования ("а я тамбовский").
Следовательно, широта понимания границ своей родины, а также повседневная деятельность индивида, улучшение экономического и экологического состояния родной территории - все это определяет степень патриотизма каждого гражданина, является критерием уровня его истинного патриотического сознания. Чем шире территория, которую индивид считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к Отечеству, чем более весом его вклад в его благополучие и процветание, тем больший патриот данный человек, тем выше его патриотизм.
Патриотизм - составная часть русской национальной идеи, неотемлимый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как символ мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства.
Исходя из этого, вполне можно согласиться с определением патриотизма, данным российским ученым А.В.Опалевым: "Патриотизм - это наиболее значимая ценность, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим достоянием личности, характеризующей высший уровень ее развития, и проявляется в ее активной деятельности на благо Родины. Патриотизм выражает любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в беззаветном служении своему народу, вплоть до самопожертвования".
1.3 Отношение к патриотизму в истории России.
По мнению учёных, зачатки патриотизма появляются ещё в первобытнообщинной формации. В те времена патриотизм опирался на кровнородственные связи, носил эмоционально-чувственный характер. Корни патриотизма кроются в нескольких примитивных, биологически необходимых предрасположениях: из инстинктов размножения (продолжения вида) и питания (сохранения вида) вырастают инстинкты охраны и защиты потомства и территории обитания.
Патриотизм и героизм - личностные качества, которые формируются в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей человека в изменяющейся обстановке. Они тесно связаны с потребностью в безопасности, которая служит своеобразным связующим звеном между естественными потребностями и потребностями социальными.
Родоплеменная организация общества, основывавшаяся на чувстве коллективного своего (общие для членов племени добыча, скот, дети), настоятельно требовала защиты, прежде всего, своих сородичей. При этом ценность территории обитания зависела от наличия необходимой для поддержания жизнедеятельности флоры и фауны. По мере перехода к оседлому образу жизни возникла потребность и в охране своей территории. Именно тогда возникают зачатки государственности: вооруженная охрана как необходимая форма защищенности территории племени; героизм и патриотизм как идеология выживания человеческой общности.
Появление частной собственности, закрепление территорий в рамках отдельных государств, многочисленные войны за передел территорий настоятельно диктовали необходимость развития у населения страны патриотизма и героизма. Именно тогда чувство привязанности и любви к родной территории соединяется с гражданской ответственностью, что усиливает социальная связь личности с Отечеством.
В условиях формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания всего народа. В нормально развивающемся обществе патриотизм - такое же естественное чувство личного самоуважения и достоинства человека как любовь к своей семье. Любовь к Родине, обязанность служить своему народу и Отчизне формируются в повседневной жизни по мере расширения связей отдельного человека с другими людьми - сначала с земляками, а потом - с народом всей страны. При этом частота обращения государства и общества к патриотизму прямо пропорциональна величине внешней угрозы, а его содержание напрямую зависит от господствующей идеологии.
В памяти россиян патриотизм и героизм в полной мере ассоциируются с именами князей А. Невского и Д. Пожарского, крестьянина И. Сусанина, полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова, адмирала А.В. Колчака, маршалов Г.К. Жукова и В.К. Блюхера, летчика Н. Гастелло, рядового А. Матросова и сотен тысяч других россиян.
Анализ древнерусской истории показал, что в те времена эквивалент слову "патриотизм" отсутствовал, а слово "Родина" не употреблялось. Это, по-видимому, связано с княжескими междоусобицами, отсутствием национального единства. Тем не менее, во многих произведениях Древней Руси явно слышатся патриотические мотивы: гордость за свою землю, восхищение её красотой и величием, осуждение пагубных раздоров.
Условия для формирования общерусского патриотического сознания возникли лишь с образованием Российского государства в конце XV века. Бурные события начала XVII века ("Смутное время") нашли отражение в исследованиях В.И. Даля, Н.М. Карамзина, В.В. Максимова и обозначили контуры понятия "патриотизм", близкие к современному пониманию.
В годы правления Петра I патриотизм принял характер государственной идеологии, а главным девизом россиян становится девиз: "Бог, Царь, Отечество!".
В основу системы воспитания защитников России было положено требование воспитывать в воинах преданность Отечеству. Крупнейшие военные деятели России, такие как А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.А. Драгомиров, утверждали, что патриотическая работа должна вестись с опорой на историю, воинские традиции и ритуалы, использование военной символики, материального и морального стимулирования. Большое значение они придавали личному примеру командиров.
Системно-генетический анализ принципов, оказывавших влияние на массовое общественное сознание, показывает, что российское государство, влияя на общественное сознание, использовало триаду приоритетных ценностей:
-идеология (православие - в дореволюционный период; марксизм-ленинизм - в период советской власти);
-государственность, ассоциируемую либо с самодержцем, либо с партийным вождем, либо с центральным органом компартии;
-народность. Последняя часть триады при царизме воплощалась в приоритете русского народа, при советской власти - в гегемонии сначала пролетариата, затем рабочего класса над остальными классами и социальными группами, затем - в провозглашенной идеологами КПСС единой социальной общности под названием "советский народ".
Сегодня острая потребность
в патриотизме населения страны
в как государственной
Новые социально-экономические условия жизни россиян, становление новой государственности, гражданского общества дали основание для пересмотра изучаемых понятий с позиций общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов.
Важным является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека. Прежняя трактовка - "раньше думай о Родине, а потом о себе" - уступает место другому пониманию: "Если я не для себя, то зачем я? Но если я только для себя, то зачем я живу?".
К главным особенностям российского патриотизма в современном обществе можно отнести:
-глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту;
-державность, отражающая тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась военным государством, оплотом которого были силовые структуры: армия, флот, казачество, жандармерия;
-интернациональный характер, ибо Россия - многонациональное государство;
-деятельностная направленность, ему чужд созерцательный характер, он всегда выступает мощным духовным фактором в решении практических задач развития нашего общества.
На протяжении всей русской истории патриотизм был важнейшей составляющей общественного сознания. Но отношение к нему часто приобретало форму серьёзного противостояния различных социальных слоёв и групп русского общества, проявляющегося в области политики, идеологии, религии. Свидетельством тому является многовековая борьба «западников» и «славянофилов». Причём, если «славянофилы» отражали взгляды русских патриотов, то «западники» всегда были противниками русского национального патриотизма — апатриотами, космополитами, людьми, лишёнными чувства Родины. Принадлежность к тому или иному течению далеко не всегда определялась национальностью. Например, Пётр I, русский по крови, был «западником» по убеждениям, а императрица Екатерина II, немка по крови, была русским патриотом. Ну а роль личности в истории, тем паче такой, комментариев не требует.
В различные времена в России то одни, то другие убеждения одерживали верх. Очевидно, в настоящее время власть в России принадлежит не русским патриотам.
Возникнув на основе родственных чувств, первоначально патриотизм представлялся только на эмоциональном уровне. Однако уже в ХIХ веке появились и другие подходы. Так, ещё в 1827 году В. Ф. Раевский писал, что патриотизм есть «святая любовь к Отечеству, основанная на обязанностях по отношению к нему». Иными словами, патриотизм заключает в себе не только эмоциональное, но и социальное начало. Это не только любовь к Отечеству, но и осознание необходимости социальной активности во благо его.
С другой стороны, основываясь на родственных чувствах, патриотизм не может быть отделён от национализма. Патриотизм и космополитизм — понятия несовместимые. Человек, лишённый чувства Родины, особого отношения к ней, не может быть назван её патриотом, как это сейчас пытаются утверждать наши либералы, стремящиеся одновременно усидеть на двух стульях, поклоняющиеся Западу и называющие себя патриотами России.
Наконец, патриотизм неразрывно связан с гражданственностью. Понятие «гражданин», возникшее ещё в античном мире, первоначально означало наличие неких прав и обязанностей по отношению к государству (полису).
К сожалению, в ХХ веке идея русского патриотизма ошибочно была заменена идеей интернационализма и мировой пролетарской революции. Господствующим стал тезис: «У пролетариата нет Отечества. Патриотизм — буржуазный пережиток». Этой точки зрения придерживался и Ленин. Вследствие этого до начала Великой Отечественной войны в СССР патриотические чувства искоренялись из сознания народа. Только неудачи на фронтах Великой Отечественной войны в 1941—1942-м годах заставили идеологов ВКП(б) понять, что патриотизм — не просто абстрактное эмоциональное понятие, а весьма значительное для истории социальное явление, что, разумно опираясь на него, можно существенно влиять на ход исторических событий. Честь и хвала И. В. Сталину, который, хотя и с задержкой, осознал роль русского патриотизма и церкви. Ещё живы свидетели того, что он в 1941—1942 годах приезжал на метро на станцию «Сокол», где тогда находилась действующая грузинская церковь, и участвовал в Крестных ходах и молениях «За победу русского оружия». К слову сказать, Сталин, не будучи русским по крови, был настоящим русским патриотом, о чём свидетельствует хотя бы его речь на приёме в Кремле по случаю победы в Великой Отечественной войне: первый тост он поднял «За великий русский народ». Сталин разумно и весьма результативно использовал русский патриотизм во благо многонационального государства!
Информация о работе Особенности формирования патриотизма у современной молодёжи